ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-18417/2013 от 12.03.2018 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., 8, Кемерово,650000

www.kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу о банкротстве

город Кемерово Дело № А27-18417/2013

19 марта 2018 года

Резолютивная часть определения оглашена 12 марта 2018г.

Определение в полном объеме изготовлено 19 марта 2018 г.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Бородынкиной А. Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лаврец Е.С.,

при участии в судебном заседании представителя ООО «Металлургинвест» ФИО1, доверенность от 11.03.2018, представителя конкурсного управляющего ФИО2, доверенность от 10.01.2018, представителя конкурсного кредитора ООО «РЭМЗ» ФИО3, доверенность от 19.02.2018г. №32, представителя Администрации Гурьевского городского поселения ФИО4, доверенность от 17.10.2016 №17, ФИО5, доверенность от 28.02.2018г. №3, представителя Администрации Гурьевского муниципального района ФИО6, доверенность от 26.02.2018, представителя Администрации Кемеровской области ФИО7, доверенность от 26.02.2018 №1110-16/1566,

рассмотрев в открытом судебном заседании в деле о банкротстве открытого акционерного общества «Гурьевский металлургический завод», город Гурьевск Кемеровской области заявление общества с ограниченной ответственностью «Металлургические инвестиции», город Москва о применении к процедуре банкротства должника правил параграфа 2 главы IХ Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002г. (банкротство градообразующих организаций)

третьи лица, привлеченные к участию в обособленном споре: Администрация Гурьевского городского поселения, город Гурьевск Кемеровской области, Администрация Кемеровской области, город Кемерово, Администрация Гурьевского муниципального района,

у с т а н о в и л:

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 24 января 2014 года в отношении должника – открытого акционерного общества «Гурьевский металлургический завод», г. Гурьевск, ОГРН <***>, ИНН <***> (ОАО «ГМЗ», должник) введено наблюдение. Определением суда от 12 февраля 2014г. временным управляющим должника утверждена ФИО8.

Определением суда от 24 ноября 2014г. (резолютивная часть определения оглашена 17 ноября 2014г.) в отношении ОАО «ГМЗ» введено внешнее управление, внешним управляющим утвержден ФИО9

Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» от 29.11.2014г. №217.

Решением суда от 22 ноября 2016 г. (резолютивная часть от 15 ноября 2016 г.) в отношении ОАО «ГМЗ» открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Определением суда от 22 ноября 2016 г. (резолютивная часть от 15 ноября 2016 г.) конкурсным управляющим должника утвержден ФИО9.

Указанные сведения опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 21.11.2016, в газете «Коммерсантъ» от 26.11.2016 № 220.

19 января 2018 года в арбитражный суд поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Металлургические инвестиции», город Москва о применении к процедуре банкротства должника правил параграфа 2 главы IХ Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002г.(банкротство градообразующих организаций).

Определением от 23.01.2018г. заявление конкурсного кредитора принято к производству, судебное разбирательство назначено на 12.02.2018.

В судебном заседании заявитель на требованиях настаивал.

Конкурсный управляющий, представитель Администрации Гурьевского городского поселения требования заявителя поддержали.

Представитель кредиторов ООО «Ломром Ростов», ООО «РЭМЗ» на требования возразил по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылался на неправильный расчет заявителем признаков градообразующего предприятия из количественного показателя «число занятых в экономике», в то время как следовало производить расчет исходя из показателя «среднесписочная численность работников» (при расчете от которого не имеется признаков градообразующего предприятия).

Для представления Администрацией Гурьевского городского поселения письменных пояснений по показателям, отраженным в муниципальной программе «Социально-экономическое развитие Гурьевского городского поселения Гурьевского муниципального района Кемеровской области» на 2018-2020гг. в судебном заседании объявлен перерыв до 15.02.2018г.

После перерыва Администрация Гурьевского городского поселения явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, представила письменные пояснения, что все данные рассчитаны Департаментом экономического развития Кемеровской области, Администрация Гурьевского городского поселения не может дать каких-либо пояснений, ходатайствовала о привлечении к участию в обособленном споре Администрации Гурьевского муниципального района для представления необходимой информации.

Определением от 15.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Гурьевского муниципального района, судебное разбирательство отложено до 27.02.2018г.

В судебном заседании 27.02.2018 представитель Администрации Гурьевского городского поселения ходатайствовал об отложении судебного разбирательства для представления документов в подтверждение численности работающего населения г.Гурьевска.

Представитель ООО «Ломпром Ростов» относительно заявленного ходатайства об отложении судебного разбирательства возражал.

Иные лица, участвующие в деле, оставили ходатайство об отложении судебного разбирательства на усмотрение суда.

