АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000, Тел. (384-2) 58-43-26,тел./факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru, http://www.kemerovo.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу о банкротстве
город Кемерово Дело № А27-28686/2018
30 апреля 2021 года
резолютивная часть объявлена 26 апреля 2021 года
определение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Виноградовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Пыхтиной Т.Л.,
при участии в судебном заседании: представителя ФНС ФИО1 (доверенность от 09.07.2020 г., служебное удостоверение), представителя ФИО2 – ФИО3 (доверенность от 17.07.2019 г., паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя ФИО2, город Кемерово заявление о включении в реестр требований кредиторов должника требований Федеральной налоговой службы
установил:
определением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.05.2019 в отношении ФИО2 (далее – ФИО2, должник) введена процедура реструктуризации долгов гражданина, требования Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России, уполномоченный орган) включены в реестр требований кредиторов должника.
Должник обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам определения от 20.05.2019.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.08.2019, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2020 определение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.08.2019 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2019 отменены, дело направлено в Арбитражный суд Кемеровской области для разрешения вопроса о рассмотрении заявления о пересмотре судебных актов по новым обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.07.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020, заявление должника о пересмотре определения Арбитражного суда Кемеровской области от 20.05.2019 по делу удовлетворено частично; определение суда от 20.05.2019 отменено в части включения в реестр требований кредиторов должника требований ФНС России; в третью очередь реестра требований кредиторов должника включены требования ФНС России в размере 2 475 498 руб. основного долга, 567 708,62 руб. пени; в пересмотре определения суда от 20.05.2019 в остальной части отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.12.2020 определение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.07.2020 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу № А27-28686/2018 отменено в части включения в реестр требований кредиторов должника требований Федеральной налоговой службы. Обособленный спор в указанной части направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области. В остальной обжалуемой части судебные акты оставлены без изменения.
В судебном заседании представитель ФНС настаивала на заявлении, просила включить в третью очередь реестра требований кредиторов 2 475 498 рублей руб. основного долга, 567 708 рублей 62 руб. пени учесть отдельно в составе третьей очереди.
Пояснила, что вся документация по соблюдению порядка взыскания налогов была представлена уполномоченным органом при первоначальном рассмотрении требования в мае 2019 года, просила рассмотреть настоящий спор с учетом того, что с 1 января 2015 года положения абз. 2 п. 2 ст. 396 Налогового кодекса РФ утратили силу.
Представитель должника возражений относительно расчета не представила, при этом считает, что уполномоченным органом пропущен срок принудительного взыскания обязательных платежей, и поскольку с соответствующим заявлением о восстановлении пропущенного срока ФНС не обращалась, необходимо отказать во включении требований по уплате земельного налога за 2015 и 2016 гг.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, должник просил рассмотреть заявление в отсутствие, о чем представлено соответствующее заявление.
Суд в порядке статьи 156 АПК РФ определил провести судебное заседание в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив обстоятельства и материалы дела, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными названным Федеральным законом.
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве; отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела, ФНС России обратилась вАрбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признанииФИО2 несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.05.2019 (резолютивная часть объявлена 15.05.2019) в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, требования уполномоченного органа (с учетом определения от 26.08.2019 об устранении опечаток) включены реестр требований кредиторов должника в размере 7 062 772 руб. основного долга, 633 122,10 руб. пени.
В обоснование требований уполномоченным органом были представлены, в том числе судебные приказы. Определениями судов от 03.07.2019 судебные приказы от 18.08.2017 по делу № 2 а - 536/2017-4, от 09.06.2018 по делу № 2 а - 469/2018-4, от 01.10.2018 по делу № 2 а - 951/2018-4 отменены.
Как следует из материалов дела задолженность в размере 7 062 772,00 руб. сложилась из недоимки по земельному налогу за следующие периоды:2015 год в размере 2 099 148,00 руб. (уведомление № 80924793 от 18.09.2016); 2016 год в размере 4 963 624,00 руб. (4 960 404,00 + 3 220,00) (уведомление № 46872324 от 08.08.2017).
Из пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога, в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ, являются организации и физические лица, обладающие на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, которые являются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Статьей 2 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2015, внесены изменения в статьи 391, 393, 396 - 398 НК РФ, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков - физических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% (подпункт 2 пункт 1 статьи 394 НК РФ).
