183/2019-59656(1)
Арбитражный суд Республики Карелия ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного заседания
г. Петрозаводск Дело № А26-5331/2015
23 сентября 2019 года
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Москалевой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вангонен Я.А.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Федеральной налоговой службы на действия конкурсного управляющего ГУП РК «Мост» ФИО1,
при участии в судебном заседании:
представителя Федеральной налоговой службы - ФИО2, полномочия удостоверены доверенностью от 11.05.2017,
конкурсного управляющего ФИО1, утверждён решением суда от 24.11.2016,
представителей конкурсного управляющего - ФИО3, по доверенности от 30.05.2019, ФИО4, по доверенности от 20.05.2019,
установил: решением Арбитражного суда Республики Карелия от 24 ноября 2016 года государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Мост» (далее - ГУП РК «Мост», должник; ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 186120, Республика Карелия, пгт. Пряжа) признано банкротом, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1. Соответствующие сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 03.12.2016 № 225.
Срок конкурсного производства неоднократно продлевался. Последний раз срок продлен определением суда от 21 мая 2019 года до 22 ноября 2019 года, судебное заседание по рассмотрению отчета назначено на 21 ноября 2019 года.
Как следует из текста жалобы, 18 апреля 2019 года в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве ГУП РК «Мост» опубликованы сведения о результатах инвентаризации прав требований должника (сообщение № 368829), согласно которым выявлена дебиторская задолженность в сумме 49 135 тыс. руб. При этом согласно материалам дела о банкротстве, определением суда от 22.04.2019 удовлетворено заявление конкурсного управляющего о признании недействительной сделки должника по переводу долга, восстановлено право за ГУП РК «Мост» на получение с ЗАО «УК Стройгазинвест» денежных средств в сумме 74 2
89 тыс. руб., 10.05.2019 выдан исполнительный лист, указанная задолженность включена в реестр текущих платежей в рамках дела о банкротстве ЗАО «УК Стройгазинвест» № А56-20624/2013.
Кроме того, на рассмотрении Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области находятся иски должника к ООО «Служба заказчика о взыскании задолженности по договорам субподряда (дело № А56-110452/2018 на сумму 299 348 тыс. руб. и дело А56-135885/2018 на сумму 294 311 тыс. руб.) рассмотрение которых не завершено.
При этом задолженность ЗАО «УК Стройгазинвест» и ООО «Служба заказчика» не учтены в акте инвентаризации и не включены в конкурсную массу должника. По мнению заявителя, затягивание сроков проведения инвентаризации ведет к затягиванию срока конкурсного производства, поскольку не позволяет перейти к оценке и реализации имущества должника.
Заявитель также полагает, что конкурсным управляющим не принимается достаточных мер для получения положительных заключений органов контроля на отчеты об оценке имущества должника в период с 05.05.2018 по 01.08.2019.
Как указывает заявитель, конкурсным управляющим для проведения оценки привлечено ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга».
Согласно отчету об оценке от 18.04.2017 № 35, рыночная стоимость транспорта и оборудования составляет 116 160 тыс. руб., на указанный отчет получено положительное заключение ТУ Росимущества в Республике Карелия от 28.05.2018 № 79.
Согласно отчету об оценке от 04.05.2018 № 146.1 рыночная стоимость 53 объектов основных средств составляет 73 995 тыс. руб., на указанный отчет выдано положительное заключение ТУ Росимущества от 21.06.2018 № М2963.
Согласно отчету об оценке от 04.05.2018 № 36, рыночная стоимость основных средств составляет 171 118 тыс. руб., на указанный отчет выдано отрицательное заключение ТУ Росимущества от 13.12.2018 № К3847.
Согласно отчету об оценке от 04.05.2018 № 146, рыночная стоимость основных средств составляет 63 234 тыс. руб., на указанный отчет получено отрицательное заключение ТУ Росимущества от 27.12.2018 № 102.
Подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости основных средств от 25.02.2019 № 146/3, рыночная стоимость 650 объектов основных средств составляет 33 106 тыс. руб., выдано положительное заключение ТУ Росимущества от 21.03.2019.
Подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости движимого имущества от 14.06.2019 № 7023-1/19, рыночная стоимость 124 объектов составляет 28 612 тыс. руб., отчет находится на рассмотрении ТУ Росимущества.
Таким образом, на текущую дату не завершена процедуры согласования отчётов об оценке имущества должника с ТУ Росимущества в Республике Карелия, при этом в течение длительного времени конкурсный управляющий не принимал мер к направлению для согласования исправленных отчетов об оценке.
