АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии обеспечительных мер
город Кемерово
«28» февраля 2019 года Дело № А27-3271/2019
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.,
рассмотрев ходатайство администрации города Кемерово, Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869)
о принятии обеспечительных мер
по делу по заявлению администрации города Кемерово, Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869)
к Департаменту строительства Кемеровской области, Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1074205023420, ИНН 4205142998)
третье лицо: Мурашкина Елена Александровна, Кемеровская область, город Кемерово
о признании недействительным пункта 2 предписания об устранении нарушений законодательства при исполнении отдельных государственных полномочий
у с т а н о в и л:
администрация города Кемерово (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Департамента строительства Кемеровской области (далее – заинтересованное лицо, департамент) «об устранении нарушений законодательства при исполнении отдельных государственных полномочий» от 05.12.2018.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица,
участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Частью 3 статьи 199 АПК РФ предусмотрено, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В силу части 1 статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений.
Обеспечительные меры согласно части 2 статьи 90 АПК РФ допускаются на любой стадии арбитражного процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Из материалов дела явствует, что в силу пункта 2 принятого Департаментом строительства Кемеровской области предписания от 05.12.2018 «об устранении нарушений законодательства при исполнении отдельных государственных полномочий» администрация города Кемерово обязана в срок до 01.03.2019 осуществить возврат (восстановление) неправомерно использованных денежных средств в сумме 1158984 руб., предоставленных в качестве субвенции федерального бюджета. В качестве нормативного обоснования по данному пункту указаны: ч.3 ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 ч.1 ст. 21 Федерального закона от 12.02.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных
межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Меры бюджетного принуждения применяются финансовыми органами, в том числе по уведомлению органов государственного (муниципального) финансового контроля о выявленных в ходе контрольных мероприятий бюджетных нарушений (ст. 306.2 БК РФ).
Как явствует из представленных документов, бюджет муниципального образования «Город Кемерово» является дефицитным. По информации финансового управления города Кемерово бюджет города Кемерово 2018 года исполнен с дефицитом 336,1 млн. руб., в бюджет на 2019 год заложен дефицит 250 млн. руб.
Пунктом 19 Решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26.12.2018 N 194 "О бюджете города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" утверждена программа муниципальных заимствований города Кемерово на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (приложение № 9), которой предусмотрено привлечение средств в размере 2380625 тыс. руб.
С учетом изложенного, суд находит обоснованными доводы заявителя о том, что исполнение оспариваемого предписания в части возврата 1158984 руб. сократит возможности по решению вопросов местного значения, определенных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Суд указывает, что приостановление действия оспариваемого предписания от 05.12.2018 до разрешения спора по существу не приведет к утрате возможности его
исполнения, нарушению баланса интересов заявителя, третьих лиц или публичных интересов.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 АПК РФ понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
С учетом изложенного, суд удовлетворяет ходатайство администрации города Кемерово о приостановлении действия пункта 2 предписания Департамента строительства Кемеровской области «об устранении нарушений законодательства при исполнении отдельных государственных полномочий» от 05.12.2018.
Суд также указывает, что ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ (п. 22 Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Руководствуясь статьями 90, 91, 184, 185, частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Ходатайство администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
Приостановить действие пункта 2 предписания «об устранении нарушений законодательства при исполнении отдельных государственных полномочий» от 05.12.2018 Департамента строительства Кемеровской области (ОГРН 1074205023420, ИНН 4205142998) до вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Выдать исполнительный лист.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Определение может быть обжаловано в установленном законом порядке в месячный срок с даты вынесения определения в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья Ю.Ю. Кормилина