АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., 8, Кемерово, 650000
info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов
город Кемерово Дело № А27-17480-15/2019
29 июля 2020 года.
Резолютивная часть определения оглашена 28 июля 2020 года.
определение в полном объеме изготовлено 29 июля 2020 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Турлюк В.М.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Абросимовой О.М.,
при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего ООО «СУМ-7» ФИО1, доверенность от 20.07.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 81 имени Евгения Ивановича Стародуб» об установлении требований кредитора в деле о банкротстве Государственного предприятия Кемеровской области «ГлавУКС», город Кемерово (ОГРН <***>, ИНН <***>) и приложенными к заявлению документами
у с т а н о в и л:
определением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.09.2019 в отношении должника – Государственного предприятия Кемеровской области «ГлавУКС», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес (место нахождения): <...> (далее – ГПКО «ГлавУКС», должник) введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - наблюдение. Временным управляющим должника утвержден ФИО2, член Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие», адрес для направления корреспонденции: 630011, г. Новосибирск, а/я 48а. Судебное разбирательство по делу о банкротстве назначено на 18.02.2020.
Указанные сведения опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 10.09.2019 (сообщение № 4135685), в газете «Коммерсантъ» №167 от 14.09.2019.
Определением от 18.02.2020 судебное заседание по отчету временного управляющего отложено на 24.03.2020, затем на 14.04.2020.
Решением Арбитражного суда от 12.05.2020 должник признан банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО2, член Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие», адрес для направления корреспонденции: 630011, г. Новосибирск, а/я 48а. Судебное разбирательство по делу о банкротстве назначено на 05.11.2020.
08.04.2020 в арбитражный суд поступило (направлено 08.04.2020 в электронной форме через систему «Мой Арбитр» http://my.arbitr.ru) заявление муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 81 имени Евгения Ивановича Стародуб» (далее – МАОУ СОШ №81, заявитель, кредитор) о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности в размере 13 948 535,28 руб. (из которых 9 135 427,30 руб. сумма основного долга, 256 042,25 руб. сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, 4 557 065,73 руб. пени).
Определением арбитражного суда от 13.04.2020 указанное заявление принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 28.05.2020, в котором к участию в рассмотрении требования в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федерального казначейства по Кемеровской области, ОГРН<***> и общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление механизации-7» ОГРН<***>.
До судебного заседания поступил отзыв должника, в котором он возразил относительно заявленного требования, указал, что денежные средства перечислены ООО «СУМ-7», в настоящее время находятся у субподрядчиков на счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области. В адрес ООО «СУМ-7» направлена претензия с просьбой вернуть неотработанную сумму аванса (копия претензии прилагается). Претензия оставлена без ответа. Так как денежные средства находятся на счетах ООО «СУМ-7» Должник не имеет полномочий по их возврату. ГП КО «ГлавУКС» не владеет денежными средствами, поэтому исполнение требований о возврате суммы в размере 9 135 427,30 рублей не возможно.
Кроме того, должник отметил, что часть средств в сумме 1 835 203 рубля, оставшаяся непосредственно на счете ООО «СУМ-7», была возвращена на счет ГП КО «ГлавУКС», а затем направлена на счет заказчика (МАУ «СОШ № 81»). В адрес ООО «СУМ-7» 25.11.2019 направлена претензия исх. № 1/1375 с просьбой вернуть неотработанную сумму аванса. Претензия оставлена без ответа. Таким образом, в действиях ГП КО «ГлавУКС» отсутствует неправомерное пользование чужими денежными средствами, неправомерное удержание денежных средств, уклонение от их возврата, поскольку денежные средства (неиспользованный аванс) не могут быть возвращены по обстоятельствам, которые не зависят от действий ГП КО «ГлавУКС». Заявил ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
Представитель конкурсного управляющего возражал по доводам, изложенным в отзыве должника.
