ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-3293/11 от 24.05.2011 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-43-26; факс 58-37-05
E-mail:mail@kemerovo.arbitr.ru; http://www.kemerovo.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу

г. Кемерово

«24» мая 2011 года

Дело № А27-3293/2011

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи С.В.Вульферт

при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем К.Н.Власовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Кокс», г. Кемерово

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», г. Москва

о признании частично отсутствующим права собственности

В судебном заседании приняли участие:

от истца: Гуляева Анна Ивановна, юрисконсульт судебно-арбитражной группы пра- вового управления от 16.11.2009,

у с т а н о в и л:

открытое акционерного общества «Кокс» обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о при- знании права собственности ОАО «Российские железные дороги» на тракционные железнодорожные пути в части железнодорожных путей №№ 11, 12, 14, 15 протя- женностью 783,5 метров, расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, Заводский район, ул. Станционная, 3, отсутствующим.

Исковые требования мотивированы следующим:

ОАО «Кокс» по договору купли-продажи от 07.08.2009 были приобретены, в том числе, железнодорожные пути №№ 11, 12, 14, 15 в составе комплекса недвижи- мого имущества, принадлежащие ранее на праве собственности ОАО «Кемеровопромжелдортранс». Право собственности за бывшим правообладателем - ОАО «Кемеровопромжелдортранс» зарегистрировано, в связи с чем, было выдано свидетель- ство о государственной регистрации права собственности на железнодорожные пути, расположенные на земельном участке площадью 65139, 82 кв.м., с кадастровым но-


мером 42:24:050902:05, находящимся по адресу: г. Кемерово, Станция Кемерово- Заводская. Имущество станции Кемерово-Заводская было включено в уставный ка- питал ОАО «Кемеровопромжелдортранс» на основании плана приватизации, утвер- ждённого решением комитета по управлению государственным имуществом адми- нистрации Кемеровской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Госкомимуществом России (Распоряжение Госкомимущества РФ №45-р от 05.02.1992г.).

В ноябре 2007 года при рассмотрении разногласий, возникших при заключе- нии договора на подачу, уборку вагонов на места погрузки, выгрузки Вагонного де- по Кемерово ОАО «РЖД» стало известно о существовании зарегистрированного права собственности ОАО «РЖД» на тракционные железнодорожные пути депо, общей протяжённостью 975 м., в том числе №№ 11, 12, 14, 15, по которым право собственности ранее было зарегистрировано за ОАО «Кемеровопромжелдортранс», а впоследствии за ОАО «Кокс». Запись в ЕГРП о праве собственности, зарегистри- рованным за ОАО «РЖД» сделана 26 апреля 2005 года. В качестве документа - осно- вания указан сводный передаточный акт от 30.09.2003, в который были включены железнодорожные пути при приватизации имущества федерального железнодорож- ного транспорта.

Правоустанавливающим документом для регистрации права собственности на тракционные железнодорожные пути является документ-основание, указанный в свидетельстве о праве собственности, которым является сводный передаточный акт. Сводный передаточный акт в части включения тракционных железнодорожных пу- тей необщего пользования №№ 11, 12, 14, 15 протяжённостью 783,5 м., расположен- ных по адресу: Кемерово, Заводский район, ул. Станционная, 3 является ничтожной сделкой на основании ст. 168 ГК РФ. В сводный передаточный акт необоснованно и в нарушение статьи 11 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государст- венного и муниципального имущества" включены железнодорожные пути №№ 11, 12, 14, 15, пронумерованные в настоящее время ОАО «РЖД» под номерами №№ 1, 2, 4, 5, которые примыкают к зданию Вагонного ремонтного депо.

Деповские железнодорожные пути №№ 1, 2, 4, 5 протяжённостью 783,5 м., зарегистрированные на праве собственности за ОАО «РЖД» и железнодорожные пути №№ 11, 12, 14, 15, зарегистрированные на праве собственности за ОАО «Кокс» являются одним и тем же объектом.

