АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д.8, Кемерово, 650000
e-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
о назначении экспертизы
и о приостановлении производства по делу
12 августа 2021 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе: судьи Беляевой Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Климовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Наследие», город Пермь, (ОГРН 1115905002091, ИНН 5905284615)
к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Топкинский исторический музей», г. Топки Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1044229002740, ИНН 4229006472)
о взыскании 1 501 841 руб. 23 коп. долга
при участии
от сторон – не явились;
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Наследие», г. Пермь (далее - ООО «Наследие», истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению «Топкинский исторический музей», г. Топки (далее – МБУК «ТИМ», ответчик) о взыскании 1 501 841 руб. 23 коп. фактически понесенных расходов за выполненные работы по муниципальному контракту от 22.04.2019 № Ф.2019.178960.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17.09.2020, оставленным без изменения постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.04.2021 указанные судебные акты отменены, дело №А27-420/2020 направлено на новое рассмотрение.
В судебном заседании 03.08.2021 представитель истца ходатайствовал о назначении экспертизы, проведение которой просит поручить ООО «Экспертный центр «Индекс», ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы».
На разрешение экспертизы поставить следующие вопросы:
-Соответствует ли разработанная и представленная научно-проектная документация «Мемориал воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» условиям муниципального контракта от 22.04.2019 № Ф.2019.178960 и технического задания в части объекта Мемориала винам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны?
-Какова стоимость фактически выполненных работ по разработке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Мемориал воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» по адресу: Кемеровская область, г. Топки, ул. Революции, 45Б, разработанная ООО «Наследие»?
Представитель ответчика ходатайствовал о назначении экспертизы, проведение которой поручить ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет», эксперту Шмидту Г.Г.
На разрешение экспертов поставить следующие вопросы:
1. Соответствует ли разработанная и представленная проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного местного (муниципального) значения «Мемориал воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» условиям муниципального контракта, технического задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также требованиям действующего законодательства в области проектирования и сохранения объектов культурного наследия?
2. Имеет ли представленная проектная документация потребительскую ценность и может ли быть использована по назначению?
Определением от 03.08.2021 судебное разбирательство отложено на 12.08.2021 для ознакомления сторон с документами по экспертным организациям в целях реализации права на отвод эксперту.
Поданное истцом 03.08.2021 ходатайство об участии в настоящем судебном заседании путем использования системы веб-конференции (онлайн-заседание) одобрено 12.08.2021 в 12:27 мск.
В установленное судом время проведения заседания с использованием средств веб-конференции представители ООО «Наследие» Четверикова Е.Н., Пятунин А.Г. , надлежащее подключение к системе веб-конференции не обеспечили. Судом было обеспечено транслирование судебного заседания в онлайн-режиме с использованием исправной аппаратуры суда, средства связи суда округа воспроизводят видео- и аудиосигналы, технических неполадок и сбоев в работе аппаратуры и программного обеспечения не установлено. Вместе с тем, представители надлежащее подключение к системе не обеспечили, что по процессуальным последствиям аналогично неявке в судебное заседание (часть 3 статьи 156 АПК РФ).
От истца поступили дополнения к ходатайству о назначении экспертизы, ходатайство о проведении судебного заседания 12.08.2021 в отсутствие представителя.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд проводит судебное заседание в отсутствие сторон.
В дополнении к ходатайству о назначении экспертизы истцом указано о несоответствии предложенных истцом кандидатур экспертов требованиям действующего законодательства; в состав экспертной группы войдет Калайда Тимофей Владимирович, имеющий аттестацию Министерства культуры в области охраны объектов культурного наследия.
Учитывая, что для разрешения спорных вопросов о качестве выполненных работ по муниципальному контракту от 22.04.2019 № Ф.2019.178960 требуются специальные познания, на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет ходатайства сторон и полагает необходимым назначение судебной строительно-технической экспертизы.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями, но не являющиеся работниками экспертного учреждения (организации).