Заявитель также указывает, что на собрании кредиторов 19 сентября 2018 года принято решение о замещении активов должника, в последующем все собрания кредиторов признаны несостоявшимися ввиду отсутствия кворума, вопросы о создании акционерного общества не решены, при отсутствии положительных заключений Росимущества сроки утверждения уставов переносятся на 2020 год, при этом текущая задолженность перед уполномоченным
органом составляет более 347 млн. руб. Должник деятельности не ведет, имущество сдается в аренду, от арендных платежей поступает ежемесячно около 3 млн. руб., все получаемые средства направляются на погашение задолженности по заработной плате. По мнению заявителя, конкурсный управляющий должен приступить к реализации имущества, в отношение которого получены положительные заключения Росимущества.
С учетом изложенного, заявитель просит:
Определением суда от 23 августа 2019 года жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании 23 сентября 2019 года.
В отзыве на жалобу конкурсный управляющий полагал ее необоснованной по следующим основаниям.
Как поясняет конкурсный управляющий, при проведении инвентаризации и составлению акта инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 18 апреля 2019 года у конкурсного управляющего не было оснований для включения в акт инвентаризации задолженности ЗАО «УК Стройгазинвест» на сумму 74 289 257,10 руб., так как заявление конкурсного управляющего о признании недействительной сделки должника по переводу долга с ЗАО «УК Стройгазинвест» на ООО «Строительная компания «МИР» не было на тот момент рассмотрено судом, определением суда от 22 апреля 2019 года суд удовлетворил заявление, за ГУП РК «Мост» было восстановлено право на получение с ЗАО «УК Стройгазинвест» денежных средств в сумме 74 289 257,10 руб., определение вступило в законную силу 13.05.2019, соответствующие сведения опубликованы на сайте ЕФРСБ и отражены в отчетах конкурсного управляющего.
Также у конкурсного управляющего не было оснований включать в акт инвентаризации от 18 апреля 2019 года задолженность ООО «Служба заказчика» перед ГУП РК «Мост», так как, несмотря на то, что соответствующие требования предъявлены в исковом порядке на общую сумму 583 660 178,21 руб., до настоящего времени иски не рассмотрены, ответчик требования должника не признает, по одному из дел заявлено ходатайство о проведении экспертизы по определению объема работ, выполненных должником, рассмотрение исковых
требований осложняется тем, что у должника отсутствуют первичные документы, подтверждающие объем и стоимость выполненных работ в связи с их изъятием правоохранительными органами, в подтверждение чего представлены протоколы обысков и выемок от 07.12.2017, от 01.04.2018. С письмами о возращении документов конкурсный управляющий неоднократно обращался в правоохранительные органы и КУ «Управление автомобильных работ». Учитывая, что указанная задолженность находится в споре, не признается ответчиком, конкурсный управляющий полагает преждевременным включение этой задолженности в акт инвентаризации, так как в любом случае до окончания рассмотрения исков судом он не сможет провести ее оценку и реализацию. Конкурсный управляющий также полагает необоснованными доводы заявителя о его бездействии при получении положительного заключения органов контроля на отчеты об оценке. Аналогичные доводы уполномоченного органа уже были предметом рассмотрения судом, рассматривался период с октября 2017 года по май 2018 года, как следует из определения суда от 03 октября 2018 года, суд пришел к выводу, что конкурсным управляющим были предприняты необходимые меры для проведения оценки и получению положительных заключений в Росимуществе с учетом замечаний указанного органа.
Как указывает конкурный управляющий, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Закона о банкротстве конкурсным управляющим привлечен оценщик для определения стоимости имущества - ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт- Петербурга», с которым заключены договоры № 35, № 36 от 15.02.2017, № 146, № 146-1 от 02.05.2017 на оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, транспортных средств и оборудования, принадлежащих ГУП РК «Мост», а также № 432-1/19 от 14.05.2019 для корректировки отчетов об оценки рыночной стоимости основных средств ГУП РК «МОСТ» с целью получения положительного заключения на отчет об оценке в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков, № 432-/19 от 14.05.2019 для оценки рыночной стоимости права требования дебиторской задолженности физических и юридических лиц перед ГУП РК «МОСТ».
Оценщиком - ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» проведена оценка по определению рыночной стоимости имущества - 228 объектов (транспортные средства, оборудование), 108 объектов недвижимости - основных средств Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Мост», 801 объекта (здания, транспортные средства, оборудование), 53 объектов (здания, транспортные средства, оборудование, согласно отчету об оценке) - основных средств Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Мост».
Согласно пункту 2 статьи 130 Закона о банкротстве отчеты оценщика об оценке имущества должника - унитарного предприятия подлежат направлению конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков (орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков).
