ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А26-8931/14 от 11.01.2021 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в признании недействительным решения комитета кредиторов

г. Петрозаводск

Дело №

А26-8931/2014

19 января 2021 года

Резолютивная часть определения объявлена 11 января 2021 года.

Полный текст определения изготовлен 19 января 2021 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Николенко А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагендиной Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения комитета кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Кондопожский шунгитовый завод», состоявшегося 26 июня 2020 года, по второму вопросу повестки дня,

без участия в судебном заседании представителей Федеральной налоговой службы, комитета кредиторов, конкурсного управляющего, иных лиц, участвующих в деле,


установил: определением Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2015 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Кондопожский шунгитовый завод» (далее - должник, ООО «Кондопожский шунгитовый завод»; ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес места нахождения: 186225, <...>) введена процедура банкротства - наблюдение, установлено требование Федеральной налоговой службы к должнику в размере 1983873 руб. 17 коп. основного долга, 800707 руб. 40 коп. пени, 3735 руб. 84 коп. штрафов, временным управляющим утверждена ФИО1

Кроме того, определениями суда установлены следующие требования Федеральной налоговой службы к должнику:

-определением от 03.10.2015 года – для включения в реестр требований кредиторов установлено требование в размере 450725 руб. 92 коп. основного долга, 107285 руб. 52 коп. пени,

-определением от 24.05.2017 года – для включения в реестр требований кредиторов установлено требование в размере 52432 руб. 47 коп. пени,

-определением суда от 21.06.2017 года – для включения в реестр требований кредиторов установлено требование в размере 33787 руб. основного долга,

-определением от 20.03.2019 года. – для удовлетворения за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр требований кредиторов, установлено требование в размере 12604 руб. 40 коп. пени.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17 февраля 2017 года ООО «Кондопожский шунгитовый завод» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2

16 июля 2020 года Федеральная налоговая служба (далее – уполномоченный орган, заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решение комитета кредиторов ООО «Кондопожский шунгитовый завод» от 26.06.2020 по второму вопросу повестки дня об исключении из конкурсной массы ООО «Кондопожский шунгитовый завод» следующего имущества, рыночная стоимость которого составляет 0 (ноль) рублей:

1) здания (пристройка к РММ) кислородной станции, габариты (5*2*3) м., инв.№ 001050;

2) склада горной массы с подпорными стенками, габариты (100*60) м., инв.№ 001049;

3) составной части склада щебня инв. № 00000032: подштабельной галереи № 1 с подачей готовой продукции и распределительным устройством для загрузки в вагоны, 2-х этажное, инв. № 2323;

4) составной части склада щебня инв. № 00000032: подштабельной галереи № 2 с подачей готовой продукции и распределительным устройством для загрузки в вагоны, 2-х этажное, инв. № 2324;

5) составной части склада щебня инв. № 00000032: прирельсового склада № 2 готовой продукции, габариты (400*25) м., S- 10000 кв. м., инв. № 001053;

6) составной части склада щебня инв. № 00000032: прирельсового склада № 1 готовой продукции, габариты (50*20) м., S=1000 кв. м., инв. № 001051;

7) 40% от низковольтных кабельных сетей;

8) грязеотстойника, инв. № 00000033;

9) сетей хозфекальных и производственной канализации, инв. № 00000082;

10) автодороги от карьера до промышленной площадки, инв. № 00000084;

11) автодороги от шоссе до промышленной площадки, инв. № 00000035;

12) автодорожных площадок, тротуаров, инв. № 00000036;

13) оборотного водоснабжения, инв. № 0000003;

14) регистратора от системы видеонаблюдения».

Федеральная налоговая служба ссылается в заявлении на то, что оспариваемое решение может повлечь необоснованное уменьшение конкурсной массы, так как принято с нарушением правил списания объектов основных средств, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 года №26н, пунктом 77 Методических указаний по учету ОС, письмом Минфина от 25.12.2015 №07-01-06/76480, а именно, принято в отсутствие утвержденного конкурсным управляющим решения специальной комиссии (комиссии в составе главного бухгалтера (бухгалтера), технических специалистов и лиц, отвечающих за сохранность объектов основных средств), подтверждающего наличие оснований для списания соответствующего имущества.

Определением суда от 22 июля 2020 года заявление Федеральной налоговой службы назначено к рассмотрению в судебном заседании на 23 сентября 2020 года. Впоследствии рассмотрение заявления откладывалось. Последний раз протокольным определением суда от 17 декабря 2020 года рассмотрение заявления отложено на 11 января 2020 года.

Представители Федеральной налоговой службы, комитета кредиторов, конкурсный управляющий, иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены, явку своих представителей в судебное заседание 11 января 2020 года не обеспечили.

