ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-1939/20 от 07.02.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., 8, Кемерово, 650000,

тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru.

http://www.kemerovo.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возвращении заявления

город Кемерово

                      Дело № А27-1939/2020

07 февраля 2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.,  ознакомившись с заявлением общества с ограниченной ответственностью "МИР ПРЕССЫ" (ОГРН <***>,  ИНН <***>),  Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк

к администрации города Новокузнецка (ОГРН <***>, ИНН <***>), Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк

                                                                у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "МИР ПРЕССЫ" (далее -  заявитель, общество)   обратилось  в Арбитражный суд  Кемеровской  области с заявлением к  администрации города Новокузнецка   о признании  недействительной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа, утвержденной постановлением администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 N 61.

В обоснование заявления  обществом указано, что  схема не  предусматривает  специализации нестационарных торговых объектов  по видам,    предусмотренным Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 105-ОЗ "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".

Суд, исследовав  заявление и  прилагаемые к нему документы, приходит  к выводу о наличии оснований  для  его возврата.

В соответствии с  пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В   силу положений   пунктов 1.1,  1.2  статьи  29, главы 23   АПК РФ,  к компетенции арбитражных судов  относится оспаривание нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами,  если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Оспаривание иных нормативных актов  в силу указанной  нормы не  относится к  компетенции арбитражного суда.

В соответствии с  пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

Постановление администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 N 61  "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа" является нормативным  правовым актом.

Как следует из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",  к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается в целях необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Как явствует из преамбулы постановления администрации г. Новокузнецка от 18.04.2014 N 61  "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа",  постановление   принято в  соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 530 "Об установлении порядка разработки и утверждения органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов"  в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа.

В соответствии с  пунктом 1 статьи  40 Устава Новокузнецкого городского округа глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета народных депутатов по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области, а также по вопросам организации работы администрации города издает:

1) постановления администрации города - нормативные правовые акты;

2) распоряжения администрации города - правовые акты, не носящие нормативного характера.

Оспариваемое постановление в соответствии с  пунктом 5 Устава Новокузнецкого городского округа  опубликовано  на портале Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитано на неоднократное применение.

Следовательно, содержащиеся в оспариваемом постановлении правовые нормы направлены на урегулирование общественных отношений.

На основании изложенного, суд  приходит к выводу   о том, что оспариваемая схема  размещения нестационарных торговых объектов, утвержденная   постановлением    от 18.04.2014 №61, относится к нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Вывод о нормативно-правовом характере   постановления  содержится в  решении  Центрального районного суда г. Новокузнецка от 18.01.2019 по делу N 2а-502/2019 <О признании недействующим Постановления администрации г. Новокузнецка от 20.02.2018 N 29 "О внесении изменений в постановление администрации города Новокузнецка от 18.04.2014 N 61 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа" в части подпункта 39 пункта 2 приложения, предусматривающего исключение объекта под номером 138 Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Новокузнецкого городского округа>, оставленным  без изменения Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 17.04.2019 по делу N 33а-3906/2019.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129  АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что  дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.

Учитывая изложенное,  заявление общества с ограниченной ответственностью "МИР ПРЕССЫ" подлежит  возврату.

Государственная  пошлина, уплаченная   при подаче заявления,   подлежит возврату  заявителю из  федерального  бюджета.

Так как заявление было подано взыскателем в электронном виде, через систему «Мой Арбитр», то заявление и приложенные к нему документы взыскателю не направляются.

Руководствуясь  пунктом 1 части  1 статьи 129, статьями 184, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

заявление общества с ограниченной ответственностью "МИР ПРЕССЫ" возвратить.

Обществу с ограниченной ответственностью "МИР ПРЕССЫ" (ОГРН <***>,  ИНН <***>),  Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк   выдать справку на возврат из федерального   бюджета  Российской Федерации 3000   рублей государственной  пошлины, уплаченной по чеку-ордеру  от 03.02.2020  (плательщик  ФИО1).

Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня вынесения.

Апелляционная  жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                      Ю.Ю. Кормилина