В судебном заседании 17.05.2011 представитель истца уточнил исковые тре- бования – просит признать частично отсутствующим права собственности ОАО


«Российские железные дороги» на тракционные железнодорожные пути, а именно на тракционные железнодорожные пути, пронумерованные в ОАО «Российские желез- ные дороги» под номерами №№ 1, 2, 4, 5 протяженностью 783,5 м., которые учтены и пронумерованы в ОАО «Кокс» под номерами №№ 11, 12, 14, 15 станции Кемерово-Заводская, право собственности, на которые в составе железнодорожных путей станции Кемерово-Заводская зарегистрировано за ОАО «Кокс».

Уточнение судом принято.

В качестве дополнения в обоснование иска пояснил, что, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности ОАО «РЖД» на тракционные пу- ти депо протяжённостью 975 метров указано, что, данные тракционные пути распо- ложены на земельном участке с кадастровым номером 42:24:010209:55. ОАО «РЖД» в рамках рассмотрения дела №А27-4679/2008 было представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 42:24:010209:55. На земельный участок № 42:24:010209:55, на котором, по мнению ОАО «РЖД» находятся спорные желез- нодорожные пути, представлен также кадастровый план земельного участка, в раз- деле 10 которого обозначено фактическое использование земельного участка желез- ной дорогой от ст. Топки до ст. Барзас, т.е. земельный участок под полосой отвода. Как следует из договора № 30-Н на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования ОАО «Кокс» примыкающего к станциям Кемерово, Предкомбинат ЗСЖД, железно- дорожный путь необщего пользования примыкает к железнодорожному пути общего пользования в двух местах примыкания, т.е. ж/д пути примыкающие к зданию Вагонного депо не могут примыкать к ж/д путям общего пользования, поскольку они примыкают к ж/д путям необщего пользования ОАО «Кокс».

Данные пути не примыкают к железнодорожным путям общего пользования между ст. Топки и ст. Барзас, в противном случае ОАО «РЖД» не было бы необхо- димости заключать договор с ОАО «Кокс» на подачу и уборку вагонов для Вагонного ремонтного депо Кемерово.

В соответствии со ст. 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего поль- зования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие к железнодо- рожным путям общего пользования. Таким образом, железнодорожный путь необ- щего пользования ОАО «Кокс» примыкает к железнодорожному пути общего поль- зования в двух точках между ст. Топки и ст. Барзас, а именно примыкают к станции Кемерово и Предкомбинат, которые являются промежуточными станциями между станциями Топки и Барзас.


Как следует из акта обследования ж/д пути необщего пользования ОАО «Кокс», данный ж/д путь ОАО «Кокс» примыкает стрелкой № 8А к станции Предкомбинат и к станции Кемерово в нечётной горловине. Деповские (тракционные) пу- ти не примыкают к железнодорожным путям общего пользования. Расположение путей на схеме Кузбасского отделения ЗСЖД от ст. Топки до ст. Барзас и план гра- ниц на кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 42:24:010209:55 с учётом обозначения направления Север - ЮГ конфигурально сов- падают. Поскольку железнодорожные пути ОАО «Кокс» не находятся непосредст- венно на железнодорожном пути общего пользования ст. Топки - ст. Барзас, а при- мыкают к ним лишь в двух точках, то на земельном участке от ст. Топки до ст. Барзас не могут располагаться объекты, размещённые на ж/д пути необщего пользова- ния, в том числе и железнодорожные тракционные (деповские) пути. Таким образом, земельный участок под кадастровым номером № 42:24:010209:55 для размещения железной дороги от ст. Топки до ст. Барзас оформлен под ж/д путями общего поль- зования. Железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к зданию вагонного депо, в силу этого факта имеют специализацию: деповские или тракцион- ные пути и не могут располагаться на земельном участке с кадастровым номером 42:24:010209:55.