Председатель комитета кредиторов ООО «Кондопожский шунгитовый завод» ФИО3 до судебного заседания представила в суд письменный отзыв (том дела 2 л.д.7), в котором возражала против удовлетворения заявления Федеральной налоговой службы, в обоснование возражений сослалась на следующее:

-исключение из конкурсной массы четырнадцати объектов основных средств с нулевой рыночной стоимость позволило снять вопросы у участников торгов о том, почему продается имущество с нулевой стоимостью и как его в последующем поставить на бухгалтерский учет,

- исключение указанных объектов основных средств из конкурсной массы позволило значительно уменьшить размер публикации в газете «Коммерсантъ», т.е. сэкономить порядка 15 тыс. руб. конкурсной массы,

- доказательства иной стоимости соответствующего имущества отсутствуют.

Конкурсный управляющий также представил в суд письменный отзыв (том дела 1 л.д. 36-150; том дела 2 л.д. 1-6), в котором пояснил, что возражений по оспариваемому решению комитета кредиторов не имеет в связи со следующими обстоятельствами:

-имущество, которое оспариваемым решением комитета кредиторов исключено из конкурсной массы, имеет нулевую рыночную стоимость, что подтверждается опубликованными на сайте ЕФРСБ заключениями (отчетами) о его оценке (заключением о рыночной стоимости имущества, не являющегося предметом залога на 11.03.2019 года, отчетом об оценке №02/2019, отчетом об оценке №192/11/2017),

-исключение соответствующего имущества из конкурсной массы позволило избежать введения в заблуждение потенциальных покупателей имущества должника, которое в настоящее время реализуется одним лотом, и снизить возможные налоговые риски для его покупателя, а также сэкономить на стоимости публикации на торгах газете «Коммерсантъ»,

- вопрос об исключении имущества из конкурсной массы находится в компетенции комитета кредиторов.

Кроме того, 14.10.2020 года конкурсный управляющий представил в суд подписанный им 01.10.2020 года акт №31 о списании 14 соответствующих объектов основных средств (том дела 2 л.д. 18-21).

В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17 февраля 2017 года ООО «Кондопожский шунгитовый завод» признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2

По результатам проведенной конкурсным управляющим инвентаризации имущества должника (акты инвентаризации опубликованы на сайте ЕФРСБ в сообщениях: от 29.03.2017 года №1699448, от 11.04.2017 года №1728474, от 23.05.2017 года №1817685, от 28.07.2017 года №1971555, от 18.09.2017 года №2091071, от 23.07.2018 года №2886766, от 14.09.2018 года №3036470) установлено наличие у должника, в том числе, следующего имущества:

1) здания (пристройка к РММ) кислородной станции, габариты (5*2*3) м., инв.№ 001050;

2) склада горной массы с подпорными стенками, габариты (100*60) м., инв.№ 001049;

3) составной части склада щебня инв. № 00000032: подштабельной галереи № 1 с подачей готовой продукции и распределительным устройством для загрузки в вагоны, 2-х этажное, инв. № 2323;

4) составной части склада щебня инв. № 00000032: подштабельной галереи № 2 с подачей готовой продукции и распределительным устройством для загрузки в вагоны, 2-х этажное, инв. № 2324;

5) составной части склада щебня инв. № 00000032: прирельсового склада № 2 готовой продукции, габариты (400*25) м., S- 10000 кв. м., инв. № 001053;

6) составной части склада щебня инв. № 00000032: прирельсового склада № 1 готовой продукции, габариты (50*20) м., S=1000 кв. м., инв. № 001051;

7) 40% от низковольтных кабельных сетей;

8) грязеотстойника, инв. № 00000033;

9) сетей хозфекальных и производственной канализации, инв. № 00000082;

10) автодороги от карьера до промышленной площадки, инв. № 00000084;

11) автодороги от шоссе до промышленной площадки, инв. № 00000035;

12) автодорожных площадок, тротуаров, инв. № 00000036;

13) оборотного водоснабжения, инв. № 0000003;

14) регистратора от системы видеонаблюдения».

Как следует из отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о ходе конкурсного производства от 24.04.2020 года (том дела 2 л.д. 33-42), указанные 14 объектов включены в конкурсную массу должника.

Проведенными оценками имущества должника (заключением о рыночной стоимости имущества, не являющегося предметом залога на 11.03.2019 года, отчетом об оценке №02/2019, отчетом об оценке №192/11/2017 – том дела 1 л.д. 50-150; том дела 2 л.д. 1-6) рыночная стоимость указанных четырнадцати объектов определена в размере «0» рублей.

Как следует из указанных заключений (отчетов) об оценке (том дела 1 л.д.50-150; том дела 2 л.д. 1- 6), основанием для определения рыночной стоимости данных объектов оценки в размер «0» рублей явилось их полное или частичное разрушение, при этом в заключениях (отчетах) об оценке отмечено, что стоимость демонтажа отдельных оставшихся элементов данных объектов превысит стоимость материалов, которые могут быть получены в результате демонтажа.