Письмами от 23.05.2017 и 25.05.2017 ТУ Росимущества в Республике Карелия направило конкурсному управляющему в установленный законом срок отрицательные заключения по отчетам об оценке.
Письмом от 27.07.2017 ТУ Росимущества в Республике Карелия возвратило отчёты для представления дополнительных документов.
Сопроводительные письма с приложением полного комплекта документов, отчетов об оценке, указанных в Приказе Министерства экономического развития от 07 мая 2010 № 166, в том числе с приложением судебных актов: решения Арбитражного суда Республики Карелия от 23.11.2016 по делу № А26-5331/2015 о признании ГУП РК «Мост» несостоятельным (банкротом) и об открытии в отношении него конкурсного производства и об утверждении конкурсным управляющим ФИО1, определений Арбитражного суда Республики Карелия о продлении срока конкурсного производства в отношении ГУП РК «Мост» конкурсным управляющим неоднократно представлялись в ТУ Росимущества по Республики Карелия и Мурманской области, при каждом направлении отчетов об оценке.
Комплект документов, поименованных в Приказе Министерства экономического развития от 07 мая 2010 № 166, также был представлен в ТУ Росимущества в Республике Карелия вместе сопроводительным письмом (исх. № 16/ри от 15.06.2017) представителем конкурсного управляющего ФИО1 - ФИО5, действующим на основании доверенности, что также соответствует нормам Гражданского Кодекса РФ, а также Приказу Министерства экономического развития от 07 мая 2010 № 166.
Основанием для выдачи отрицательного заключения ТУ Росимущества в Республике Карелия (согласно письму от 27.07.2017 исх. № 2756) по отчетам об оценке и о возврате данных отчетов в адрес конкурсного управляющего послужило наличие замечаний уполномоченного органа непосредственно к отчетам об оценке.
По получению письма ТУ Росимущества в Республике Карелия и отчётов об оценке конкурсный управляющий сразу же направлял их в оценочную компанию для доработки. Как следует из письма оценочной компании от 16.08.2017 ввиду большого объема работы по подбору дополнительных документов и необходимости повторного выезда на объекты отчёты об оценке должны быть готовы не позднее 24.09.2017, фактически отчеты были изготовлены ранее и 20.09.2017 представлены конкурсному управляющему.
отчетам также были направлены конкурсным управляющим для устранения в ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга».
Следует учесть, что при направлении ТУ Росимущества в Республике Карелия отрицательных заключений по отчетам об оценке, сами отчеты конкурсному управляющему были возвращены только с письмом от 27.07.2017, полученное 14.08.2017.
При направлении отрицательных заключений по отчетам об оценке № 35/1 и № 36/1 от 26.10.2017 сами отчеты конкурсному управляющему возвращены не были. Таким образом, оценку имущества ГУП РК «МОСТ» и оформление отчетов об оценке на основании договоров заключенных с ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» было необходимо проводить заново.
К этому моменту сведения о состоянии имущества должника подлежали обновлению и новому исследованию. Возникла необходимость формирования новой базы фотографий имущества. Потребовался выезд оценщика на объекты, где находится имущество, которые располагались в радиусе более 200 км от г. Петрозаводск.
В связи с отсутствием значительного количества документов, согласно которых на баланс ГУП РК «МОСТ» передавались основные средства, значительное время потребовалось для поиска таких документов и определения оснований постановки их на баланс. Отсутствие документации на большое количество единиц имущества потребовало привлечения специалистов предприятия для формирования технических описаний и характеристик имущества. Всего в ходе оценке было осмотрено, сфотографировано, оценено, идентифицировано, обследовано и описано порядка 1200 объектов находящихся в различных районах Республики Карелия (в радиусе более 200 км от г. Петрозаводск).
В период с ноября 2017 по май 2018 на предприятии сложилась чрезвычайная ситуация, из-за прекращения финансирования по контрактам возникла задолженность по заработной плате.
Таким образом, значительный срок, потребовавшийся для проведения оценки имущества ГУП РК «МОСТ» с ноября 2017 по май 2018 обусловлен объективными и уважительными причинами, связанными с большим количеством оцениваемых объектов, их местонахождением, ситуацией сложившийся на предприятии.
В связи с проведением осмотра имущества и оценки в зимний период, при наличии плохих погодных условий, в связи с территориальной удаленностью объектов оценки и необходимости оценщику времени для устранения замечаний ТУ Росимущества в Республике Карелия, для корректировки отчетов, которые ранее были представлены ТУ Росимущества в Республике Карелия в мае 2018 оценщиком были составлены фактически новые отчеты об оценке.
