ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А26-10071/2023 от 06.12.2023 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении судебного разбирательства

и привлечении третьих лиц к участию в деле

г. Петрозаводск

                               Дело №

  А26-10071/2023

06 декабря 2023 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» о взыскании финансовой санкции в размере 5 500 руб. 00 коп.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 по доверенности от 09.01.2023;

ответчика – ФИО2 по доверенности от 09.01.2023,

установил: 31.10.2023 Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее – заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (далее – ответчик, Учреждение) о взыскании 5 500 руб. 00 коп. финансовой санкции за несвоевременное представление сведений по форме ЕФС-1 раздел 1 подраздел 1.1 и по форме СЗВ-М за июнь 2020 года.

            Определением от 02.11.2023 суд принял заявление Фонда к производству и назначил дело к рассмотрению в судебном заседании на 06.12.2023.

            До начала судебного заседания Учреждение представило в суд письменный отзыв на заявление с приложением подтверждающих документов. Указанный отзыв и приложенные к нему документы приобщены судом к материалам дела.

Представитель Фонда поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика не признала заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители сторон не возражали относительно завершения предварительного судебного заседания.

Учитывая мнение представителей сторон относительно готовности дела к судебному разбирательству, оценив достаточность, имеющихся в деле доказательств, суд признал подготовку дела к судебному разбирательству завершенной и перешел к рассмотрению дела по существу.

Представитель Фонд поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика не признала заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Позиция ответчика основана на следующем.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее-Закон № 48-ФЗ) установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Договор об осуществлении опеки или попечительства заключается с опекуном или попечителем в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона № 48-ФЗ орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 № 1537-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия» органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в Республике Карелия (далее - органы местного самоуправления) наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, ограниченных в дееспособности или признанных недееспособными, а также в отношении несовершеннолетних.

В соответствии с п. 86 Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению опеки или попечительства над несовершеннолетними гражданами (утв. приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 29.07.2020 № 535-П) орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки или попечительства в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423.

Пунктом 1 ст. 8 Закона № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее-Закон № 27-ФЗ) предусмотрено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.

Согласно ст. 1 Закона № 27-ФЗ страхователями являются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Центр не является работодателем по отношению к опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям (далее-опекун), договоры заключаются между опекунами и органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления заключают договоры о приемной семье, которые являются договорами гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Следовательно, органы местного самоуправления являются страхователями, на которых в силу закона возложена обязанность по представлению в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) сведений о застрахованных лицах.

Законом Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» закреплено право опекуна на получение вознаграждения при осуществлении опеки (попечительства) над ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное право возникает после обращения опекуна с соответствующим заявлением в Отделение Центра, в МФЦ, в электронной форме с использованием информационной системы Республики Карелия «Региональный портал электронных услуг Республики Карелия», интерактивного портала Министерства социальной защиты Республики Карелия, а также посредством почтовой связи.

Вознаграждение назначается со дня устройства ребенка под опеку и попечительство (передачи в приемную семью, патронатному воспитателю, т.е. со дня заключения соответствующего договора (ст. ст. 45,57,69 Порядка предоставления отдельных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, утв. Постановлением Правительства Республики Карелия от 15.06.2006 № 74-П).

Кроме того, Центр не является стороной договора между органами местного самоуправления и опекуном, при этом его заключение порождает для Центра обязанности, неисполнение которых оказывает влияние на права и интересы Центра, не знавшего о факте заключения договора и о содержании его условий.

По мнению Фонда, сведения должны быть предоставлены Центром не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения, однако Центр объективно не может исполнить данные требования в связи с тем, что не располагает сведениями о заключении (расторжении) соответствующих договоров, при этом при сдаче формы ЕФС-1 обязан указать дату заключения договора, период осуществления опеки и произвести выплату соответствующего вознаграждения со дня заключения договора в соответствии со ст. ст. 45,57,69 Порядка № 74-П.

Факт предоставления Центром вышеуказанных сведений не может служить основанием для отнесения Центра к страхователю в том смысле, который законодатель вкладывает в это понятие в рамках правового регулирования отношений по организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности.

Договор об осуществлении опеки с ФИО3 заключен Администрацией Пудожского муниципального района;

договоры с ФИО4 и ФИО5 заключены Администрацией Кондопожского района;

договор с ФИО6 заключен Администрацией Медвежьегорского муниципального района;  

договор с ФИО7 расторгнут на основании Постановления Администрации Медвежьегорского муниципального района;

договор с ФИО8 заключен Администрацией Лахденпохского муниципального района;

договор с ФИО9 заключен Администрацией Олонецкого муниципального района;

договор с ФИО10 расторгнут и заключен Администрацией Сортавальского муниципального района;

договоры с ФИО11 и ФИО12 заключены администрацией Пряжинского района/и администрацией Костомукшского городского округа.

Согласно постановлениям мировых судей (дела №5-222/2021-4 от 02.06.2021, 5-926/2023-4 от 18.10.2023, 5-899/2023-4, 5-881/2023-4 от 25.10.2023) производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, прекращены в связи с отсутствием состава административного правонарушения, с указанием на то, что Центр не является страхователем в рамках договоров, заключенных между администрациями муниципальных районов и опекунами (приемными родителями).

С учетом позиции ответчика, изложенной в отзыве, суд считает необходимым отложить судебное разбирательство по делу и привлечь Администрацию Пудожского муниципального района, Администрацию Кондопожского муниципального района, Администрацию Медвежьегорского муниципального района, Администрацию Лахденпохского муниципального района, Администрацию Олонецкого муниципального района, Администрацию Сортавальского муниципального района, Администрацию Пряжинского муниципального района и Администрацию Костомукшского городского округа к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

Руководствуясь статьями 51, 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Отложить судебное разбирательство по делу А26-10071/2023  на января 2024 года в час. мин. в помещении суда по адресу: г. Петрозаводск, ул. Красноармейская, д. 24 а, зал №4 (судья Цыба И.С. ), тел. №№ 790-633 (помощник судьи), 790-581 (секретарь судебного заседания).

2.Привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:

- Администрацию Костомукшского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186932, <...>);

- Администрацию Пряжинского национального муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186120, <...>);

- Администрацию Сортавальского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186790, <...>);

- Администрацию Олонецкого национального муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186000, <...>);

- Администрацию Лахденпохского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186730, <...>);

- Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186352, <...>);

- Администрацию Кондопожского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186220, <...>);

- Администрацию Пудожского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, 186150, <...>).

3.Обязать заявителя и ответчика в срок до 15.12.2023 представить в суд доказательства направления привлеченным третьим лицам соответственно копии заявления и копии отзыва с приложением подтверждающих документов.

4.Обязать заявителя в срок до 15.01.2024 представить в суд и заявителю письменные возражения на отзыв ответчика.

5.Обязать третьих лиц в срок до 15.01.2024 представить в суд и сторонам письменные отзывы по заявленному требованию.

6.Явка представителей участвующих в деле лиц в судебное заседание с надлежащим образом оформленными полномочиями обязательна. При невозможности по уважительным причинам обеспечить явку представителей, направить суду письменное согласие на рассмотрение дела без их участия.

7.Информация о движении дела может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Карелия в сети «Интернет» по адресу http://karelia.arbitr.ru в разделе «Информация о деле».

8.Определение обжалованию не подлежит.

Судья

Цыба И.С.