Согласно положениям части 4 статьи 82, части 2 статьи 107 АПК РФ в определении о назначении экспертизы должны быть решены в том числе вопросы о сроке ее проведения, о размере вознаграждения эксперту (экспертному учреждению, организации), определяемом судом по согласованию с участвующими в деле лицами и экспертом (экспертным учреждением, организацией), указаны фамилия, имя, отчество эксперта (пункт 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе»).
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под работами по сохранению объект культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические липа и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с и. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации») предусмотрено, что лицензирование деятельности по сохранению объектов осуществляется Министерством культуры Российской Федерации. Деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню, а именно
1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.
4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.
5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).
10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово- паркового искусства.
11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов, являются для выполнения работ, указанных в пунктах 1,3-10 перечня, приведенного в приложении к настоящему Положению: для юридического лица - наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лег за последние 10 лет.
Согласно Техническому заданию к муниципальному контракту № Ф.2019.178960 вид строительства - ремонтно-реставрационные работы.
Исходя из вышеизложенного, эксперты должны обладать специальными знаниями - в установленном порядке пройти аттестацию в области сохранения объектов культурного наследия, а экспертная организация соответствующую лицензию.
Представленные истцом экспертные организации: ООО «Экспертный центр «Индекс» и ООО «Центр строительно-проектной и промышленной экспертизы» не отвечают вышеуказанным требованиям действующего законодательства.
Эксперты ООО «Экспертный центр «Индекс» Павлов А.С. и Манько С.Д. не имеют аттестации Министерства культуры Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия и соответствующего стажа работы в области сохранения объектов культурного наследия, т.е. не обладают специальными знаниями в области сохранения объектов культурного наследия.
На портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации размещена информация о лицензии данной организации в области сохранения объектов культурного наследия. Лицензия не переоформлена в связи с внесением изменений в действующее законодательство о лицензировании и лицензионная деятельность ограничена.
Экспертом ООО «Центр строительно-промышленной экспертизы» Якушиной Т.В. также не представлено подтверждение аккредитации Министерства культуры и стаж работы в области сохранения объектов культурного наследия.
На портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации информация о лицензии данной организации в области сохранения объектов культурного наследия - отсутствует.
Кроме того, обе организации указали, что экспертизу будут проводить без выезда на объект.
Проведение экспертизы в рамках деятельности по сохранению объектов культурного наследия при проектировании в области сохранении объектов культурного наследия при проведении ремонтно-реставрационных работ в силу действующего законодательства - обязательно. Объекты культурного наследия имеют особый статус в силу закона. В силу ч. 1 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выдается охранное обязательство на объект. В охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В связи с чем, необходимо сравнить объект в натуре и разработанную проектную документацию, убедиться соответствует ли проект требованиям охраны, перечень охранных элементов.
В информационном письме (исх. от 02.08.2021 № 1689-04-4) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет» сообщило о возможности проведения экспертизы. ТГАСУ имеет лицензию Министерства культуры РФ № МКРФ 03098 от 28.12.2015 на выполнение проектных работ по сохранению объектов культурного наследия. К проведению экспертизы будут привлечены аттестованные Министерством культуры специалисты Регионального проектного института ТГАСУ, Научно-исследовательского института строительных материалов ТГАСУ, имеющих необходимый опыт и квалификацию для проведения судебных экспертиз. Руководителем экспертной группы будет назначен Шмидт Геннадий Григорьевич, зав.отд.№ 4 НИИСМ ТГАСУ, главный инженер проектов (ГИП), имеющий высшее инженерно-строительное образование, ученую степень кандидату технических наук, ученое звание доцента, идентификационный номер в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования П-088578; аттестат специалиста (приказ Министерства культуры РФ № 2071 от 12.12.2017 об аттестации специалиста в области изыскательских работ по реставрации и консервации на объектах культурного наследия); удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия» (удостоверение № 702400641155); опыт проектной работы в качестве ГИПа – 30 лет; опыт экспертной работы – 35 лет (более 250 экспертиз). Стоимость услуг составит 180 000 руб. В стоимость работ включены также затраты на командировки экспертов на объект исследования. Срок проведения экспертизы 45 рабочих дней с даты заключения договора.
