АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26; факс 58-37-05
E-mail:mail@kemerovo.arbitr.ru; http://www.kemerovo.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче дела по компетенции
город Кемерово Дело № А27-3156/2020
19 мая 2020 года
Резолютивная часть определения объявлена 19 мая 2020 года, определение в полном объеме изготовлено 19 мая 2020 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи С.В. Гисич,
при ведении протокола предварительного судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Д.Г. Ростовым,
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аверс» (г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО1 (г. Кемерово, ИНН <***>),
о признании недействительным действия,
от заявителя: ФИО2, доверенность № 1 от 10.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
от УФНС России по Кемеровской области: ФИО3, старший государственный налоговый инспектор правового отдела, доверенность № 06-30/01950 от 03.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Аверс» (далее - ООО «Аверс») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным действия Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее - налоговый орган), выразившееся во внесении 23.04.2019 в ЕГРЮЛ записи за номером 2194200034730 о регистрации ликвидации некоммерческой организации Фонда поддержки детей-инвалидов «Равные возможности» (ОГРН <***>, ИНН <***>); об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области внести изменения в ЕГРЮЛ, исключив из него запись от 23.04.2019 за номером 2194200034730 о регистрации ликвидации некоммерческой организации Фонда поддержки детей-инвалидов «Равные возможности» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определением от 11.03.2020 судом принято указанное выше заявление к рассмотрению Арбитражным судом Кемеровской области.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя представил письменные пояснения по делу с учетом отзыва налогового органа. На заявленных требованиях настаивает в полном объеме. Считает ходатайство налогового органа о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции необоснованным, поскольку рассматриваемое дело относится к делам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 29 АПК РФ. В данном случае действиями (решением) налогового органа нарушаются права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель УФНС России по Кемеровской области представил отзыв на заявление, согласно которому считает, что настоящее заявление подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку заявитель обратился с требованием о признании действия налогового органа, выразившееся во внесении в ЕГРЮЛ записи о регистрации ликвидации некоммерческой организации Фонда поддержки детей-инвалидов «Равные возможности», не преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, следовательно, рассматриваемый спор не носит экономического основания. По существу спора налоговый орган указал, что им на основании поступивших документов от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации фонда; действия налогового органа полностью соответствовали действующему законодательству.
Третье лицо явку в судебное заседание не обеспечило.
Заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. Этому корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, в том числе пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите 2 прав человека и основных свобод, по смыслу которого право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (статья 4); одной из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении споров, отнесенных к их компетенции, является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 5).
В соответствии со статьей 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Компетенция арбитражных судов установлена нормами главы 4 АПК РФ.
Согласно статье 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц и др.
В соответствии с частью 6 статьи 27 АПК РФ независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и др.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Для целей федерального закона от 12.01.1996 № 7 "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (пункт 1 статьи 7).
Фонд поддержки детей-инвалидов «Равные возможности» является некоммерческой организацией.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" споры, связанные с созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, корпораций в формах коммерческих организаций, управлением ими или участием в них, а также в ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности (корпоративные споры), рассматриваются арбитражными судами (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 50, статья 65.1 ГК РФ, подпункт 4.1 статьи 33, статья 225.1 АПК РФ).
Иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22 ГПК РФ). Данный вывод соответствует также Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. N 891-О-О.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Кроме того, в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что дела о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежат рассмотрению районными судами по общим правилам административного судопроизводства (статья 19, раздел III КАС РФ).
Таким образом, из системного толкования норм АПК РФ и приведенных выше разъяснений вышестоящих судов следует, что споры, связанные с признанием недействительной государственной регистрации ликвидации юридического лица подлежат рассмотрению арбитражными судами только в том случае, если организация осуществляет предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В рамках данного дела заявителем оспаривается решение налогового органа о государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации Фонда поддержки детей-инвалидов «Равные возможности», которая не преследует цели получения прибыли от основной деятельности.
Из материалов дела следует, что Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области обратилось в суд общей юрисдикции с заявлением о ликвидации фонда и исключении его из ЕГРЮЛ, в связи с непредставлением фондом отчетности. Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 21.02.2019 по делу №2а-428/2019 заявление было удовлетворено. Налоговый орган внес запись в ЕГРЮЛ о ликвидации фонда на основании данного решения суда общей юрисдикции и соответствующего распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области.
Определяющими моментами отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав.
В данном случае следует исходить не только из того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ООО «Аверс» в сфере предпринимательской деятельности, как указывает заявитель, но и из того, что предметом рассмотрения настоящего заявления является проверка обоснованности внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации фонда, который является некоммерческой организацией. Судебный акт по существу данного спора напрямую затронет права некоммерческой организации, которая не имеет в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рассмотрение данного заявления относится к полномочиям суда общей юрисдикции.
Выводы о невозможности рассмотрения арбитражным судом аналогичных дел содержатся в Определении ВАС РФ от 24.12.2008 № 17030/08 по делу № А56-589/2008, Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2005 № 4523/05 по делу № А40-2160/04-120-27, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2016 № Ф04-2596/2016 по делу № А70-6450/2015, Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2011 по делу № А70-407/2011.
В соответствии с частью 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что с аналогичными требованиями, а также с иными требованиями, касающимися Фонда поддержки детей-инвалидов «Равные возможности» в суд общей юрисдикции ООО «Аверс» не обращалось.
Суд передает настоящее дело в Областной суд Кемеровской области для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Руководствуясь частью 4 статьи 39, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
передать дело в Кемеровский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом (650056, <...>).
Определение суда может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Седьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья С.В. Гисич