ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-2863/17 от 16.09.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
www.kemerovo.arbitr.ru

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отсрочке исполнения судебного акта

город Кемерово № А27-2863/2017  23 сентября 2020 года 

Резолютивная часть определения объявлена 16 сентября 2020 года.  Определение изготовлено в полном объеме 23 сентября 2020 года. 

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.К. Фуртуна,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Федосовой, 

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление акционерного общества «Угольная  компания «Кузбассразрезуголь» (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) г. Кемерово об  отсрочке исполнения решения суда по делу № А27-2863/2017 по исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Агроинвест-12» (ОГРН 1124205005506,  ИНН 4205241163, г. Кемерово) к акционерному обществу «Угольная компания  «Кузбассразрезуголь» об обязании прекратить использование земельного участка с  кадастровым номером 42:06:0117006:65 и освободить его, 

третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской  области, г. Кемерово, 

при участии представителей:
заявителя: Вилюгиной Е.В., доверенность, паспорт;

общества с ограниченной ответственностью «Агроинвест-12»: Тютюльникова А.В.,  решение, паспорт; Чувичкина С.В., доверенность, паспорт, 

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее также –  АО «УК «Кузбассразрезуголь») обратилось в арбитражный суд с заявлением об отсрочке  исполнения судебного акта – решения Арбитражного суда Кемеровской области от  07.06.2017 по делу № А27-2863/2017 до 19.10.2020 (с учетом уточнения). 

Требования мотивированы отсутствием фактической возможности приступить к  исполнению судебного акта без проведения предварительных работ по подготовке  комплекса проектно-изыскательских работ с подготовкой разрешительной документации, 


с получением предусмотренных законодательством согласований, экспертных  заключений, и необходимостью времени для строительства дамб, монтажа плавучей  насосной станции, последующего осушения подтопленных земель путем перекачивания  воды, проведения оценки пригодности почвы для ведения сельского хозяйства в  соответствии с проектом № 97-2016/П-Г-ТП (2018г.), получения положительного  заключения экспертизы проекта рекультивации земель, а затем проведением мероприятий  по восстановлению нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации. В  настоящее время деятельность АО «УК «Кузбассразрезуголь», направленная на  реализацию проектов в части осушения земель приостановлена, поскольку в ходе  проведенной прокурорской проверки выяснилось, что земельный участок с кадастровым  номером 42:06:0117006:65, принадлежащий взыскателю частично расположен в границах  водного объекта пруд «Ульяновский», который является поверхностным водным  объектом (водохранилищем) искусственного происхождения. Для реализации проектов по  осушению земель и рекультивации спорного земельного участка необходимо определить  возможность проведения работ, предусмотренных проектами с учетом нахождения части  спорного участка в границах водного объекта. 

Судебный пристав-исполнитель надлежащим образом извещен о времени и месте  рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, возражений о рассмотрения  заявления в его отсутствие не заявил. 

В соответствии со статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее также – АПК РФ) заявление рассмотрено в отсутствие судебного  пристава-исполнителя. 

Представитель должника в судебном заседании на требованиях об отсрочке  исполнения судебного акта настаивала. 

Представители взыскателя возражали о предоставлении отсрочки исполнения  решения суда по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей должника и взыскателя,  оценив представленные доказательства, суд считает заявление обоснованным и  подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В силу пункта 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты  арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов  местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и  подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих  исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по 


заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить  или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения. 

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель  вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения  судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении  способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу,  выдавшим исполнительный документ. 

Указанная норма не содержит перечень оснований для предоставления отсрочки, а  лишь устанавливает критерий их определения - затруднительность исполнения судебного  акта. В каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке исполнения судебного акта  суд устанавливает конкретные обстоятельства его исполнения. При этом суды оценивают  реальность исполнения решения суда по окончании срока, на который предоставляется  отсрочка исполнения судебного акта. 

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003   № 467-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного  общества «Банк Зенит» на нарушение конституционных прав и свобод положениями  части 1 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995  года, части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  2002 года и статьи 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указано,  что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон  от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня  оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения  судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость  предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по  делу. 