Как установлено судом ФИО2 в 2015, 2016 годах являлся собственником следующих земельных участков в отношении которых исчислен налог по ставке 0,3 % :
- земельные объекты (участки), адрес: 650523, Россия, Кемеровский р-н, с. Елыкаево, ГСП Елыкаевское, кадастровый № 42:04:211001:329, доля в праве 1/1, налоговая ставка 0,3 %, количество месяцев владения - 12; кадастровая стоимость на 01.01.2015 - 290408 руб.; сумма налога к уплате за 2015 год - 871,00 руб. (290 408 х 0,3 %), уплачено 13.11.2018; кадастровая стоимость на 01.01.2016 — 290 408 руб.; сумма налога к уплате за 2015 год - 871,00 руб. (290 408 х 0,3 %), уплачено 04.12.2017.
- земельные объекты (участки), адрес: 650523, Россия, <...>, кадастровый № 42:04:211001:285, доля в праве 1/1, налоговая ставка 0,3 %, количество месяцев владения -12; кадастровая стоимость на 01.01.2015 - 782 869 руб.; сумма налога к уплате за 2015 год - 2 349 руб. (782 869 ¦ 0,3%), уплачено 13.11.2018; кадастровая стоимость на 01.01.2016 - 782 869 руб.; сумма налога к уплате за 2015 год - 2 349 руб. (782 869 * 0,3 %), уплачено 04.12.2017.
- земельные объекты (участки), адрес: 650515, Россия, Кемеровский р-н, с. Ягу ново, кадастровый № 42:04:316001:18, доля в праве 1/1, налоговая ставка 15 % количество месяцев владения-12; кадастровая стоимость на 01.01.2015 - 139 943 207 руб.; сумма налога за 2015 год - 2 099 148 руб. (139 943 207 х 1,5 %), не уплачено; кадастровая стоимость на 01.01.2016 — 25 509 000 руб.; сумма налога к уплате за 2016 год - 376 350 руб. (25 509 000 х 1,5 %), не уплачено.
Из расчета следует, что уплате подлежал земельный налог в сумме 2 475 498,00 руб., в том числе: за 2015 год в размере 2 099 148,00 руб.; за 2016 год в размере 376 350,00 руб.: сумма пени по земельному налогу составила 567 708,62 руб., из них: за 2015 год в размере 517 591,82 руб. (516 950,18 + 641,64); за 2016 год в размере 50 116,80 руб. (50 114,14 + 2,66).
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2015 и 2016 годы - не позднее 01.12.2016 и 01.12.2017 соответственно.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику' налоговое уведомление. Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как следует из материалов дела, налоговым уведомлением № 80924793 от 18.09.2016 налоговым органом исчислен земельный налог за 2015 год, налогоплательщику предложено уплатить в срок до 01.12.2016. Направлено ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика 23.08.2017.
Налоговым уведомлением № 46872324 от 08.08.2017 налоговым органом исчислен земельный налог за 2016 год, налогоплательщику предложено уплатить в срок до 01.12.2017. Направлено ФИО2 через личный кабинет налогоплательщика 07.10.2018.
Пунктом 4 статьи 52 НК РФ установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, направление уведомлений № 80924793 от 18.09.2016, № 46872324 от 08.08.2017 основано на законе и не нарушает прав налогоплательщика.
Доказательств того, что в сроки, указанные в налоговых уведомлениях, земельный налог ФИО2 был уплачен материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, в связи с неуплатой налога, в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ, 18.12.2016 через личный кабинет налогоплательщика ФИО2 было направлено требование № 14489 от 18.12.2016 со сроком исполнения до 15.02.2017.
20.12.2017 через личный кабинет налогоплательщику ФИО2 было направлено требование № 7891 от 20.12.2017 со сроком исполнения - до 15.02.2018.
Требования оставлены без исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, налоговый орган должен был обратиться в мировой суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога за 2015 год в срок до 15.08.2017, за 2016 год-до 15.08.2018.
Согласно сведениям, размешенным на сайте Мирового суда судебного участка № 4 Центрального района г. Кемерово, заявление о вынесении судебного приказа о взыскании земельного налога за 2015 год поступил в суд 14.08.2017, за 2016 год -08.06.2018.
Судебным приказом мирового суда судебного участка № 4 Центрального района г. Кемерово от 18.08.2017 по делу № 2 а-536/2017 с налогоплательщика взыскана задолженность по уплате земельного налога за 2015 год и соответствующие пени. Определением суда от 03.07.2019 судебный приказ отменен.
