АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Российская Федерация, Камчатский край,
г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 2, тел 8 (4152) 219-200, факс 219-219
e-mail: info@kamchatka.arbitr.ru, http://kamchatka.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-884/2013
03 июля 2013 года
Арбитражный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Вертопраховой Е.В., судей: Довгалюка Д.Н., Жалудя И.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сюртуковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлениям | Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) |
к | Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ИНН 1120936 , ОГРН 4101008057 ) |
о признании недействующими приказов от 20.02.2013 № 107, 109, 112, 116 |
при участии:
от заявителя: | –ФИО1 представитель по доверенности |
от Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края: | – ФИО2 представитель по доверенности |
установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"(ОГРН <***>, юридический адрес: 683013, <...>), (далее – ОАО ЭиЭ «Камчатскэнерго»; общество; заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ОГРН <***>, юридический адрес: 683040, <...>), (далее – Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края; Министерство) – приказов от 20.02.2013 №№ 107 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 769 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Раздольненском сельском поселении Елизовского муниципального района» (дело № А24-884/2013), 109 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 766 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Елизовском городском поселении Елизовского муниципального района» (дело № А24-891/2013), 112 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 765 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Пионерском сельском поселении Елизовского муниципального района» (дело № А24-892/2013), 116 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 762 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Николаевском сельском поселении Елизовскоого муниципального района» (дело № А24-890/2013) (далее – приказы Министерства №№ 107, 109, 112, 116), ссылаясь при этом на п. 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Постановление Правительства РФ № 354; Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354); Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 306); пп. «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Постановление Правительства РФ № 857); Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307), и утверждая о том, что названные приказы Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края нарушают вышеуказанные нормы действующего законодательства, так как: исключают из расчетов новые нормативы, необходимые для применения формул, установленных Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354; предлагают пользоваться старыми нормативами при отсутствии возможности применять формулы, установленные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307, что препятствует осуществлению заявителем нормальной хозяйственной деятельности, в связи с отсутствием возможности проводить легитимные расчеты с потребителями.
Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края представило в суд отзывы на заявления общества о признании недействующими приказов Министерства №№ 107, 109, 112, 116, в которых последнее, ссылаясь на п. 5 Постановления Правительства РФ № 354, пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление Правительства РФ № 344), пункт 2 Постановления Правительства РФ № 307, Постановление Правительства РФ № 857, пункт 13 (1) постановления Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 426-П «Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края» (далее – Положение, утвержденное постановлением Правительства Камчатского края № 426-П), просит отказать обществу в удовлетворении заявленных требований за необоснованностью, так как оспариваемые приказы изданы а рамках полномочий Министерства и в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ № 344, а пункт 5 Постановления Правительства РФ № 354 носит рекомендательный характер.
Определениями суда от 06.05.2013 и от 08.05.2013 дела №№ А24-884/2013, А24-891/2013, А24-892/2013, А24-890/2013, объединены в одно производство, делу по которому присвоен единый номер А24-884/2013.
В судебном заседании представитель общества требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представитель Министерства в судебном заседании просит отказать в удовлетворении требований заявителя по доводам, изложенным в отзывах.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом (предметами) спора в настоящем деле являются нормативные правовые акты – приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 20.02.2013 №№ 107, 109, 112, 116, вносящие изменения в приказы этого же Министерства от 24.12.2012 № 769, 766, 765, 762, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Раздольненском сельском поселении ЕМР, Елизовском городском поселении ЕМР, Пионерском сельском поселении ЕМР, Николаевском сельском поселении ЕМР, соответственно.
Согласно пункту 1.1. части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 07.06.2013 № 126-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ) названный выше пункт дополнен словами «если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда».
Аналогичное положение было закреплено в части 3 статьи 191 АПК РФ, действующей до внесения изменений в АПК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 № 228-ФЗ, продублированное в части 4 статьи 191 АПК РФ (введенной Федеральным законом № 126-ФЗ), предусматривающей, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 11) разъяснено, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда, в связи с этим указанные дела, а также дела, названные в статье 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Вместе с тем, из содержания нормативных правовых актов, оспариваемых заявителем по настоящему делу, следует, что они приняты в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в котором арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать споры, вытекающие из жилищных правоотношений.
Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 14 Информационного письма от 13.08.2004
№ 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее – Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 80) и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 9669/07 следует, что заявления о признании недействующими нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (кроме заявлений о признании недействующими актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, противоречащих антимонопольному законодательству) не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Из установленных судом обстоятельств следует, что оспариваемые в рамках настоящего дела нормативные правовые акты приняты Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, которое в силу пункта 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края № 426-П, является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Камчатского края.
Оспариваемые акты регулируют правоотношения, вытекающие из ЖК РФ, не предусматривающие возможности их оспаривания федеральным законом в арбитражном суде.
Пунктом 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 80 разъяснено, что если в судебном заседании будет установлено, что в применяемом федеральном законе арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать заявление об оспаривании нормативного правового акта, производство по такому делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявления ОАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
То обстоятельство, что на момент подачи обществом заявлений в арбитражный суд действовала редакция пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ, предусматривающего возможность оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, без дополнения, внесенного Федеральным законом № 126-ФЗ в виде слов: «если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда», не является основанием для рассмотрения заявлений ОАО ЭиЭ «Камчатскэнерго» по существу, в силу приведенных выше норм права.
Государственная пошлина, уплаченная обществом в общей сумме 8000 руб. по платежным поручениям от 11.03.2013 №№ 37174, 37196, 37194, 37191 при подаче заявлений в арбитражный суд, подлежит возврату заявителю в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
производство по делу № А24-884/2013 прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в общей сумме 8000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 11.03.2013 №№ 37174, 37196, 37194, 37191. Выдать справку.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья Е.В. Вертопрахова
Судьи: Д.Н. Довгалюк
И.Ю. Жалудь