Земельный участок ст. Топки - ст. Барзас с кадастровым номером 42:24:010209:55 расположен на территории как минимум трёх муниципальных обра- зований: город Топки и Топкинский район; город Кемерово; город Березовский. На территории как минимум трёх муниципальных образований не может быть сформи- рован один земельный участок на основании дежурных кадастровых карт, которые ведутся по кадастровым районам, при отсутствии межевания земли (это следует из раздела 16 кадастрового плана земельного участка кадастровый № 42:24:010209:55). Присвоение кадастрового номера земельному участку, расположенному на террито- рии трех муниципальных образований и сформированного неизвестным способом, допущено в результате кадастровой ошибки. У данного земельного участка нет гра- ниц, не установлены размеры земельного участка. Так в соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ границы земельного участка устанавливаются с учётом границ смежных земель- ных участков. Ссылка в свидетельстве № 42 АВ 077046 на земельный участок № 42:24:010209:55 является кадастровой ошибкой, сводный передаточный акт от 30.09.2003 в части включения четырёх деповских (тракционных) путей протяжённо- стью 783,5 метров является ничтожным, соответственно право собственности ОАО «РЖД» на спорные пути отсутствует.


Земельный участок под зарегистрированным объектом «тракционные пути» на ОАО «РЖД» не оформлен. Оформить такой земельный участок ОАО «РЖД» не представляется возможным, поскольку земельный участок с кадастровым номером 42:24:050902:05, в том числе под деповскими (равнозначно - тракционными) ж/д пу- тями был выкуплен у РФ бывшим правообладателем ОАО «Кемеровопромжелдортранс» по договору № 336 от 24.12.2002. Впоследствии в составе имущества станции Кемерово-Заводская по договору купли-продажи № 0807 от 07.08.2003, заключен- ному между продавцом ОАО «Кемеровопромжелдортранс» и покупателем ОАО «Кокс» земельный участок, в том числе под деповскими путями был выкуплен ОАО «Кокс», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности № 42 АА 666542.

При отсутствии данных, позволяющих определённо установить недвижимое имущество, в том числе расположение на соответствующем земельном участке, ус- ловие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор считается незаключенным. Поскольку пять тракционных путей протяжённостью 975 метров не расположены на земельном уча- стке с кадастровым номером 42:24:010209:55, который выделен под полосой отвода, то в данном случае можно полагать, что сводный передаточный акт в части включе- ния тракционных железнодорожных путей незаключенной сделкой.

Доказательства принадлежности спорных путей на праве собственности РФ или организациям железнодорожного транспорта по состоянию на 30.09.2003 и обоснованности их включения в сводный передаточный акт на имущество и обяза- тельства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», не пред- ставлены.

Представитель ответчика исковые требования не признал, поскольку право собственности за ОАО «РЖД» на тракционные пути протяженностью 975 м. зареги- стрированы в установленном порядке, что подтверждено свидетельство о государст- венной регистрации права от 26.04.2005. Истцом не представлено доказательств идентичности железнодорожных путей. Кроме того, полагает, что истцом неверно выбран способ защиты права.

В материалы дела истцом представлены свидетельство о государственной ре- гистрации права, выданное 08.09.2003, из которого следует, что ОАО «Кокс» являет- ся собственником железнодорожных путей, расположенных по адресу: г. Кемерово, Станция Кемерово-Заводская, на земельном участке площадью 65139,82 кв.м., с ка-


дастровым номером 42:24:050902:05 и свидетельство о государственной регистрации права, выданное 12.12.2006, из которого следует, что ОАО «Кокс» является собст- венником железнодорожных путей протяженностью 15440,38 м., инв. № 354/11, рас- положенных по адресу: г. Кемерово, Станция Кемерово-Заводская.

В технических паспортах, составленных в январе 2003 года дочерним госу- дарственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации г. Ке- мерового» указано, что протяженность путей составляет: № 11 деповский (ст. Кемерово-Заводской) -588 п.м., № 12 - 404 п.м., № 14 - 480 п.м., № 15 - 272 п.м.