Суд считает, что организация, заявленная ответчиком в качестве экспертной - ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно- строительный университет» и руководитель экспертной группы - Шмидт Геннадий Григорьевич полностью отвечают вышеуказанным требованиям действующего законодательства. Организация имеет действующую и переоформленную лицензию. Информация размещена на портале Министерства культуры Российской Федерации, лицензия приложена к согласию на проведение экспертизы. Эксперт имеет аттестацию Министерства культуры Российской Федерации.
Отводов предложенной кандидатуре представителями сторон не заявлено.
Учитывая, что уточненное письмо по составу экспертной группы не представлено, на текущий момент у суда отсутствуют основания для рассмотрения кандидатуры Калайда Т.В.
Учитывая квалификацию эксперта, опыт работы, срок и стоимость проведения исследования, суд полагает возможным поручить проведение экспертизы ФГБОУ ВПО ТГАСУ, эксперту Шмидту Г.Г.
С учетом положений статьей 107-108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает расходы по проведению экспертизы на ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу, в случае назначения судом экспертизы, определив, срок приостановления до истечения срока, установленного для проведения экспертизы.
В силу вышеуказанной нормы производство по делу подлежит приостановлению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 82, пунктом 1 статьи 144, пунктом 4 статьи 145, статьями 147, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Назначить судебную строительно-техническую экспертизу, проведение которой поручить государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Томский государственный архитектурно-строительный университет», ОГРН 1027000882886, ИНН 7020000080 (пл. Соляная, 2, г. Томск, 634003), эксперту Шмидту Геннадию Григорьевичу.
На разрешение эксперта поставить следующие вопросы:
1. Соответствует ли разработанная и представленная проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного местного (муниципального) значения «Мемориал воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» условиям муниципального контракта, технического задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также требованиям действующего законодательства в области проектирования и сохранения объектов культурного наследия?
2. Имеет ли представленная проектная документация потребительскую ценность и может ли быть использована по назначению?
3. В случае положительных ответов на вышеуказанные вопросы определить стоимость фактически выполненных работ по разработке проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Мемориал воинам – землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» по адресу: Кемеровская область, г. Топки, ул. Революции, 45Б, разработанная ООО «Наследие»?
Направить в экспертную организацию материалы дела в электронном виде.
Руководителю экспертной группы в случае необходимости привлечения для проведения исследования других экспертов незамедлительно направить в суд соответствующее ходатайство с приложением документов, подтверждающих квалификацию предложенных кандидатур.
Установить срок для проведения экспертизы - до 15 октября 2021 года, по истечении которого в суд должно быть представлено заключение эксперта. В случае невозможности проведения экспертизы в указанный срок, ходатайство о продлении срока проведения экспертизы с указанием соответствующих причин.
В соответствии с пунктом 6 статьи 55 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае невыполнения требования арбитражного суда о представлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или государственного судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в части 4 настоящей статьи, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
Эксперту, проводящему исследование, письменно уведомить стороны о дате и времени обследования объекта, с целью обеспечения права стороны присутствовать при проведении экспертизы.
Эксперту в случае необходимости предоставления дополнительных документов незамедлительно сообщить об этом суду.
Установить стоимость проведения экспертизы 180000 рублей. В случае увеличения стоимости экспертизы направить в суд соответствующее ходатайство.
Расходы по оплате экспертизы возложить на стороны в равных долях.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Наследие» и муниципальное бюджетное учреждение «Топкинский исторический музей» в срок до 25 августа 2021 года перечислить на депозитный счет Арбитражного суда Кемеровской области по 90 000 руб. (реквизиты счета и образец платежного поручения на официальном сайте Арбитражного суда Кемеровской области).
Шмидт Геннадий Григорьевич предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 307 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Производство по настоящему делу приостановить.
Определение в части приостановления производства по делу может быть обжаловано в Седьмой апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.В. Беляева