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2017 года  удовлетворены исковые требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства  Мануйленко Валерия Васильевича, на ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» возложена  обязанность прекратить использование земельного участка с кадастровым номером  42:06:0117006:65 из земель сельскохозяйственного назначения для размещения  гидроотвала, освободить самовольно занятый земельный участок с кадастровым номером  42:06:0117006:65 в пределах занятой площади от гидроотвала, привести участок в  состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства, в течение двух  месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. 


Постановлением апелляционной инстанции от 30 августа 2017 года решение суда  оставлено без изменения, произведена процессуальная замена истца главы крестьянского  (фермерского) хозяйства Мануйленко Валерия Васильевича на ООО «Агроинвест-12». 

На основании исполнительного листа, выданного 13.09.2017 Арбитражным судом  Кемеровской области по делу № А27-2863/2017, судебным приставом-исполнителем  Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным  производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской  области возбуждено исполнительное производство № 69767/17/42034-ИП об обязании  ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» совершить действия, указанные в судебном акте. 

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной  безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация,  эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения  настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в  соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,  нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также  федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. 

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О  промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными  производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом  являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные  объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные  производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на  них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии  с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону. 

Пунктом 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О  промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что к  категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся  горные работы. 

В ходе рассмотрения дела решением суда установлены обстоятельства нахождения  на спорном земельном участке гидроотвала в результате производственной деятельности  должника. 

На основании пунктов 19, 20 Федеральных норм и правил в области  промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и  переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных Приказом Ростехнадзора от  11.12.2013 № 599 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2014) ведение горных работ 


должно осуществляться в соответствии с: схемой развития горных работ, проектной  документацией; годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном  порядке. Проектная документация объектов ведения горных работ и переработки  полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Проектная документация на консервацию и ликвидацию, а также  в установленных законодательством Российской Федерации случаях на техническое  перевооружение объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых  подлежит экспертизе промышленной безопасности. Отклонения от проектной  документации не допускаются. 

В разделе V указанных Правил безопасности при ведении горных работ приведены  требования, применяемые в процессе эксплуатации гидроотвала и при наращивании  ограждающих дамб. 

Согласно пункту 520 названных Правил безопасности при ведении горных работ  объектами открытых горных работ являются карьеры, прииски, дражные полигоны,  объекты кучного выщелачивания, породные, шлаковые отвалы и гидроотвалы. 

В соответствии с пунктами 2, 3, 6, 11 Правил безопасности при разработке  угольных месторождений открытым способом (документ утратил силу в связи с изданием  Приказа Ростехнадзора от 20.11.2017 № 488), утвержденных постановлением  Федерального горного и промышленного надзора России от 30.05.2003 № 45  (зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июня 2003 г. № 4694), объектами открытых горных  работ при отработке угольных месторождений являются разрезы, объекты разработки  породных отвалов, песчаных и щебеночно-гравийных карьеров для нужд разрезов,  гидроотвалов углеобогатительных фабрик (участков). Эксплуатация разрезов  осуществляется на основе проектов. Обязательным условием принятия решения о начале  строительства (эксплуатации), консервации и ликвидации разреза является наличие  положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной  документации. Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за  соблюдением принятых в проектной документации проектных решений. Отклонения от  проектной документации в процессе строительства, эксплуатации, консервации и  ликвидации разрезов не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию,  подлежат экспертизе промышленной безопасности. 

На основании пункта 13 названных Правил безопасности при разработке угольных  месторождений открытым способом проектирование, строительство, эксплуатация,  реконструкция и вывод из эксплуатации гидроотвалов и накопителей жидких отходов  разрезов должны проводиться в соответствии с требованиями настоящих Правил. 


Раздел 2.2.2. указанных Правил содержит классификацию опасных зон при ведении  открытых горных работ, в том числе к опасным зонам по прорыву воды и у затопленных  выработок относит гидроотвалы, водохранилища, флотохвостохранилища и другие  гидротехнические сооружения (пункты 83, 119). 