Учитывая, что Администрацией Гурьевского городского поселения необходимые пояснения суду не представлены, суд пришел к выводу о необходимости отложения судебного разбирательства для выяснения соответствующих обстоятельств и проверки обоснованности возражений конкурсных кредиторов ООО «Ломпром Ростов», ООО «РЭМЗ».

Определением от 27.02.2018 судебное разбирательство отложено по ходатайству лиц, участвующих в деле, до 12.03.2018г.

В настоящем судебном заседании заявитель, представитель Администрации Гурьевского городского поселения на требованиях настаивали.

Представитель ООО «Металлургинвест» заявил ходатайство о назначении судебной социологической экспертизы.

Рассмотрев ходатайство о проведении судебной экспертизы, суд признал данное ходатайство не подлежащим удовлетворению.

Заявитель ходатайства просил поставить перед экспертом следующие вопросы: какова доля работников ОАО «ГМЗ» от численности работающего населения Гурьевского городского поселения на дату проведения экспертизы, на 2016г.

Суд полагает, что доля работников ОАО «ГМЗ» от численности работников Гурьевского городского поселения подлежит исчислению арифметически, данное арифметическое действие не является сложным, для этого не требуются какие-либо специальные познания. Эксперт не вправе самостоятельно собирать доказательства для производства экспертизы. Данные о количестве работающего населения Гурьевского городского поселения в любом случае должны быть предоставлены эксперту судом, самостоятельно такие данные собирать эксперт не вправе. С учетом изложенного суд не усматривает какой-либо необходимости в привлечении эксперта. Более того, суд считает, что для ответа на предлагаемые заявителем вопросы не требуется каких-либо социологических исследований, вид экспертизы заявителем определен неверно.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства ООО «Металлургинвест» в связи со следующим.

В силу статьи 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ для целей настоящего Федерального закона градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Законом не установлено, по состоянию на какую именно дату такие признаки должны иметься.

Суд считает возможным установить наличие признаков градообразующего предприятия по состоянию на дату открытия конкурсного производства – 15.11.2016г. Кроме того, установление наличия таких признаков по состоянию на дату возбуждения дела о банкротстве (27.12.2013) представляется затруднительным ввиду истечения значительного срока, затруднительности сбора и получения сведений о количестве работающего населения Гурьевского городского поселения.

Согласно справке конкурсного управляющего ОАО «ГМЗ» фактическая численность работников должника на 15.11.2016 составила 1396 человек (в том числе работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком – 25 человек), на 01.02.2018 – 1349 человек (в том числе в отпуске по уходу за ребенком – 21 человек).

Таким образом, признаки, предусмотренные пунктом 2 статьи 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ, отсутствуют.

Согласно положениям статей 2,3 Закона Кемеровской области от 17.12.2004 N 104-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований" с целью наделения существующих на день вступления в силу настоящего Закона муниципальных образований статусом муниципального района считать Гурьевский район - Гурьевским муниципальным районом (административный центр - город Гурьевск), образовать следующие муниципальные образования - городские поселения и сельские поселения на территории Гурьевского муниципального района: Гурьевское городское поселение (административный центр - город Гурьевск); Салаирское городское поселение (административный центр - город Салаир); Горскинское сельское поселение (административный центр - село Горскино); Малосалаирское сельское поселение (административный центр - село Малая Салаирка); Новопестеревское сельское поселение (административный центр - село Новопестерево); Раздольное сельское поселение (административный центр - поселок Раздольный); Сосновское сельское поселение (административный центр - поселок Сосновка); Ур-Бедаревское сельское поселение (административный центр - село Ур-Бедари); Урское сельское поселение (административный центр - поселок Урск).

Для установления признаков, предусмотренных пунктом 1 статьи 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ, судом должно быть установлено соотношение количества работников должника по отношению к численности работающего населения соответствующего населенного пункта.

При этом ни Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ, ни действующим законодательством Российской Федерации не дано понятие «работающего населения соответствующего населенного пункта».

Представители Администрации Гурьевского городского поселения, город Гурьевск Кемеровской области пояснили, что такой показатель органом местного самоуправления в какой-либо отчетности специально ранее не рассчитывался, при этом в непосредственной близости г.Гурьевска находится г.Салаир, многие жители близлежащих городов и поселений приезжают и работают в г.Гурьевске, хотя фактически проживают в других населенных пунктах.