29.11.2016 года состоялось собранием кредиторов ООО «Кондопожский шунгитовый завод», на котором были приняты решения об образовании комитета кредиторов в составе трех членов: ФИО4, ФИО3, ФИО5 Комитету кредиторов переданы полномочия по принятию любых решений, не отнесенных к исключительной компетенции собрания кредиторов (том дела 2 л.д. 32).

26.06.2020 года состоялось заочное заседание комитета кредиторов ООО «Кондопожский шунгитовый завод», вторым вопросом в повестку дня которого включен вопрос об исключении указанных 14 объектов основных средств, рыночная стоимость которых по результатам проведенных оценок определена в размере «0» рублей, из конкурсной массы должника.

По указанному вопросу комитетом кредиторов принято решение об исключении соответствующих 14 объектов из конкурсной массы должника.

Как следует из протокола заседания комитета кредиторов от 26.06.2020 года (том дела 1 л.д. 39), по второму вопросу повестки дня (об исключении соответствующего имущества из конкурсной массы) все члены комитета кредиторов проголосовали «за» исключение имущества из конкурсной массы.

Федеральная налоговая служба просит признать указанное решение комитета кредиторов от 26.06.2020 года об исключении 14 объектов из конкурсной массы должника недействительным. Федеральная налоговая службы ссылается на то, что оспариваемое решение комитета кредиторов нарушает ее права интересы, так как может повлечь необоснованное уменьшение конкурсной массы, вследствие того, что принято с нарушением установленных специальным законодательством о ведении бухгалтерского учета (Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 года №26н, пунктом 77 Методических указаний по учету ОС, письмом Минфина от 25.12.2015 №07-01-06/76480) правил списания объектов основных средств, а именно, в отсутствие утвержденного конкурсным управляющим решения специальной комиссии (комиссии в составе главного бухгалтера (бухгалтера), технических специалистов и лиц, отвечающих за сохранность объектов основных средств), подтверждающего наличие оснований для его списания.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, положения Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", касающиеся порядка оспаривания решения собрания кредиторов и рассмотрения такого заявления, применяются и при оспаривании решения комитета кредиторов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), признание решения собрания кредиторов недействительным возможно в двух случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных данным законом пределов компетенции собрания кредиторов.

Оценив доводы уполномоченного органа, возражения председателя комитета кредиторов и конкурсного управляющего, суд полагает заявление уполномоченного органа подлежащим отклонению в связи со следующим.

Частью 2 статьи 12 Закона о банкротстве определен перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов, то есть вопросов, решение которых не может быть передано иным лицам. Указанный перечень не является исчерпывающим. Законом о банкротстве не запрещено рассмотрение собранием кредиторов иных вопросов.

Закон о банкротстве не содержит положений, запрещающих собранию кредиторов принимать решения в отношении вопросов распоряжения имуществом должника в процедуре банкротства. Напротив, принятие решения о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника отнесено к компетенции собрания кредиторов (статья 139 Закона о банкротстве). Соответственно, собрание кредиторов вправе принимать решения об исключении имущества из конкурсной массы.

Как следует из пояснений председателя комитета кредиторов, конкурсного управляющего, основанием для исключения указанных 14 объектов из конкурсной массы явилась установленная по результатам проведенных оценок их нулевая рыночная стоимость, обусловленная полным или частичным разрушением данных объектов, и превышением стоимости демонтажа оставшихся их элементов над стоимостью материалов, которые могут быть получены в результате демонтажа. С учетом того, все имущество должника реализуется на торгах единым лотом, конкурсный управляющий и председатель комитета кредиторов полагают, что включение в этот лот фактически разрушенного или демонтированного имущества нулевой стоимостью может вызвать вопросы у потенциальных покупателей, повлиять на их решение об участии в торгах.

Уполномоченным органом указанные результаты оценки соответствующих объектов не оспорены, сведения об иной их рыночной стоимости в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах суд полагает недоказанным факт нарушения оспариваемым решением комитета кредиторов прав и законных интересов уполномоченного органа.

При этом суд полагает необходимым отметить, что в случае, если конкурсный управляющий согласен с указанным решением комитета кредиторов и не оспаривает его, он обязан выполнить действия, направленные на соблюдение установленного правилами бухгалтерского учета порядка списания соответствующего имущества в той части, в которой это возможно в процедуре конкурсного производства (с учетом наличия на момент списания в штате должника работников, которые могут принять участие в осмотре имущества).

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании соответствующего решения комитета кредиторов ООО «Кондопожский шунгитовый завод» недействительным.

Руководствуясь статьями 15, 60 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. В удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании недействительным решения комитета кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Кондопожский шунгитовый завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 26 июня 2020 года по второму вопросу повестки дня отказать.

2.Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня вынесения определения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>).

Судья

А.В. Николенко