УФК по Кемеровской области представлен отзыв, в котором указано, что ООО «СУМ-7» в рамках исполнения обязательств по договору № 333 от 31.01.2014 были заключены договоры с 7 соисполнителями (в том числе с ООО «АЛЬТАИР-НК» и ООО «ТС - СпецСтрой»), которым для целей осуществления казначейского сопровождения были также открыты лицевые счета. По состоянию на 01.06.2020 на лицевом счете ГП «ГлавУКС» отсутствуют денежные средства. На лицевом счете ООО «СУМ-7» находятся денежные средства в размере 257721,20 рублей, у двух соисполнителей ООО «СУМ-7» на их лицевых счетах также имеются денежные средства, а именно у ООО «АЛЬТАИР-НК» 3 000 000 руб. у ООО «ТС - СпецСтрой» 45 000 000 руб.
Представитель ООО «СУМ-7» оставил разрешение вопроса об установлении требований заявителя на усмотрение суда.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным процессуальным законодательством, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В силу статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.
Согласно частям 2, 3 статьи 100 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о получении требований кредитора с указанием наименования кредитора, ИНН, ОГРН, суммы заявленных требований, оснований их возникновения. Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд конкурсным управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о получении требований соответствующего кредитора.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, 02.12.2013г. между ГП КО «ГлавУКС» (Технический Заказчик) и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №81 имени Евгения Ивановича Стародуб» (Заказчик) заключен договор №291, согласно которому Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Технический Заказчик принимает на себя обязательства по строительству и осуществлению строительного контроля по объекту: Строительство школы №81 на 825 мест в Заводском районе, г.Новокузнецка» расположенного по адресу: <...> (далее по тексту - «Объект»).
Согласно п. 5.1. договор №291 от 02.12.2013 Технический заказчик от своего имени, но за счет средств Заказчика заключает договоры с подрядной организацией на выполнение строительных работ по объекту.
В рамках исполнения договора №291 от 02.12.2013г. был заключен договор№333 от 31.01.2014г. между ГП КО «ГлавУКС» (Заказчик) и ООО «ПромСтройИндустрия» (Подрядчик), в соответствии с условиями которого, Заказчик, действуя в интересах муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Евгения Ивановича Стародуб» поручает, а Подрядчик обязуется на свой риск из собственных материалов и своими силами выполнить строительно-монтажные работы на объекте: «Строительство школы №81 на 825 мест в Заводском районе, г.Новокузнецка» расположенного по адресу: <...> (далее по тексту - «Объект»), в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной ГП КО «Облстройпроект» шифр: 67-584/45-46-ШК, и условиями настоящего Договора.
На основании соглашения о перемене лиц в обязательстве от 23.03.2018г., заключенного между ГП КО «ГлавУКС» (Заказчик), ООО «ПромСтройИндустрия» (Подрядчик) и ООО «СУМ-7» (Новый подрядчик), ООО «СУМ-7» приняло на себя все права и обязанности ООО «ПромСтройИндустрия» по договору №333 от 31.01.2014г.
Согласно п.2.2, договора №333 от 31.01.2014г. заказчик осуществляет финансирование по настоящему договору за счет средств федерального и областного бюджета в пределах лимита бюджетных обязательств по капитальным вложениям, предусмотренных на соответствующий финансовый год в рамках договора №291 от 02.12.2013г.
Денежные средства перечислены ООО «СУМ-7», в настоящее время находятся у субподрядчиков на счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области.
Правоотношения в рамках казначейского сопровождения средств регламентируются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и принимаемыми во исполнение указанного федерального закона актами Правительства РФ, Минфина России и Федерального казначейства.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее - Федеральный закон № 362-ФЗ) в случаях, предусмотренных настоящей статьей, территориальные органы Федерального казначейства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, указанных в части 2 (с учетом положений частей 3-6) настоящей статьи, включая остатки средств, предусмотренные частями 11 и 12 настоящей статьи, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления указанных средств (далее - целевые средства).