Судебным приказом мирового суда судебного участка Ns 4 Центрального района г. Кемерово от 04.07.2017 по делу № 2а-469/2018 с налогоплательщика взыскана задолженность по уплате земельного налога за 2016 год и соответствующие пени. Определением суда от 03.07.2019 судебный приказ отменен.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шеста месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (в данном случае, с учетом выходных и праздничных дней, не позднее 09.01.2020).
04.09.2019 административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу за 2015 год и пени поступило в Центральный районный суд г. Кемерово.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 26.02.2020 по делу № 2а-788/2020 заявление Инспекции оставлено без рассмотрения в связи с введением в отношении должника процедуры банкротства, в виду чего, требования подлежали рассмотрению Арбитражным судом в рамках дела о банкротстве.
04.09.2019 административное исковое заявление о взыскании задолженности по налогу за 2016 год и пени поступило в Центральный районный суд г. Кемерово.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 05.09.2019 по делу № 9а-4195/2019 отказано в принятии заявления. Причиной отказа послужили обстоятельства включения в РТК суммы земельного налога за 2016 год.
Относительно соблюдения сроков взыскания пени по налогу за 2015-2016 г. суд исходит из следующего.
В связи с неуплатой налога, Инспекцией сформированы требования: № 717 от 16.04.2018 со сроком исполнения до 29.05.2018, направлено через личный кабинет налогоплательщика 16.04.2018 г., срок обращения в мировой суд 29.11.2018 г.; № 2549 от 29.07.2018 со сроком исполнения до 11.09.2018, направлен через личный кабинет налогоплательщика 29.07.2018 (срок обращения в мировой суд – до 11.03.2019).
Судебным приказом мирового суда судебного участка № 4 Центрального района г. Кемерово от 16.08.2018 по делу № 2а-752/2018 с налогоплательщика взыскана задолженность по уплате пени по земельному налогу за 2015-2016 годы.
Определением суда от 11.10.2019 судебный приказ отменен, в связи с чем, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением - не позднее 11.05.2020.
10.01.2020 административное исковое заявление о взыскании задолженности по пени за 2015-2016 годы поступило в Центральный районный суд г. Кемерово.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 26.02.2020 по делу № 2а-789/2020 заявление Инспекции оставлено без рассмотрения. Причиной оставления без рассмотрения послужили обстоятельства введения в отношении должника процедуры банкротства, ввиду чего, требования подлежали рассмотрению Арбитражным судом в рамках дела о банкротстве.
Доводы должника относительно пропуска уполномоченным органом суд оценивает критически, учитывая, что взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Действительно, согласно п. 2 ст. 396 НК РФ в редакции от 22.10.2014 налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляли сумму налога самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, указанный абзац утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 04.11.2014 № 347-Ф3.
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ в действующей на момент возникновения спорных правоотношений редакции, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Следовательно, дальнейшее взыскание задолженности производится на основании ст. 48 НК РФ.
При данных обстоятельствах суд исходит из того, что сроки для обращения в суд не нарушены, ФНС положения ст. 48 НК РФ соблюдены.
В рассматриваемом случае, ФНС России представлены необходимые и достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Должник расчет задолженности, равно как и факт неисполнения обязательств по уплате земельного налога не оспорил (не представлены доказательства погашения задолженности), основания возникновения задолженности им не опровергнуты.
В соответствие со ст.ст. 134, 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)») требования Федеральной налоговой службы по оплате задолженности по земельному налогу в размере основного долга, подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При установленных обстоятельствах, в отсутствие возражений со стороны должника в части размера требований, с учетом произведенных перерасчетов сумм земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости, учитывая, что порядок и сроки предъявления требования уполномоченным органом соблюдены, суд считает необходимым включить требования Федеральной налоговой службы в размере 2 475 498 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО2, учесть отдельно в реестре требований кредиторов ФИО2 требования Федеральной налоговой службы в размере 567 708 рублей 62 копейки и признать их подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Руководствуясь статьями 4, 32, 100, 137, 213.27 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Включить требования Федеральной налоговой службы в размере 2 475 498 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов индивидуального предпринимателя ФИО2.
Учесть отдельно в реестре требований кредиторов ФИО2 требования Федеральной налоговой службы в размере 567 708 рублей 62 копейки и признать их подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья О.В. Виноградова