Одной из причин значительного увеличения сроков проведения оценки является законодательная неурегулированность разрешения возможных споров между оценщиком и органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков. И оценщик, и специалист органа дают свои заключения на основании своего субъективного мнения, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Однако процесс урегулирования разногласий по их оценочным суждениям отсутствует.
Согласно определениям Арбитражного суда Республики Карелия от 13 октября 2017 года, от 03 октября 2018 по делу № А26-5331/2015, вынесенных в рамках иных обособленных споров, схожим по заявленным доводам жалобы, суд пришел к выводу, что конкурсным управляющим не нарушены требования Закона о банкротстве в части проведения оценки имущества должника, все необходимые мероприятия выполняются им в соответствии с Законом о банкротстве, в установленные сроки, какого либо затягивания процедуры конкурсного производства судом не установлено, как и вины конкурсного управляющего в выдаче отрицательного заключения на отчеты оценщика.
Мотивированное заключение по отчетам об оценке 36/3 от 04.07.2018 и 146\1 от 04.07.2018 с отрицательным заключением было направлено с нарушением сроков, предусмотренных Законом о банкротстве, только 23.08.2018 и получено конкурсным управляющим 06.09.2019.
На данные отчеты также были получены отрицательные заключения.
Был проведен ряд консультаций по вопросу получения положительного заключения. В результате оценки сложившейся ситуации было принято решение о перегруппировки имущества, не вошедшего в отчеты об оценке получившие положительные заключения. Предполагалось разделить по разным отчетам движимое и недвижимое имущество и сформировать новые отчеты.
В результате проведенной работы от МТУ Росимущество в Мурманской области и Республики Карелия было получено положительное заключение на отчет об оценке от 25.02.2019 № 146/3 на 650 объектов основных средств (оборудование, другое недвижимое имущество). В связи с тем, что это был фактически новый отчет, 27.03.2019 ООО «Центр оценки и консалтинга Санкт-Петербурга» передало
конкурсному управляющему ГУП РК «Мост» экземпляры отчета об оценке от 25.02.2019 и № 146/3 в электронном виде, о чем был подписан акт приема-передачи исх. № 318/03-2019 от 27.03.2019 года. 28 марта 2019 года данный отчет был опубликован в ЕФРСБ, сообщение № 3619717.
В целях ускорения корректировки и согласования отчетов об оценке 14.05.2019 с ИП ФИО6 заключен договор № 432-1/19 для корректировки отчетов об оценки рыночной стоимости основных средств ГУП РК «МОСТ» с целью получения положительного заключения на отчет об оценке.
Составление отчета об оценке оставшегося имущества ГУП «РК «Мост» будет закончено в ближайшее время.
Из общего количества основных средств, заявленных к оценке, имеют положительное заключение 931. Таким образом, полагает конкурсный управляющий, с его стороны не имело место бездействие в организации процедуры оценки имущества должника и в ее проведении, напротив, конкурсным управляющим своевременно (в максимально короткие сроки) предоставлялись отчеты об оценке с прилагаемыми документами в ТУ Росимущества в Республике Карелия и в оценочную компанию для внесения необходимых корректировок в отчеты об оценке и фактического составления новых отчетов об оценке.
По мнению конкурсного управляющего, уполномоченный орган не приводит никаких конкретных и возможных мер, которые конкурсный управляющий мог бы предпринять.
Ни статьей 20.3, ни другими статьями Закона о банкротстве не определены какие-либо меры (кроме направления отчетов оценщика в орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков), которые обязан осуществить конкурсный управляющий для получения положительного заключения на отчет об оценке.
В отношении доводов заявителя о необходимости реализации части имущества конкурсный управляющий указал, что такое требование противоречит принятому собранием кредиторов от 19.09.2018 решению о замещению активов, отсутствие положительных заключений по двум из четырех отчетов об оценке не позволило собранию принять решение по вопросам утверждения устава акционерного общества, размере его уставного капитала, но иных решений о порядке продаже имущества должника собрание не принималось, при этом продажа имущества по частям является экономически нецелесообразной и противоречит принятому собранием кредиторов решению.
В судебном заседании 23 сентября 2019 года представитель уполномоченного органа на жалобе настаивал по изложенным в ней основаниям, конкурсный управляющий и его представитель поддержали доводы отзыва.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, конкурсного управляющего, суд полагает необходимым судебное заседание отложить для представления дополнительных документов.
Руководствуясь частью 5 статьи 158, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Е.И. Москалева
Судья
.
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 06.03.2019 9:03:32
Кому выдана Москалева Елена Ивановна