При толковании положений пункта 1 статьи 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ суд исходит из социальной направленности данной нормы. Целью законодателя являлось установление дополнительных гарантий соблюдения трудовых прав граждан, в том числе на обеспечение занятости граждан, своевременное трудоустройство уволенных работников на иных предприятиях, недопущение значительного резкого повышения уровня безработицы, как работникам конкретного предприятия, так и органу местного самоуправления в случаях, когда количество, подлежащих высвобождению (увольнению) работников должника, составляет значительное количество в соотношении с общим количеством работающего населения соответствующего населенного пункта (не менее 25%).

В связи с этим, суд соглашается с доводами Администрации Гурьевского городского поселения, что при расчете количества работающего населения подлежат учету работники, непосредственно проживающие на территории Гурьевского городского поселения, без учета лиц, работающих в г.Гурьевске, но проживающих фактически в других населенных пунктах, поскольку в противном случае это приведет к искажению пропорции (соотношения), предусмотренного пунктом 1 статьи 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ. Лица, фактически проживающие в других населенных пунктах, не могут быть включены в население г.Гурьевска, в связи с чем данная категория работающих лиц подлежит исключению из сведений о работающих гражданах в г.Гурьевске.

Согласно письму территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Кемеровской области от 19.02.2018 исх.№04-44-05/277-МС численность работающих на крупных и средних предприятиях г.Гурьевска за 2016г. составила 5759 человек. При этом согласно официально опубликованным данным Ростата среднесписочная численность работников Гурьевского городского поселения в 2016 г. составляет 6042.

В соответствии с разъяснениями Ростата (Приказ Росстата от 19.01.2018 N 20 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", Приказ Росстата от 25.01.2017 N 37 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия") в списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники предприятий, получавшие заработную плату на данном предприятии. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Не включаются в списочную численность работники:

а) принятые на работу по совместительству из других предприятий (организаций).

б) выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера.

в) привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы) и учитываемые в среднесписочной численности работников (пункт 13.2 настоящих Указаний);

г) переведенные на работу в другое предприятие (организацию), если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу;

д) направленные предприятиями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; лица, с которыми заключен ученический договор на профессиональное обучение с выплатой в период ученичества стипендии;

е) подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации. Они исключаются из среднесписочной численности работников с первого дня невыхода на работу;

ж) собственники данного предприятия, не получающие заработную плату;

з) члены кооператива, не заключившие трудовых договоров с организацией;

и) адвокаты.

Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся:

женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, лица, находившиеся в отпусках в связи с усыновлением новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома, а также в отпуске по уходу за ребенком (однако, работающие на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию, включаются в среднесписочную численность);

работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как пояснили представители органов местного самоуправления и органов государственной власти, органами статистики статистические данные составляются без учета сведений фактическом проживании лиц, работающих в г.Гурьевске.

Из справки Росстата также следует, что данные предоставлены об общей численности работающих на предприятиях г.Гурьевска, сведения о соответствии данного показателя количеству работников с учетом места фактического жительства работников в данной справке не отражены.

Согласно письму Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области от 05.03.2018 исх.№10-2915 сведениями о численности работающего населения г.Гурьевска по состоянию на 16.11.2016 Управление не располагает.

Заявитель в обоснование своих доводов ссылался на данные о численности занятых в экономике по городу Гурьевску, указанные в программе социально-экономического развития Гурьевского городского поселения на 2018г.

Согласно пункту 4 таблицы «Трудовые ресурсы» указанной программы численность занятых в экономике составила по состоянию на 2016 – 4313,8.

По мнению конкурсного кредитора ООО «РЭМЗ», соответствующие признаки подлежат исчислению на основании данных о среднесписочной численности работников, отраженные в той же программе, но в пункте 3 таблицы «Трудовые ресурсы» – 5793,8.

Администрацией Гурьевского городского поселения представлено постановление от 05.10.2015 №282 «Об утверждении временного порядка сбора социально-экономических показателей муниципальное образования Гурьевского городского поселения», согласно данному порядку источниками информации, используемой в настоящем порядке, являются коммерческие и некоммерческие организации всех видов экономической деятельности и форм собственности и предприниматели.

Из пояснений представителей Администрации Гурьевского городского поселения следует, что показатели, отраженные в программе социально-экономического развития, рассчитаны в том числе с использованием данных, полученных непосредственным образом от соответствующих предприятий г.Гурьевска.

Согласно представленным в дело расчетам Администрации Гурьевского городского поселения общая численность работающих составила по состоянию на 15.11.2016г. 5443 работника, что в целом соответствует показателям, отраженным в программе социально-экономического развития (5793). При этом согласно произведенной выборке количество работающих – жителей Гурьевского городского поселения составило 4376, количество работающих, не являющимися жителями Гурьевского городского поселения, - 1067 работников.

