о прекращении производства по делу
г. Черкесск Дело № А25-968/08-12
09 октября 2008 года
Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Дышековой А. С., при ведении протокола судебного заседания судьей Дышековой А.С., при участии в судебном заседании от ООО «Лизингстроймаш-Юг» – Мустафиной Э.В. (доверенность от 01.08.08), от Министерства внутренних дел по КЧР – Бугаевой О.В.(доверенность от 13.08.08), Хубиева Р.С-У., от ООО «Аудит-Трейнинг» - Нестеренко З.И.(паспорт 07 01 №477048), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Лизингстроймаш-Юг» об оспаривании ненормативных правовых актов государственного органа к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, третье лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Трейнинг», установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Лизингстроймаш-Юг» (далее – заявитель, Общество) обратилось к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее – заинтересованное лицо, Министерство) с заявлением о признании недействительными постановления от 10.06.08 №9 о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской деятельности ООО «Лизинстроймаш-Юг» и акта документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» за 2006 год от 19.06.08.
Из заявления следует, что 10.06.08 министром внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике вынесено постановление №9 о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности, согласно которому начальнику отделения ОМБППР и ИАЗ при МВД по КЧР капитану милиции Хубиеву Р.С-У, старшему инспектору ОМБППР и ИАЗ при МВД по КЧР капитану милиции Джео А.М., директору ООО «Аудит-Трейнинг» Нестеренко З.И. было поручено провести проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг».
Согласно указанному постановлению, вышеуказанные лица обязаны провести проверку поступления денежных средств, полученных заявителем на строительство объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Кубань в районе Юго-Западной части г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики», оприходование товарно-материальных ценностей, установить сумму присвоенных денежных средств при строительстве указанного объекта, проверить заключенные обществом договоры и их исполнение.
На основании указанного постановления проведена документальная проверка, по результатам которой составлен Акт документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» за 2006 год от 19.06.08.
По мнению заявителя оспариваемые постановление и акт проверки, являющиеся ненормативными правовыми актами государственного органа, нарушают права и законные интересы заявителя и создают препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель считает оспариваемое постановление не соответствующим действующему законодательству, поскольку оно вынесено в нарушение пункта 25 части 1 статьи 11 Закона РФ «О милиции» от 18.04.91 №1026-1, Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности, утвержденной Приказом МВД РФ от 02.08.05 №636, пунктом 11 которой установлено, что проводить проверки имеют право сотрудники милиции, в обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность; сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД РФ, а также специалисты-ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям. Таким образом, к проведению проверки привлечено неуполномоченное лицо, что является основанием для признания недействительным оспариваемого постановления.
Кроме того, пункт 4 постановления о проверке заключенных ООО «Лизингстроймаш-Юг» договоров и их исполнение противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, поскольку согласно пункту 12 Инструкции проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской деятельности юридического лица, в то время как задание о проведении проверки заключенных обществом договоров и их исполнение за период с 2005 года по январь 2007 года является незаконным, не конкретизирует задание и не устанавливает круг обстоятельств и документов, исследование которых может быть положено в обоснование вывода о наличии или отсутствии состава правонарушения.
Учитывая, что оспариваемым постановлением от 10.06.08 №9 в состав лиц, в обязанности которых входило проведение проверки включено лицо, не имеющее на то законных прав и оснований, заявитель считает, что оспариваемый акт проверки считается недействительным и не порождающим правовых последствий. Помимо этого, при составлении оспариваемого Акта документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» за 2006 год от 19.06.08 были также нарушены требования, предъявляемые к документу, поскольку в обоснование доводов положены сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, не истребованы и не исследованы документы, подлежащие обязательному рассмотрению для вынесения итогового решения по результатам проводимой проверки.
В судебном заседании представитель заявителя просит суд удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на заявление, в котором не признало заявленные требования в связи с тем, что Министерством назначена и проведена проверка финансовой, хозяйственной деятельности Общества в соответствии с Законом РФ от 18.04.91 №1026-1 «О милиции», Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД РФ от 02.08.05 №636.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал возражения на заявление по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Общество с ограниченной ответственностью «Аудит-Трейнинг» представило письменный отзыв, из которого следует, что действия МВД по КЧР по привлечению аудитора Нестеренко З.И. к проведению проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» основаны на нормах действующего законодательства РФ.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы отзыва на заявление, считает требования заявителя незаконными и необоснованными, просит суд отказать заявителю в удовлетворении требований.
Выслушав представителей сторон, третьего лица, оценив все доказательства, имеющиеся в деле в совокупности, проверив обоснованность доводов сторон, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что 10.06.08 министром внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике Осяк Н.В. вынесено постановление №9 о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности, согласно которому начальнику отделения ОМБППР и ИАЗ при МВД по КЧР капитану милиции Хубиеву Р.С-У, старшему инспектору ОМБППР и ИАЗ при МВД по КЧР капитану милиции Джео А.М., директору ООО «Аудит-Трейнинг» Нестеренко З.И. было поручено провести проверку финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг».
