ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-10231/13 от 23.09.2013 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

http://www.kemerovo.arbitr.ru

e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

  тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

город Кемерово Дело № А27-10231/2013

30 сентября 2013 года

Резолютивная часть определения объявлена 23 сентября 2013 года

Определение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи В.Я. Драпезо,

  при ведении протокола секретарем судебного заседания Г.Э. Газибаевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домовик-С», г. Новокузнецк

к Прокуратуре Куйбышевского района г. Новокузнецка, г. Новокузнецк

об оспаривании предписания от 26.03.2013,

при участии:

от заявителя – ФИО1 – юрисконсульт по доверенности от 21.08.2012,

от прокуратуры – ФИО2 – помощник прокурора,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Домовик-С» (далее Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Прокуратуры Куйбышевского района г. Новокузнецка от 26.03.2013. Фактически заявителем оспаривается представление от 26.03.2013.

Представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Как усматривается из материалов дела, Прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка проведена проверка доводов обращения жителей многоквартирного дома по пр. Курако, 29 г. Новокузнецка о нарушении требований федерального законодательства при установлении и взимании платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома пр. Курако, 29 г. Новокузнецка, в ходе которой установлены грубые нарушения требований федерального законодательства в деятельности Общества.

Общество вынесено представление от 26.03.2013 №85ж-2013 об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Не согласившись с представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Рассмотрев заявление, суд считает производство по делу подлежащим прекращению в связи со следующим.

Правила подведомственности дел арбитражному суду установлены параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из названных норм, арбитражный суд вправе рассматривать дела о признании незаконными действий государственных органов, если такие действия затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем из материалов дела следует, что предметом обжалования является представление, принятое прокурором в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1).

В соответствии со статьей 1 Закона N 2202-1 Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Согласно статье 24 Закон N 2202-1 представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению ими, а в случае их несогласия требование прокурора реализуется путем специальных процедур: вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо обращением в суд.

Таким образом, по настоящему делу оспаривается акт (представление) прокурора, который сам по себе не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает. Представление прокурора реализуется путем последующих специальных процедур, в том числе принятием постановления.

При рассмотрении дела в судебном порядке об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление и правомерность своих требований.

На правовую природу представления прокурора указано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 2 Определения от 24.02.2005 N 84-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы... на нарушение конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 21.10.2008 по делу N 9455/08.

Учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не может быть исполнено принудительно, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущение нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.

Следовательно, данный спор неподведомственен арбитражному суду.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184 - 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

Производство по делу прекратить.

Выдать ООО «Домовик-С» справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4000 руб.

На определение может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья В. Я. Драпезо