Согласно пункту 165 названных Правил строительство и эксплуатацию  гидроотвалов разрезов допускается производить только при наличии проектной  документации, составленной на основании горно-геологических изысканий и определения  физико-механических свойств пород. 

В соответствии с пунктом 5 Федеральных норм и правил в области промышленной  безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым  способом» работы по консервации и ликвидации угольного разреза должны выполняться  при условии наличия документации на консервацию и ликвидацию угольного разреза и  положительного заключения экспертизы промышленной безопасности. 

 Радел IV Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности  «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом»,  утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 488 предусматривает порядок  эксплуатации гидроотвалов, водохранилищ, отстойников и хвостошламохранилищ. 

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области от 25.03.2019 № 317-Э  утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной  экологической экспертизы по объекту: проектная документация «Строительство первой  очереди освоения участка «Иганинский 2». 

В материалы дела представлено извлечение из проекта рекультивации земель на  территории филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Моховский угольный разрез»  Моховское поле. 

В данный проект вносились изменения, в материалы дела представлено извлечение  из последнего варианта указанного проекта рекультивации земель. 

Из извлечения из проектной документации по рекультивации, представленной  должником в подтверждение своих доводов, следует, что осушение пруда данным  проектом не предусматривается, из раздела 6.8 проекта следует, что технический этап  предусматривает рекультивацию по «Проектной документации «Строительство первой  очереди освоения участка «Иганинский 2», который предусматривает осушение  затопленной территории, с целью освобождения, в том числе земельного участка с  кадастровым номером 42:06:0117006:65. 


Заявителем в материалы дела представлен проект рекультивации земель, который  предусматривает два этапа рекультивации, а именно: технический и биологический.  Таблицы проекта рекультивации содержат указания на участки, в том числе, участок,  принадлежащий ООО «Агроинвест-12». 

Должник передал проект рекультивации земель на государственную  экологическую экспертизу. 

Заключением от 30.08.2019 экспертной комиссии по результатам рассмотрения  проектной документации «Проект рекультивации земель на территории филиала ОАО  «УК «Кузбассразрезуголь» «Моховский угольный разрез» Моховское поле»,  представленной заявителем, отмечено, что проект не в полной мере соответствует  действующим нормативным документам и требованиям, установленным  законодательством Российской Федерации в области экологической безопасности и  охраны окружающей среды. Проектную документацию «Проект рекультивации земель на  территории филиала ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» «Моховский угольный разрез»  Моховское поле» следует доработать по замечаниям, изложенным в тексте заключения, и  представить на повторную государственную экологическую экспертизу. 

Учитывая изложенное, суд считает, что должник осуществляет мероприятия,  направленные на исполнение судебного акта по делу № А27-2863/2017, выполнение  которых предусмотрено действующим законодательством для опасных производственных  объектов. 

Прокуратурой Ленинск-Кузнецкого района проведена проверка, в ходе которой  установлено, что на территориях Беловского и Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской  области в 11 км восточнее г. Ленинска-Кузнецкого расположен водоем, получивший свое  название как пруд Ульяновский. В целях установления статуса пруда Ульяновский ООО  «Центр инженерных технологий» на основании лицензии и договора от 22.08.2019,  заключенного с должником, выполнены работы по его исследованию. 

В ходе проведенной прокурорской проверки, а также в ходе исследования пруда  Ульяновский установлено, что формирование пруда в русле р. Еловка начало  происходить с 1960-х годов. На месте имеющегося в настоящее время пруда Ульяновский  ранее располагалась д. Виноградовка Ленинск-Кузнецкого района с небольшим прудом в  русле р.Еловка. В 1969 году разрезом Моховский, принадлежащим государственному  предприятию «Комбинат Кузбасскарьеруголь», началось формирование гидроотвала  путем строительства основной дамбы в долине р. Еловка. В качестве емкости для  накопления и пропуска чистых технологических вод гидроотвала использовался  искусственный водоем, расположенный севернее основной накопительной емкости 


гидроотвала, на территории Беловского района. В связи с постройкой дамбы в указанном  искусственном водоеме происходило увеличение уровня воды выше по водотоку, что  сформировало пруд Ульяновский. Пруд Ульяновский имеет площадь, объем,  гидрологический режим, а именно приток от реки Еловка, ее притоков, склоновый сток,  изменяющийся в течение года, осадки на зеркало водоема, грунтовый приток, сбросы  через шандорный колодец № 5, также меняющиеся во времени, то есть имеющие свой  режим, аккумуляция в ложе водоема и сработка накопленных вод, обуславливающие  уровень водоема. 

