ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А26-8362/15 от 10.10.2016 АС Республики Карелия

777/2016-59173(2)

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск Дело № А26-8362/2015  10 октября 2016 года 

Резолютивная часть определения объявлена 05 октября 2016 года.

Полный текст определения изготовлен 10 октября 2016 года. 

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при  ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А.,  рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Суоярвского  городского поселения (далее – заявитель) о возмещении судебных расходов по  делу по заявлению Администрации Суоярвского городского поселения к  Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее –  заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 04.08.2015   № 625, 

при участии представителей: 

заявителя, Администрации Суоярвского городского поселения, - ФИО1 по  доверенности от 11.01.2016; 

заинтересованного лица, Государственной жилищной инспекции Республики  Карелия, - ФИО2 по доверенности от 19.01.2016, 

установил: решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2015 по  делу № А26-8362/2015 заявленное Администрацией Суоярвского городского  поселения требование удовлетворено полностью. Предписание Государственной  жилищной инспекции Республики Карелия от 04.08.2015 № 625 признано  недействительным как не соответствующее Жилищному кодексу Российской  Федерации, Положению о государственном жилищном надзоре, утвержденному  постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493. 

Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 17.01.2016. 

До начала судебного заседания в суд представлены документы: заявителем –  письменные возражения на отзыв заинтересованного лица с приложением  подтверждающих документов; заинтересованным лицом – доказательство  направления отзыва заявителю. 

Указанные документы приобщены судом к материалам дела.

Представитель Администрации Суоярвского городского поселения  поддержал заявление о возмещении судебных расходов по основаниям, 


изложенным в заявлении и возражениях на отзыв  Государственной жилищной инспекции Республики Карелия. Представитель  Государственной жилищной инспекции Республики Карелия не признала  заявленное требование по основаниям, изложенным в отзыве на заявление,  пояснила, что взыскиваемые судебные расходы являются завышенными. 

Рассмотрев заявление о возмещении судебных расходов и приложенные к  нему документы, суд считает необходимым взыскать с Государственной жилищной  инспекции Республики Карелия судебные расходы в полном объёме. 

В соответствии со статьёй 106 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) к судебным издержкам, связанным с  рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие  выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные  с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов  и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы  юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если  федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие  расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела  в арбитражном суде. 

Согласно части 2 статьи 110 АПК РФ расходы на оплату услуг  представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт,  взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в  разумных пределах. 

Частью 2 статьи 112 АПК РФ предусмотрено, что заявление по вопросу о  судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде  первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке  надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может  быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой  инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу  последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по  существу. 

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О  некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек,  связанных с рассмотрением дела" установлено, что судебные расходы, состоящие  из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела  представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке,  предусмотренном главой 9 АПК РФ

По смыслу названных законоположений, принципом распределения  судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их  понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу. 

Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не  является исчерпывающим. 

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их  несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом,  рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств  является основанием для отказа в возмещении судебных издержек. 

Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных  издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не 


заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности  взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ). 

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому  публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса  процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе  уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг  представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из  имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. 

Транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны  возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые  обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные  с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны  (статья 106, часть 2 статьи 110 АПК РФ). 

В качестве доказательств, подтверждающих понесённые расходы, заявитель  представил: распоряжения о командировке ФИО1; служебные записки  ФИО1; копии чеков об оплате топлива; Положение о предоставлении  транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением  должностных обязанностей лицами, замещающими муниципальные должности на  постоянной основе, и муниципальными служащими, а также компенсации за  использование личного транспорта в служебных целях и возмещении расходов,  связанных с его использованием, утвержденное решением Совета Суоярвского  городского поселения от 20.03.2014 № 42; распоряжение от Администрации  Суоярвского городского поселения от 27.05.2014 № 99; свидетельство о  регистрации транспортного средства с регистрационным номером <***>;  расчёт транспортных расходов; распечатку с сайта Управления автомобильных  дорог Республики Карелия. 

Возражая против заявленного Администрацией размера судебных расходов,  Инспекция указывала, что расстояние от г.Петрозаводска до г.Суоярви составляет  130 км (информация с официального сайта Суоярвского муниципального района  Республики Карелия); путевые листы, подтверждающие пройденный километраж,  не представлены; размер судебных расходов не является экономным, так как при  использовании общественного транспорта стоимость проезда составляет 320 руб. в  одну сторону, в связи с чем судебные расходы составили бы 1280 руб. (320 х 4). 