Таким образом, суд пришел к выводу, что при расчете признаков градообразующего предприятия следует руководствоваться данными наиболее полно и достоверно отражающими, те показатели, которыми апеллирует законодатель. Согласно расчету суда 25% от 4376 составляет 1094, при этом количество работников ОАО «ГМЗ» составляло более 25% от количества работающего населения муниципального образования - Гурьевского городского поселения.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сведения, руководствуясь соблюдением в том числе прав работников должника, суд полагает, что заявителем, органом местного самоуправления доказано наличие признаков градообразующего предприятия у должника. При этом суд считает, что все неточности формулировок в толковании закона должны быть истолкованы с учетом социальной направленности данной нормы.

Доводы органа местного самоуправления о наличии признаков градообразующего предприятия в связи со включением г.Гурьевска в список моногородов суд отклоняет.

Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» г.Гурьевск действительно включен в список монопрофильных муниципальных образований категории 1.

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 29.07.2014 N 709 утверждены критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категории монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.

Согласно пункту 2 критериев, утвержденных Постановлением Правительства №709, муниципальное образование Российской Федерации признается монопрофильным (моногородом) в одном из следующих случаев:

а) муниципальное образование соответствует одновременно следующим критериям:

муниципальное образование имеет статус городского округа или городского поселения, за исключением муниципальных образований, в которых в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится законодательный (представительный) орган власти субъекта Российской Федерации;

численность постоянного населения муниципального образования превышает 3 тыс. человек;

численность работников одной из организаций (одного из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций), осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности или деятельность которых осуществляется в рамках единого производственно-технологического процесса) достигала в период 5 лет, предшествующих дате утверждения перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), предусмотренного пунктом 1 настоящего документа, 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

осуществление одной из указанных организаций (одним из филиалов юридического лица в муниципальном образовании или нескольких организаций) деятельности по добыче полезных ископаемых (кроме нефти и газа), и (или) производству, и (или) переработке промышленной продукции;

б) муниципальное образование включено по состоянию на 1 января 2014 г. в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) и относится к категориям 1 или 2 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения.

Во-первых, у суда отсутствуют сведения о том, по каким именно критериям г.Гурьевск был включен в список моногородов.

Во-вторых, абзацем 5 пункта 2 вышеуказанных Критериев предусмотрено, что численность работников одной из организаций, осуществляющих на территории муниципального образования один и тот же вид основной экономической деятельности, должна составлять 20 процентов среднесписочной численности работников всех организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования. В то время как Законом о банкротстве установлена пропорция в большем размере 25%.

Таким образом, само по себе наличие признаков для включения г.Гурьевска в список моногородов не является основанием для признания должника градообразующим предприятием ввиду разных признаков, установленных законодательством о банкротстве и критериев отнесения муниципальных образований к моногородам.

На дату судебного разбирательства конкурсный управляющий к продаже имущества (составляющего основной производственный цикл /все движимое, недвижимое имущество/), в том числе обремененного залогом) не приступил. Следовательно, возможно соблюдение порядка продажи имущества должника, предусмотренного статьей 175 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ.

Применение на данной стадии особенностей банкротства градообразующего предприятия не противоречит положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ. При возбуждении дела о банкротстве, введении процедуры наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства вопрос о наличии признаков градообразующего предприятия у должника судом не устанавливался и не исследовался ввиду отсутствия в деле сведений о численности работающего населения муниципального образования, в связи с чем, по мнению суда, отсутствует необходимость в пересмотре ранее вынесенных судебных актов, а на установление признаков банкротства данные обстоятельства не влияют.

Согласно положениям статьи 170 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В связи с удовлетворением ходатайства ООО «Металлургинвест» к участию в деле в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, суд привлекает Администрацию Гурьевского городского поселения, город Гурьевск Кемеровской области, а также орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Администрацию Кемеровской области, город Кемерово.

Руководствуясь статьями 32, 60, 169 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" №127-ФЗ, статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью «Металлургические инвестиции», город Москва.

Применить при банкротстве открытого акционерного общества «Гурьевский металлургический завод», город Гурьевск Кемеровской области правила параграфа 2 «Банкротство градообразующих организаций» главы IХ Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ.

Привлечь для участия в деле о банкротстве открытого акционерного общества «Гурьевский металлургический завод», город Гурьевск Кемеровской области в качестве лица, участвующего в деле, Администрацию Гурьевского городского поселения, город Гурьевск Кемеровской области, Администрацию Кемеровской области, город Кемерово.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение 14 дней со дня вынесения.

Судья А.Е. Бородынкина