АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., 8, Кемерово, 650000
info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
тел. (384-2) 58-43-26, тел./факс (384-2) 58-37-05
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований в реестр требований кредиторов
город Кемерово Дело № А27-8152-7/2017
22 июня 2018 года.
Резолютивная часть определения объявлена 19 июня 2018 года.
Определение в полном объеме изготовлено 22 июня 2018 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Душинского А.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Мурзаковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы об установлении размера требований кредитора в деле банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Эксклюзивные продукты», город Новокузнецк Кемеровской области,
при участии:
представителя заявителя – ФИО1, специалиста первого разряда отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, по доверенности № 17-39/0214 от 06.10.2017., удостоверение,
от должника – конкурсного управляющего ФИО2, паспорт,
у с т а н о в и л:
решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.06.2017 (полный текст решения изготовлен 30.06.2017) ликвидируемый должник – общество с ограниченной ответственностью «Эксклюзивные продукты», ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированное по адресу: 654084, <...>, признано банкротом и открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца – до 29.10.2017, судебное разбирательство по отчету конкурсного управляющего назначено на 24.10.2017.
Определением арбитражного суда от 29.06.2017 конкурсным управляющим утвержден ФИО2.
Указанные сведения опубликованы в газете «Коммерсантъ» 15.07.2017.
Определением арбитражного суда от 28.05.2018 срок конкурсного производства продлен до 29.07.2018, судебное разбирательство по отчету конкурсного управляющего назначено на 24.07.2018.
В Арбитражный суд Кемеровский области 24.04.2018 поступило заявление Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России, уполномоченный орган, заявитель) о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в размере 701 160 руб. за 2016 год, а также учесть отдельно в реестре требований кредиторов 140 232 руб. штрафа.
Определением арбитражного суда от 27.04.2018 заявление ФНС России принято к производству, судебное заседание по проверке обоснованности заявленных требований назначено на 19.06.2018.
В судебном заседании представитель ФНС на заявленных требованиях настаивала, представила в материалы дела дополнительные документы. Конкурсный управляющий должника возражений на заявленные требования не заявил.
Заслушав представителя ФНС России и конкурсного управляющего должника, изучив материалы заявления, суд пришел к следующим выводам.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в делах о банкротстве и в процедурах банкротства на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства». Следовательно, уполномоченный орган вправе обращаться в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, установление размера требований кредиторов в процедуре конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
Уведомление о получении требования уполномоченного органа размещено конкурсным управляющим в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 07.05.2018, возражений не поступало.
Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пени.
В пункте 10 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) отражено, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны.
Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам.
Уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
В силу пункта 1 статьи 80 НК РФ указанная в декларации сумма налога определяется самим налогоплательщиком и представляет собой его заявление о налоге, подлежащем уплате в бюджет. Поэтому в отсутствие доказательств исполнения обязанности по уплате этой суммы налоговая декларация является достаточным подтверждением наличия задолженности.
В обоснование заявленного требования уполномоченным органом представлены: распечатанная из электронной базы налоговая декларация по УСН (отчетный период - 2016 год), удостоверенная должностным лицом налоговой инспекции, акт № 4418 от 29.03.2018 налоговой проверки, решение № 2844 от 28.05.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Из представленных материалов следует, что на основании представленной должником налоговой декларации по УСН за 2016 год, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка (период проведения проверки 15.12.2017-15.03.2018), по результатам которой составлен акт № 4418 от 29.03.2018 и вынесено решение № 2844 от 28.05.2018 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением должнику доначислен налог по УСН за 2016 год в сумме 701 160 руб., а также начислен штраф за неуплаченную своевременно сумму налога в размере 140 232 руб.
Суд оценил в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ документы, представленные уполномоченным органом в обоснование заявления, и считает, что требования по УСН и штрафу подтверждены надлежащим образом.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
Правила пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
Сообщение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» 15.07.2017. Реестр требований кредиторов закрыт 15.09.2017.
Требование уполномоченного органа поступило в арбитражный суд 24.04.2018, т.е после закрытия реестра.
Между тем, в пункте 12 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), разъяснено, что очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу. По смыслу пункта 1 статьи 126, пунктов 1, 4 статьи 142 Закона о банкротстве, в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1 и 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые, в соответствии со статьями 101.2 и 138 НК РФ, могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в вышеназванный срок, установленный статьей 142 Закона о банкротстве.
В данном случае, уполномоченный орган был вправе обратиться за включением в реестр требований кредиторов в течении шести месяцев с 15.09.2017., в который не включается время проведения проверки до вступления в законную силу решения налогового органа. Поскольку камеральная налоговая проверка в отношении должника проводилась с 15.12.2017 по 15.03.2018, по результатам которой составлен акт № 4418 от 29.03.2018 и принято решение № 2844 от 28.05.2018, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности и данное решение на дату судебного заседания не вступило в законную силу, требования ФНС России следует рассматривать как заявленные в установленный срок.
На момент введения первой процедуры банкротства (29.06.2017) срок на взыскание задолженности в бесспорном порядке (статьи 69, 70, 46, 47 НК РФ) не истек. Недоимка за 2016 год выявлена налоговым органом в 2018 году, в то время как первая процедура банкротства введена 29.06.2017.
Задолженность возникла за 2016 год, т.е. до принятия к производству заявления о признании должника банкротом (03.05.2017), следовательно, не является текущей (пункт 1 статьи 5 Закона о банкротстве).
Размер задолженности конкурсным управляющим не оспорен, доказательства оплаты недоимки и штрафа суду не представлены. При таких обстоятельствах требования уполномоченного органа признаются судом обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 Закона о банкротстве, расчеты с конкурсными кредиторами и уполномоченным органом производятся в третью очередь.
В связи с чем, требования уполномоченного органа по обязательным платежам в бюджет в размере 701 160 руб. основного долга подлежат включению в третью очередь реестров требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Требования уполномоченного органа по штрафу в размере 140 232 руб. подлежат учету в реестре требований кредиторов должника отдельно и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 32, статьями, 100, 134, 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ, статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
Включить требования Федеральной налоговой службы в размере 701 160 руб. 00 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Эксклюзивные продукты», город Новокузнецк Кемеровской области.
Учесть требования Федеральной налоговой службы в размере 140 232 руб. 00 коп. пени отдельно в реестре требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Эксклюзивные продукты», город Новокузнецк Кемеровской области и признать их подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Судья А.В. Душинский