При казначейском сопровождении целевых средств операции по зачислению и списанию целевых средств осуществляются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, и отражаются на лицевых счетах, открытых в установленном Федеральным казначейством порядке в территориальных органах Федерального казначейства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
При казначейском сопровождении целевых средств, за исключением целевых средств, указанных в пункте 7 части 2 настоящей статьи, территориальными органами Федерального казначейства в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке осуществляется санкционирование расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.
Пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ установлено, что казначейскому сопровождению подлежат, в том числе, субсидии юридическим лицам, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются субсидии, федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации капитальных вложений в объекты государственной собственности Федерации (муниципальной собственности).
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 5 Федерального закона № 362-ФЗ казначейскому сопровождению подлежат также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных в пунктах 3, 4, 6 и 8 настоящей части государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий.
Следует отметить, что аналогичное нормативное правовое регулирование казначейского сопровождения сохранилось по настоящее время (т.е. и в 2019, и в 2020 годах).
В рамках вышеуказанных положений Федерального закона № 362-ФЗ под казначейское сопровождение попали целевые средства - субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности на безвозвратной и безвозмездной основе на строительство муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №81 имени Евгения Ивановича Стародуб», предоставленная Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 81 имени Евгения Ивановича Стародуб» (далее - Школа № 81) на основании Соглашения от 27.04.2018 (далее - Соглашение о предоставлении субсидии), а также авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения Соглашения о предоставлении субсидии (далее - «цепочка кооперации»).
«Цепочка кооперации»
1) Соглашение о предоставлении субсидии от 27.04.2018 (между Комитетом образования и науки администрации города Новокузнецка и Школой №81);
2) Договор между Школой № 81 и ГПКО «ГлавУКС» от 02.12.2013 №291, (предмет договора - Строительство и строительный контроль по объекту: «Строительство школы №81 на 825 мест в Заводском районе г. Новокузнецка»).
Дополнительным соглашением от 30.10.2018 к договору № 291 от 02.12.2013 стороны предусмотрели в рамках поступившего в 2018 году финансирования перечисление авансового платежа в размере 90 000 000 рублей;
3) Договор между ГПКО «ГлавУКС» и ООО «СУМ-7» от 31.01.2014 №333, с учетом соглашения о перемене лиц в обязательстве от 23.03.2018 (Предмет договора - Строительно-монтажные работы на объекте: «Строительство школы №81 на 825 мест в Заводском районе г. Новокузнецка»).
Дополнительным соглашением от 06.11.2018 к договору № 333 от 31.01.2014 стороны также предусмотрели в рамках финансирования на 2018 год право перечисления авансовых платежей в размере до 90 000 000 (девяносто миллионов) рублей.
В Управлении МАОУ «СОШ № 81 имени Е.И. Стародуб», ГПКО «ГлавУКС» (должнику) и третьему лицу ООО «СУМ-7» в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона №362-Ф3 и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1722 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» для целей осуществления казначейского сопровождения были открыты лицевые счета.
ООО «СУМ-7» в рамках исполнения обязательств по договору № 333 от 31.01.2014 были заключены договоры с 7 соисполнителями (в том числе с ООО «АЛЬТАИР-НК» и ООО «ТС - СпецСтрой»), которым для целей осуществления казначейского сопровождения были также открыты лицевые счета.
По состоянию на 01.06.2020 на лицевом счете ГП «ГлавУкс» отсутствуют денежные средства.
На лицевом счете ООО «СУМ-7» находятся денежные средства в размере 257721,20 рублей, у двух соисполнителей ООО «СУМ-7» на их лицевых счетах также имеются денежные средства, а именно у ООО «АЛЬТАИР-НК» 3000000 рублей у ООО «ТС - СпецСтрой» 45000000 рублей
Так как денежные средства находятся на счетах ООО «СУМ-7» должник не имеет полномочий по их возврату.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исходя из вышеизложенного, так как ГП КО «ГлавУКС» не владеет денежными средствами, исполнение требований о возврате суммы в размере 9 135 427,30 рублей не возможно.
Относительно требования о взыскания пени в размере 4 557 065,73 рублей судом установлено следующее.