Данные доводы судом отклоняются.

Как видно из расчета, произведенного Администрацией, расстояние от  г.Суоярви до г.Петрозаводска принято равным 139 км: согласно информации,  размещенной на сайте КУ «Управтодор Республики Карелия» протяженность  автомобильной дороги Петрозаводск – Суоярви 86К10 (А133) составляет 134 км.  Автодорога начинается в г.Петрозаводске под названием Суоярвское шоссе (от  пересечения с Лесным проспектом). Расстояние по г.Петрозаводску от пересечения  с Лесным проспектом до ул.Красноармейская, д.24-а, согласно информации с сайта  Федерального дорожного агентства, составляет 5 км. 

Таким образом, общая протяженность пути от г.Суоярви до здания  Арбитражного суда Республики Карелия составляет 139 км. 

 Заявленные транспортные расходы за приобретенное в дни судебных  заседаний топливо из расчета расхода автомобилем Opel Vectra, государственный  регистрационный знак <***>, на расстояние 100 км и пробега - 278 км в день  (Суоярви-Петрозаводск-Суоярви) произведены в соответствии с Методическими 


рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на  автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Минтранса  РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р. 

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлива  рассчитывается по формуле, утвержденной Распоряжением Минтранса России от  14.03.2008 № АМ-23-р «О введение в действие методических рекомендаций  «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»:  QH=0.01xHsxSx (l+0.01xD), где QH - нормативный расход топлива, л.: Hs-базовая  норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 м; S-пробег: D-поправочный  коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. 

В соответствии с п. 7.2 Приложения № 2 указанных Методических  рекомендаций базовая норма расхода топлива для автомобиля Opel Vectra  государственный регистрационный знак <***> принимается равной 9,3 л/100  км. 

Согласно абзацу 1 пункта 5 Методических рекомендаций базовая норма  увеличивается при работе транспорта в зимнее время на 12% (п. 20 Приложения   № 2). 

Из представленного в материалы дела паспорта транспортного средства на  автомобиль Opel Vectra государственный регистрационный знак <***> год  выпуска автомобиля - 1999 год, в связи с чем базовая норма расхода увеличивается  на 10% (абзац 9 пункта 5 Методических рекомендаций). 

Таким образом количество топлива, затраченное для поездки в  Арбитражный суд Республики Карелия на 1 судебное заседание, составляет: 31,50  л (0,01 х 9,3 х 278х (1 +0.01 % + 22%). 

В качестве подтверждения понесенных затрат в связи с командировкой  представителя, Администрацией, в том числе, представлены чеки на приобретение  ГСМ от 19.10.2015 на сумму 1025,70 руб. (30 л АИ-92*34,19 руб.) и от 11.12.2015  на сумму 1068,08 руб. (32л. АИ-92*33.19 руб.). 

Указанные расходы являются разумными, фактически понесенными при  рассмотрении дела и рассчитаны в соответствии с нормами расхода топлива, утв.  Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. 

Довод Инспекции о том, что предъявленные к взысканию транспортные  расходы не являются экономными, отклоняется судом ввиду следующего. 

Определяя размер подлежащих возмещению затрат представителя  Администрации на проезд к месту рассмотрения дела в Арбитражном суде  Республики Карелия, суд отмечает, что представитель Администрации был вправе  воспользоваться любым приемлемым для него видом транспорта для участия в  рассмотрении дела, но с учетом необходимости и экономичности, которая  требуется от сторон по делу, без злоупотребления предоставленным правом. 

Разумные пределы судебных расходов являются оценочной категорией и  конкретизируются с учетом правовой оценки фактических обстоятельств  рассмотрения дела; одним из критериев разумности при оценке транспортных  расходов является стоимость экономных транспортных услуг, однако под  экономностью понимается не только их наименьшая стоимость; право выбора  транспортного средства принадлежит заявителю и определяется критериями  необходимости и разумности, если это не выходит за рамки обычаев делового  оборота и не носит признаков чрезмерного расхода. 


Следовательно, понятие разумный предел судебных расходов в  контексте статьи 110 АПК РФ не означает самый экономный (минимально  возможный) размер судебных расходов. 