Согласно указанному постановлению, вышеуказанные лица обязаны провести проверку поступления денежных средств, полученных ООО «Лизингстроймаш-Юг» на строительство объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Кубань в районе Юго-Западной части г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики», оприходование товарно-материальных ценностей, установить сумму присвоенных денежных средств при строительстве объекта «Противопаводковые мероприятия на реке Кубань в районе Юго-Западной части г. Черкесска Карачаево-Черкесской Республики», проверить заключенные ООО «Лизингстроймаш-Юг» договоры и их исполнение (л.д.10).
На основании указанного постановления проведена документальная проверка, по результатам которой составлен Акт документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» за 2006 год от 19.06.08 (л.д.11-13), из которого следует, что директором ООО «Аудит-Трейнинг» Нестеренко З.И. с 16.06.08 по 19.06.08 была проведена проверка финансовой, хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» за период с 01.06.06 по 31.12.06.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39 Закона РФ от 18.04.91 №1026-1 «О милиции» предусмотрено, что неправомерные действия или бездействия сотрудников милиции могут быть обжалованы вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
Статьей 5 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» также установлено право лиц обжаловать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.08.92 №12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации.
В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
С учетом указанных в Арбитражном процессуальном кодексе РФ критериев подведомственности можно сделать вывод о том, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обжаловании действий работников милиции, совершенных в сфере административных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если действия работников милиции, осуществлены в рамках уголовно-процессуальных правоотношений, то в данном случае дело арбитражному суду не подведомственно.
Согласно пункту 25 статьи 11 Закона РФ от 18.04.91 №1026-1 «О милиции», милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право при наличии данных о влекущем уголовную и административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя: изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов; требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.05 №636 утверждена Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, которая определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
Пунктом 1 указанной Инструкции установлено, что настоящая Инструкция определяет порядок проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, которая определяет порядок проведения проверок и ревизий, осуществляемых при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела начальником органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителем выносится мотивированное постановление о назначении проверки, ревизии по установленной форме.
Из материалов дела следует, что обжалуемое постановление от 10.06.08 №9 «О проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности» Общества принято министром внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике.
Как установлено в судебном заседании с учетом пояснений представителя Министерства, основанием для принятия постановления послужили рапорт начальника отделения ОМБППР и АЗ МВД по КЧР Хубиева Р.С-У. №8/03 от 05.06.08, №8/04 от 07.06.08, №8/5 от 24.06.08 и рапорт старшего инспектора ОМБППР и АЗ МВД по КЧР Джео А.М., в которых указано о необходимости проверки полученных сведений об осуществлении Обществом незаконной предпринимательской деятельности в период с 2005 года по 2007 годы, связанной с выполнением работ по договорам субподряда, заключенным с ООО «Лизингстроймаш-Юг» на выполнение работ по объектам «Противопаводковые мероприятия на р. Кубань в Юго-Западной части г. Черкесска КЧР» и «Противопаводковые мероприятия на р. Кубань в районе г. Карачаевска КЧР» в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации №636.
Как отражено в постановлении от 10.06.08 №9, вынесенном министром внутренних дел по КЧР Осяк Н.В., целью проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Лизингстроймаш-Юг» является установление суммы присвоенных бюджетных средств при строительстве объекта «Противопаводковые мероприятия на р. Кубань в Юго-Западной части г. Черкесска», то есть наличие данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела на момент вынесения оспариваемого постановления.
Представитель Министерства в судебном заседании также пояснил, что постановление о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов в порядке, предусмотренном Приказом МВД РФ от 02.08.05 №636, вынесено в связи с наличием сведений, влекущих административную или уголовную ответственность в отношении ООО «Лизингстроймаш-Юг». В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в отношении ООО «Лизингстроймаш-Юг» проводится проверка поступившей информации, которая носит секретный характер, какие-либо распорядительные документы на основании оспариваемого акта проверки не принимались.
Таким образом, поскольку оспариваемые ненормативные акты приняты в рамках уголовно-процессуальных отношений, суд приходит к выводу о не подведомственности настоящего дела арбитражному суду, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению.
В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина подлежит возврату в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29, 104, 110, 150, 151, 167-170, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу №А25-968/08-12 прекратить.
Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Лизингстроймаш-Юг» справку на возврат государственной пошлины, уплаченной платежным поручением от 05.08.08 №338 в размере 2 000 (Две тысячи) руб.
Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месячного срока после его принятия или в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Судья А. С. Дышекова