ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А27-852/09 от 16.01.2009 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8

http:// www.kemerovo.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Кемерово                                                                                       Дело № А27- 852/2009-5

«16»  января 2009 г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе:  судьи  Обуховой Г.П.,

при ведении  протокола судебного заседания судьёй Обуховой Г.П.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Южный Кузбасс», г. Междуреченск

к  главному государственному инспектору труда в Кемеровской области  ФИО1, г. Междуреченск

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

представителя заявителя  - главного юрисконсульта ФИО2,  доверенность  от 01.07.2008г., паспорт

Установил: открытое акционерное общество «Южный Кузбасс» обратилось в Междуреченский городской суд с жалобой, в которой просит  отменить постановление главного государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО1 № 05/09/79/230 от 15.12.2008г. о назначении административного наказания  по ст.5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.  и прекратить производство по делу.

Кроме того, просит признать незаконными решение главного государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО1, в форме протокола об административном правонарушении от 12.12.2008г. № 128, в форме предписания  от 15.12.2008г. № 97, об устранении правонарушений, отмеченных в акте проверки соблюдения трудового законодательства, и в форме акта проверки по проведению проверки соблюдения трудового законодательства от 12.12.2008г., б/н, а также его действий по проведению проверки соблюдения трудового законодательства  в филиале ОАО «Южный Кузбасс»- Управление по обогащению и переработке угля.

Определением  Междуреченского городского суда от 22.12.2008г. настоящая жалоба направлена по подведомственности в арбитражный суд Кемеровской области на основании ч.3 ст.30.1 КоАП РФ.

            Надлежаще извещенный главный государственный инспектор  ФИО1 (уведомление в деле)  в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не известил, что в силу ч.2 ст.210 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

            Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, ссылается на то, что в установленный срок направили жалобу в Междуреченский городской суд в соответствии с  правилами подведомственностью, но,  данное дело подлежит рассмотрению арбитражным судом, так как направлено ему по подведомственности, а судебная практика неоднозначна.      

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд не находит оснований для рассмотрения дела по существу с вынесением решения по делу, так как в соответствии с действующим законодательством арбитражному суду споры в области трудовых правоотношений не подведомственны.  

В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 3 статьи 29 указанного Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.07.2006 N 262-О, часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла данных процессуальных норм следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является не только субъектный состав, но и характер спора. Следовательно, при определении подведомственности данного спора необходимо установить связано ли привлечение юридического лица  к  административной ответственности с осуществлением последним предпринимательской деятельности. 

Постановлением главного государственного инспектора труда по Кемеровской области ФИО1 от 15.12.2008г. филиал ОАО «Южный Кузбасс» привлечен к административной ответственности  по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, выразившегося в не обеспечении сохранности документов и материалов расследования в течении 45 лет.

Часть 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда.

Объектом правонарушения по  данной статье являются трудовые отношения, связанные с реализацией предусмотренных трудовым законодательством прав граждан, включая  и их право на охрану труда.

 Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы  трудового права. 

Субъектом ответственности выступает юридическое лицо или должностное лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение и исполнение которого не является для его сторон предпринимательской или иной экономической деятельностью, а относится к вопросам внутренней организации.

Выступая работодателем, юридическое лицо выполняет в отношении нанятых им работников функции и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, оно привлечено к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Обжалуемое заявителем постановление о привлечении его к административной ответственности за нарушение законодательства о труде не нарушает  законные интересы негосударственного образовательного учреждения  в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает препятствий для ее осуществления.

Исходя из изложенного,  дело по обжалованию юридическим лицом постановления о привлечении к административной ответственности за  нарушение законодательства о труде,  не связано  с осуществлением последним предпринимательской или иной экономической деятельности, и, соответственно,  не подведомственно арбитражному суду.

Кроме того, жалоба содержит требования  о признании незаконными протокола об административном правонарушении, акта проверки, предписания и действий главного государственного инспектора  труда ФИО1

В части оспаривания  протокола об административном правонарушении и акта проверки суд указывает, что данные  документы не обладают признаками  ненормативных правовых актов, не содержат каких-либо требований, обязательных к исполнению, властных распоряжений или решений, а лишь фиксируют установленные проверкой факты. Действующим законодательством не предусмотрена возможность обжалования протокола об административном правонарушении и акта проверки, правильность составления протокола проверяется при рассмотрении дела об административном правонарушении.

В части оспаривания предписания и действий  должностного лица суд указывает, что они могут быть оспорены в суд общей юрисдикции, поскольку  данные правоотношения также связаны с правоотношениями в области  трудового законодательства.

 На основании изложенного, руководствуясь  п.1 ч.1 ст.150, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу прекратить.

Возвратить заявителю из федерального бюджета  государственную пошлину в сумме 100 рублей. Выдать справку.

            Определение  может быть обжаловано в десятидневный срок  в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              Г.П. Обухова