Судом не установлено признаков чрезмерности предъявленных к взысканию  судебных расходов, так как порядок компенсации за использование личного  автотранспорта в служебных целях регламентирован утвержденным решением  Совета Суоярвского городского поселения от 20.03.2014 № 42 «Положением о  предоставлении транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с  исполнением должностных обязанностей лицами, замещающими муниципальные  должности на постоянной основе, и муниципальными служащими, а также  компенсации за использование личного транспорта и возмещении расходов,  связанных с его использованием», а также утвержденным Администрацией  Распоряжением от 27.05.2014 № 99 «О компенсации за использование личного  транспорта в служебных целях и возмещении расходов, связанных с его  использованием»; расчет произведен в соответствии с нормами, определенными в  Методических рекомендациях «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на  автомобильном транспорте» (введены в действие распоряжением Минтранса РФ от  14.03.2008 № АМ-23-р). 

Суд считает несостоятельным и довод Инспекции о том, что в  рассматриваемом случае при поездке представителя Администрации ФИО1 на личном автомобиле в судебное заседание Администрацией как  организацией, использующей автотранспорт для собственных нужд, должен был  быть оформлен путевой лист транспортного средства. При этом суд исходит из  следующего. 

В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – ПДД), водитель  механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию  сотрудников полиции передавать им для проверки в установленных случаях в том  числе путевой лист. 

Случаи, в которых водитель обязан иметь путевой лист, установлены  Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического  транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ, далее - Устав). Согласно  п. 2 ст. 6 Устава запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа,  грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями,  грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее  транспортное средство. 

Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг  автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,  которые являются частью транспортной системы Российской Федерации (п. 1 ст. 1  Устава), а также определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов  соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями,  грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов,  автомобильных полуприцепов (далее - транспортные средства), а также общие  условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям,  грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных  инфраструктур (п. 2 ст. 1 Устава). 


Под пассажиром (подп. 12 ст. 2 Устава) понимается физическое лицо,  заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях  перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. 

В случае использования автомобиля для собственных нужд организации  договоры с физическими лицами на их перевозку не заключаются. 

Однако существует и другое определение пассажира - общеупотребительное  для всех участников дорожного движения, содержащееся в п. 1.2 ПДД: пассажиром  называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а  также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит  из транспортного средства (сходит с него). 

Таким образом, применяя данное определение, можно сделать вывод о том,  что перевозку пассажиров осуществляет любое юридическое лицо, перевозящее на  легковых автомобилях своих сотрудников. 

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного  движения" в п. 1 ст. 20 обязывает всех участников дорожного движения соблюдать  Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным  транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере транспорта. Согласно этим Правилам (утверждены Приказом Минтранса  России от 15.01.2014 № 7), путевой лист служит для фиксации технического  состояния транспортного средства (п. 29 Правил); путевыми листами обязан  обеспечивать водителей любой субъект транспортной деятельности,  осуществляющий регулярные перевозки пассажиров (подп. 1 п. 62 Правил). 

Согласно п. 2.2 Перечня мероприятий по подготовке работников  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим  транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной  эксплуатации (также утвержден Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7),  одним из мероприятий проверки транспортного средства является проверка  документации, в т.ч. путевого листа. 

Таким образом, отсылая к Правилам, Закон "О безопасности дорожного  движения" распространяет обязанность по обеспечению водителей путевыми  листами на всех участников дорожного движения, перевозящих пассажиров (в  смысле определения, содержащегося в ПДД). 

Однако, в рассматриваемом случае представитель ФИО1 в судебные  заседания добирался посредством использования личного автотранспорта, являясь  водителем, а не пассажиром в служебном автотранспорте Администрации.  Предъявленные к взысканию судебные расходы являются стоимостью  выплаченной ФИО1 Администрацией компенсации за использование  личного автотранспорта в служебных целях. При таких обстоятельствах  обязанность по ведению и заполнению путевого листа как у ФИО1, так и у  Администрации отсутствовала. 

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив  произведенный заявителем расчёт, суд отклоняет доводы Государственной  жилищной инспекции Республики Карелия ввиду их несостоятельности и считает,  что факт несения расходов, связанных с рассмотрением дела № А26-8362/2015, в 


размере 2 087 руб. 78 коп. подтверждён, расчет произведён  правильно, размер расходов является разумным, заявление подлежит  удовлетворению в полном объёме. 

Руководствуясь статьями 106, 110, 112, 184, 185, 188 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 Цыба И.С.  Судья