Пунктом 4.2. договора предусмотрен срок предоставления заказчику заключительного отчета об исполнении договора с приложением копий подтверждающих документов (п. 3.1.2.), а также документов, указанных в п.п. 3.1.3., 5.1.20., 5.1.21. договора- до 10.01.2019.
При нарушении срока, предусмотренного п. 4.2. Договора, Заказчик вправе потребовать с Технического Заказчика за каждый просроченный календарный день пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от стоимости услуг оказанных Техническим Заказчиком и оплаченных Заказчиком (пункт 8.1. Договора).
В срок, предусмотренный договором, заключительный отчет об исполнении договора Техническим Заказчиком предоставлен не был, а 25.03.2019 права и обязанности Технического Заказчика по договору от 02.12.2013 №291 были переданы Новому Техническом Заказчику - ООО «ДОН» на основании Соглашения от 25.03.2019.
Таким образом, заказчик вправе потребовать с технического заказчика уплаты пени за период с 11.01.2019 по 24.03.2019 в размере 524 003,43 руб., согласно расчету:
Стоимость услуг, оказанных техническим заказчиком и оплаченных заказчиком
Период просрочки
ставка
формула
с
по
дней
27 786 306,46
11.01.2019
24.03.2019
73
7,75
27 786 306,46*73*1/300*7,75
524 003,45
Согласно п.2.2, договора №333 от 31.01.2014г. заказчик осуществляет финансирование по настоящему договору за счет средств федерального и областного бюджета в пределах лимита бюджетных обязательств по капитальным вложениям, предусмотренных на соответствующий финансовый год в рамках договора №291 от 02.12.2013г.
Денежные средства были перечислены в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области на счет, открытый на имя ООО «СУМ-7».
Впоследствии со счета ООО «СУМ-7» часть денежных средств была перечислена на счета субподрядных организаций.
Субподрядные организации могут использовать указанные средства только для оплаты за поставленные материалы и выполненные работы по объекту "Строительство школы №81 на 825 мест в Заводском районе г.Новокузнецка" по согласованию с Заказчиком (МАОУ «СОШ № 81»). До настоящего времени не предъявлены работы, которые ранее не были оплачены ООО «СУМ-7». То есть, денежные средства не могут быть использованы субподрядными организациями и должны быть возвращены.
По установленному Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области порядку, денежные средства со счета организации могут быть перечислены только по распоряжению этой организации. Таким образом, ГП КО «ГлавУКС» не может распорядиться средствами, находящимися на счетах субподрядных организаций с целью возврата их заказчику.
Должен быть соблюден следующий порядок: субподрядные организации возвращают денежные средства на счет ООО «СУМ-7», открытый в УФК по КО, ООО «СУМ-7» возвращает денежные средства на счет ГП КО «ГлавУКС», также открытый в УФК по КО, и только после этого денежные средства будут возвращены на счет заказчика (МАОУ «СОШ № 81»).
Вместе с тем, часть средств в сумме 1 835 203 рубля, оставшаяся непосредственно на счете ООО «СУМ-7», была возвращена на счет ГП КО «ГлавУКС», а затем направлена на счет Заказчика (МАОУ «СОШ № 81»).
В адрес ООО «СУМ-7» 25.11.2019 направлена претензия исх. № 1/1375 с просьбой вернуть неотработанную сумму аванса (копия претензии прилагается). Претензия оставлена без ответа.
Таким образом, в действиях ГП КО «ГлавУКС» отсутствует неправомерное пользование чужими денежными средствами, неправомерное удержание денежных средств, уклонение от их возврата, поскольку денежные средства (неиспользованный аванс) не могут быть возвращены по обстоятельствам, которые не зависят от действий ГП КО «ГлавУКС».
Учитывая указанные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 4, 16, 32, 100, 137, 213.27 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л :
отказать в удовлетворении заявления муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 81 имени Евгения Ивановича Стародуб» об установлении требований кредитора в деле о банкротстве Государственного предприятия Кемеровской области «ГлавУКС», город Кемерово.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья В.М. Турлюк