ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А24-894/13 от 04.07.2013 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Российская Федерация, Камчатский край,

 г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 2, тел 8 (4152) 219-200, факс 219-219

e-mail: info@kamchatka.arbitr.ru, http://kamchatka.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Петропавловск-Камчатский                                                           Дело № А24-894/2013

5 июля 2013 года

Резолютивная часть определения объявлена 4 июля 2013 года. Полный текст определения изготовлен 5 июля 2013 года

Арбитражный суд Камчатского края в составе председательствующей судьи Иванушкиной К.Ю., судей Жалудя И.Ю. и Сакуна А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Березиной Я.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению

открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)

к

Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (ИНН 1120936 , ОГРН 4101008057 )

о признании недействующим приказа от 20.02.2013 № 113 «О внесении изменений в приказ  Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 763 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Новолесновском сельском поселении Елизовского муниципального района»,

о признании недействующим приказа от 20.02.2013 № 84 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 791 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Апачинском сельском поселении Усть-Большерецкого муниципального района»;

о признании недействующим приказа от 20.02.2013 № 81 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 794 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Октябрьском сельском поселении Усть-Большерецкого муниципального района»;

о признании недействующим приказа от 20.02.2013 № 101 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 775 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Мильковском сельском поселении (с. Мильково, с. Шаромы, с. Долиновка) Мильковского муниципального района Камчатского края»;

о признании недействующим приказа от 20.02.2013 № 82 «О внесении изменений в приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 24.12.2012 № 793 «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг (отопление) населением при отсутствии приборов учета в Кавалерском сельском поселении Усть-Большерецкого муниципального района»,

при участии:

от общества

ФИО1 – по доверенности от 01.01.2013 № КЭ-18-18-13/25Д, до 31.12.2013;

от Министерства

ФИО2 – по доверенности от 27.02.2013 № 9/1, до 31.12.2013,

установил:

открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – заявитель, общество, ОАО «Камчатскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлениями в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании недействующими приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (юридический адрес: <...>, ОГРН <***>) (далее – Министерство) от 20.02.2013 № 81, 82, 84, 101, 113.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные правовые акты Министерства не соответствуют постановлениям Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и нарушают права и законные интересы заявителя.

Определением арбитражного суда от 30.04.2013 дела № А24-881/2013, А24-882/2013, А24-885/2013, А24-886/2013, А24-894/2013 по рассмотрению вышеуказанных заявлений объединены в одно производство с присвоением делу единого номера А24-894/2013.

Министерство представило в суд письменный отзыв, в котором требования ОАО «Камчатскэнерго» отклонило, полагая оспариваемые нормативные правовые акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель общества заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении с учетом последующих уточнений.

Представитель Министерства просил в удовлетворении требований заявителя отказать по основаниям, изложенным в отзыве.      

Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает, что производство по настоящему делу подлежит   прекращению в связи со следующим.

Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом оспаривания по настоящему делу являются нормативные правовые акты – приказы   Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 20.02.2013 № 81, 82, 84, 101, 113, вносящие изменения в приказы этого же Министерства от 24.12.2012 № 763, 775, 791, 793, 794, устанавливающие нормативы потребления коммунальных услуг (отопления) населением при отсутствии приборов учета в Новолесновском сельском поселении Елизовского муниципального района, Апачинском сельском поселении Усть-Большерецкого района, Октябрьском поселении Усть-Большерецкого муниципального района, Мильковском сельском поселении (с. Мильково, с. Шаромы, с. Долиновка) Мильковского муниципального района Камчатского края, Кавалерском сельском поселении Усть-Большерецкого муниципального района

   В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

             Аналогичное положение закреплено в части 4 статьи 191 АПК РФ, предусматривающей, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.  

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. В связи с этим указанные дела, а также дела, названные в статье 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

Из содержания нормативных правовых актов, оспариваемых заявителем по настоящему делу, следует, что они приняты по исполнение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в котором арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать споры, вытекающие из жилищных правоотношений.

Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 14 Информационного письма от 13.08.2004    № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 № 9669/07 следует, что заявления о признании недействующими нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (кроме заявлений о признании недействующими актов, указанных в Федеральном законе «О защите конкуренции», противоречащих антимонопольному законодательству) не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Из установленных судом обстоятельств следует, что оспариваемые в рамках настоящего дела нормативные правовые акты приняты Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, которое в силу пункта 1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 426-П, является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Камчатского края.

Более того, данные нормативные правовые акты регулируют правоотношения, не предусматривающие возможности их оспаривания федеральным законом в арбитражном суде.

Пунктом 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 разъяснено, что если в судебном заседании будет установлено, что в применяемом федеральном законе арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать заявление об оспаривании нормативного правового акта, производство по такому делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление ОАО «Камчатскэнерго» не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ

То обстоятельство, что на момент подачи обществом заявлений в арбитражный суд действовала редакция пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 317-ФЗ), предусматривающего возможность оспаривания в арбитражном суде нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, без указания на возможность такого оспаривания в соответствующем федеральном законе, не может служить основанием для рассмотрения заявлений ОАО «Камчатскэнерго» по существу ввиду следующего.

Арбитражное процессуальное законодательство не содержит в себе положений, позволяющих возможность арбитражному суду рассмотреть по существу дело, принятое с соблюдением правил подведомственности, если впоследствии оно станет подведомственным суду общей юрисдикции. Такое положение распространяется исключительно на вопросы подсудности (часть 1 статьи 39 АПК РФ).

При этом действующим процессуальным законом предусмотрен лишь один случай сохранения дела в подведомственности арбитражного суда – только в случае привлечения к участию в деле гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 4 статьи 27 АПК РФ). Иные случаи сохранения такой подведомственности АПК РФ в себе не содержит. 

Кроме того, в силу императивного указания, содержащегося в части 4 статьи 3 АПК РФ, судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению пункт 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ, предусматривающий возможность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов лишь только в том случае, если рассмотрение таких дел отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с федеральным законом.

Государственная пошлина, уплаченная обществом в общей сумме 10 000 руб. платежными поручениями от 11.03.2013 № 37193, 37170, 37173, 37176, 37177 при подаче заявлений в арбитражный суд, подлежит возврату заявителю в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 1-3, 17, 27, 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

производство по делу № А24-894/2013 прекратить.

Возвратить открытому акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину в общей сумме 10000 руб., уплаченную платежными поручениями от 11.03.2013 № 37193, 37170, 37173, 37176, 37177. 

Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий судья                                                             К.Ю. Иванушкина

Судьи                                                                                                          И.Ю. Жалудь

                                                                                                                      А.М. Сакун