С целью определения статуса объекта (водоем, расположенный в Беловском и  Ленинск-Кузнецком районах, гидроотвал на р. Еловка «Моховский угольный разрез») в  рамках дела по иску прокурора Ленинск-Кузнецкого района о признании, в том числе  отсутствующим право собственности ООО «Агроинвест-12» на земельный участок с  кадастровым номером 42:06:0117006:65 прокуратурой Кемеровской области-Кузбасса  получен ответ эксперта о сроке проведения экспертизы по определению статуса  указанного объекта 1 месяц. 

Должник считает, что только после определения статуса объекта (водоем,  расположенный в Беловском и Ленинск-Кузнецком районах, гидроотвал на р. Еловка  «Моховский угольный разрез») возможно продолжить работы по выполнению  технического проекта и проекта рекультивации спорного земельного участка. Данные  обстоятельства подтверждаются ответом эксперта и протоколом (пункт 1) технического  совета по объекту «ООО «Горнорудная компания Урала» строительство I очереди  освоения участка «Иганинский 2». 

Учитывая изложенное, суд считает, что должник осуществляет действия в целях  исполнения решения суда и в связи с этим принимает все зависящие от него меры для  проведения подготовительных мероприятий, предусмотренных нормами федерального  законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, и  являющихся обязательным условием для проведения работ, в том числе, в целях  исполнения решения суда. 

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от  17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по  смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 324 АПК  РФ основаниями для предоставления отсрочки исполнения исполнительного документа  могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства,  препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный 


срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с  учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности,  могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно  затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока  отсрочки. При предоставлении отсрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и  законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок  исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не  затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном  производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный  срок. 

Согласно статье 61 Водного кодекса Российской Федерации проведение  строительных и других работ, связанных с изменением берегов водных объектов, в их  водоохранных зонах осуществляется в соответствии с требованиями водного  законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и  законодательства о градостроительной деятельности. Осушение должно проводиться  одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите  водных объектов и их водосборных площадей. 

При таком положении, суд считает, что определение статуса водного объекта для  последующей возможности его осушения является причиной, существенно затрудняющей  исполнение решения суда. 

Суд считает, что поскольку для приведения спорного земельного участка в  первоначальное положение необходимо получить проект, получивший положительное  заключение государственной экологической экспертизы, а с учетом спора в отношении  статуса названного выше водного объекта в проектную документацию необходимо  внесение соответствующих изменений, и право на внесение изменений в проектную  документацию у должника сохраняется до получения положительного заключения  экспертизы проектной документации, у суда не имеется оснований сомневаться в том, что  должник намерен исполнить решение суда, поскольку данная обязанность предусмотрена  действующим законодательством, потому доводы взыскателя о том, что должник не  намерен исполнять решение суда являются необоснованными. 

Учитывая срок, на который должник просит предоставить отсрочку (до 19.10.2020),  суд считает, что при предоставлении отсрочки на указанный срок будет обеспечиваться  баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. 

При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить заявление  должника и предоставить отсрочку исполнения судебного акта. 


Руководствуясь статьями 324, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

о п р е д е л и л:

заявление акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»  удовлетворить. 

Предоставить акционерному обществу «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»  отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2017  года по делу № А27-2863/2017 до 19.10.2020. 

Определение в месячный срок со дня его вынесения может быть обжаловано в  Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через  Арбитражный суд Кемеровской области. 

Судья Н.К. Фуртуна 

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 08.10.2019 3:43:09

 Кому выдана Фуртуна Наталья Константиновна