Ответчиком представлено свидетельство о государственной регистрации пра- ва, выданное 26.04.2005, согласно которому ОАО «РЖД» принадлежат на праве соб- ственности тракционные пути депо протяженностью 975 м., расположенные по ад- ресу: г. Кемерово, Заводский район, ул. Станционная, 3, на земельном участке с ка- дастровым номером 42:24:010209:55.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 03.02.2009 следует, что земельный участок, общей площадью 34271,13 кв.м., расположенный по адресу: г. Кемерово, ул. Станционная, 3, с кадастровым номером 42:24:0101018:0221, при- надлежит на праве собственности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Поскольку для рассмотрения дела необходимы, в том числе специальные по- знания, суд предложил сторонам назначить по делу экспертизу в целях определения являются ли тракционные железнодорожные пути, пронумерованные в технической документации ОАО «РЖД» под номерами 1, 2, 4, 5 протяженностью 783,5 м. и же- лезнодорожные пути, пронумерованные в технической документации ОАО «Кокс» под номерами 11, 12, 14, 15 в составе железнодорожных путей станции Кемерово- Заводская одним объектом или нет.

Представители сторон не заявили возражений относительно назначения по делу экспертизы.

В судебном заседании был объявлен перерыв для направления судом запро- сов в экспертные организации о возможности проведения экспертизы, стоимости и сроках ее проведения.


После перерыва от ГУ «Региональный центр по ценообразованию в строи- тельстве Кемеровской области» поступили сведения о возможности проведения та- кой экспертизы.

Представитель истца не заявил возражений относительно поручения проведе- ния экспертизы ГУ «Региональный центр по ценообразованию в строительстве Кемеровской области».

Расходы по проведению экспертизы до разрешения спора по существу возла- гаются на ОАО «Кокс», с его согласия.

В судебном заседании судом предложен вопрос для постановки перед экспер- тами. Возражений от истца не поступило.

Поскольку представитель ответчика после перерыва в судебное заседание не явился и не представил возражения относительно поручения проведения экспертизы ГУ «Региональный центр по ценообразованию в строительстве Кемеровской облас- ти», суд поручает проведение экспертизы данному экспертному учреждению.

Производство по делу подлежит приостановлению.

Руководствуясь статьями 82, 83, 184, 185, пунктом 1 статьи 144 Арбитражно- го процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

1. Назначить по делу № А27-3293/2011 экспертизу.

2. На разрешение экспертов поставить следующий вопрос: являются ли тракционные железнодорожные пути, пронумерованные в технической докумен-

тации ОАО «Российские железные дороги» под номерами №№ 1, 2, 4, 5 протя- женностью 783,5 м. (г.Кемерово, ул.Станционная,3) и железнодорожные пути, пронумерованные в технической документации ОАО «Кокс» под номерами №№ 11, 12, 14, 15 (протяженность указана в технических паспортах) в составе желез- нодорожных путей станции Кемерово-Заводская одним объектом или нет (погло- щает ли один объект другой).

3. Проведение экспертизы поручить: государственному учреждению Региональный центр по ценообразованию в строительстве Кемеровской области (650092, г.Кемерово, пр.Кузнецкий, 18, 2 этаж).

4. Предупредить эксперта (экспертов) об уголовной ответственности по ста- тье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного за- ключения.

5. Для проведения экспертизы направить экспертам следующие документы: - кадастровые паспорта на земельные участки с номерами и планами;


- паспорта БТИ на железнодорожные пути с планами;

- выкопировки с планшета М1:50 на земельный участок и размещенных на них же- лезнодорожных путей (сторонам представить суду до 15.06.2011 для передачи экс- пертам);

- договоры, сводный передаточный акт, свидетельства о государственной регистра- ции прав на объекты.

6. Установить срок проведения экспертизы до 22.08.2011 г.

7. Расходы на проведение экспертизы возложить открытое акционерное об- щество «Кокс».

8. Открытому акционерному обществу «Кокс» в срок до 15.06.2011 предвари- тельно внести на депозитный счет суда 50000 руб. (сведения представить в материа- лы дела).

9. Производство по делу приостановить до получения судом заключения экс- перта.

Определение может быть в месячный срок с момента его принятия, и обжало- вано в арбитражный суд апелляционной инстанции в части приостановления произ- водства по делу.

Судья

ФИО1



2

3

4

5

6

7

8