Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
http://www.kemerovo.arbitr.ru
город Кемерово Дело № А27-2848/2011
02 декабря 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2011 г. Полный текст решения изготовлен 02 декабря 2011 г.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: председательствующего В.Я. Драпезо, судей Л.С. Тимошенко, Г.П. Обуховой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.С. Салтыковой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Кемерово
к Коллегии Администрации Кемеровской области, г. Кемерово
третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), г. Москва
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый центр «Земля», г. Москва
Прокуратура Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии:
от заявителя – не явились,
от Коллегии – ФИО2 – главный консультант юридического отдела правового управления по доверенности от 14.12.2009 №10-16/8135,
от Управления Росреестра по КО – не явились,
от Росреестра – не явились,
от ФГУП «ФКЦ «Земля» - не явились,
от Прокуратуры КО – ФИО3 – заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, удостоверение ТО№084403,
у с т а н о в и л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области №520 от 27.11.2008 года в части установления удельного показателя кадастровой стоимости (далее «УПКС») и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401060:486: кадастровая стоимость – 45 448 403,93 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) – 3 768, 49 руб./кв.м.
Определением от 16.05.2011 производство по настоящему делу в соответствии со статьями 130, 143 АПК РФ было приостановлено в связи с передачей в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской области от 21.07.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2011 по делу №А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению ОО «Аверс» к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) и Федеральному государственному унитарному предприятию «Федеральный кадастровый центр «Земля».
Определением от 12.10.2011 производство по делу было возобновлено в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление, а судебное разбирательство назначено на 10 часов 00 минут 26.10.2011.
Определением от 26.10.2011 судебное разбирательство в соответствии со статьей 158 АПК РФ было отложено до 11 часов 00 минут 25.11.2011 ввиду неявки представителей Коллегии Администрации Кемеровской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КО и ФКЦ «Земля», данными о причинах отсутствия которых суд не располагал.
В судебном заседании 25.11.2011 представителем Коллегии Администрации Кемеровской области заявлено ходатайство о прекращении производства по делу.
Оценив изложенные в ходатайстве доводы, суд считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
С 1 ноября 2010 года редакция пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменена, и изложена в следующей редакции: «арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; …оценочной деятельности; государственного регулирования цен (тарифов), …, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах».
Однако ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», по прежнему, не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Также Федеральный закон от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 года №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой прямо указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
То есть, законодателем арбитражный суд не поименован в качестве суда, в котором могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости.
Определяя порядок защиты нарушенных прав, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статьях 23, 24, 24.5, 24.6 и др. разделяет вопросы, подпадающие под юрисдикцию суда, арбитражного суда, третейского суда.
Таким образом, изменение редакции пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ не повлекло за собой изменение подведомственности споров о законности нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 №9504/07, в связи с отсутствием федерального закона, относящего к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров об обжаловании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель, данный спор неподведомствен арбитражному суду.
Доводы заявителя о том, что в данном случае имеет место регулирование правоотношений в сфере налогового законодательства, судом признаются не обоснованными, в связи со следующим.
В соответствии с частями 1,3 и 4 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее «НК РФ») законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, при этом действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление № 520 не регулирует правоотношения, указанные в статье 2 НК РФ.
В соответствии со статьей 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Не предусмотрено налоговым законодательством и утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановление №520 в силу прямого указания статьи 390 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к земельному законодательству.
Часть 2 статьи 66 Земельного кодекса прямо устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Нормативный правовой акт, изданный в соответствии с земельным законодательством, не может вступать в силу по правилам другой отрасли права, т.е. налогового законодательства.
Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон, относящий рассмотрение дел об оспаривании названных нормативных правовых актов к компетенции арбитражных судов, отсутствует, следовательно, указанные споры в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.
Кроме того, в статье 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Из вышеизложенного следует, что оспаривание нормативных правовых актов по вопросам государственной кадастровой оценки земель, принятых государственным органом субъекта Российской Федерации, а тем более нормативных правовых актов, утвердивших средние уровни кадастровой стоимости земельных участков, не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
Производство по делу прекратить.
Предпринимателю ФИО1 выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 200 руб.
Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья В.Я. Драпезо
Судьи Л.С. Тимошенко
Г.П. Обухова