ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А28-13299/15 от 14.09.2017 АС Кировской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102

http://kirov.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

20 сентября 2017 года

Дело № А28-13299/2015

Резолютивная часть определения объявлена 14 сентября 2017 года

В полном объеме определение изготовлено 20 сентября 2017 года

Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Вычугжанина Р.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Нечаевой Е.А.

при рассмотрении в судебном заседании дела по иску

истца – кировское областное государственное предприятие "ВЯТСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>)

к ответчику – субъект Российской Федерации Кировская область в лице министерства транспорта Кировской области (ОГРН <***>)

о взыскании денежных средств,

с участием в деле третьих лиц: кировское областное государственное казенное учреждение "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН <***>), правительство Кировской области (ОГРН <***>), министерство финансов Кировской области (ОГРН <***>),

о чем объявлено лицам, присутствовавшим в судебном заседании,

при участии в судебном заседании:

истец (представитель) – ФИО1 (доверенность от 01.01.2017);

третье лицо КОГКУ "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (представитель) – ФИО2 (доверенность от 09.03.2017);

третье лицо правительство Кировской области (представитель) - ФИО3 (доверенность от 21.07.2017);

третье лицо министерство финансов Кировской области (представитель) - ФИО3 (доверенность от 09.01.2017),

установил:

кировское областное государственное предприятие "ВЯТСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" (далее также – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации Кировская область в лице министерства транспорта Кировской области (далее также – Министерство транспорта) о взыскании 45 108 972 рубля 38 копеек убытков, возникших вследствие выполнения работ по обслуживанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального и межмуниципального значения (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого судом).

Ответчик представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что исковые требования являются обоснованными и законными, подлежат удовлетворению в полном объеме.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Кировское областное государственное казенное учреждение "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее также – Учреждение), которое в отзыве на исковое заявление, в письменных объяснениях и в судебном заседании просило удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2016 по делу №А28-13299/2015 с субъекта Российской Федерации Кировская область в лице Министерства транспорта за счет казны субъекта Российской Федерации Кировская область в пользу Предприятия взыскано 45 108 972 рубля 38 копеек, а также судебные расходы в сумме 148 545 рублей 00 копеек.

Определением Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2016 по делу №А28-13299/2015 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2016 по делу №А28-13299/2015 на срок до 31.12.2017, с ежемесячной уплатой задолженности по исполнительному листу серии ФС № 007021112 равными частями, начиная с 15.01.2017.

Субъект Российской Федерации Кировская область в лице Правительства Кировской области подал в арбитражный суд ходатайство (заявление), в котором просил отменить по вновь открывшимся обстоятельствам решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2016 по делу №А28-13299/2015 и определение Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2016 по делу №А28-13299/2015.

Определением Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2017 по делу №А28-13299/2015 субъекту Российской Федерации Кировская область в лице Правительства Кировской области отказано в удовлетворении заявления о пересмотре решения Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2016 по делу № А28-13299/2015 по вновь открывшимся обстоятельствам.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 определение Арбитражного суда Кировской области от 22.02.2017 по делу №А28-13299/2015 отменено, вопрос направлен для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Кировской области.

Субъект Российской Федерации Кировская область в лице министерства финансов Кировской области подал в арбитражный суд ходатайство (заявление), в котором просил отменить по вновь открывшимся обстоятельствам решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2016 по делу №А28-13299/2015.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2017 по делу №А28-13299/2015 решение Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2016 и определение Арбитражного суда Кировской области от 26.04.2016 по делу №А28-13299/2015 отменены по вновь открывшимся обстоятельствам.

При повторном рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Кировской области (далее также - Правительство), министерство финансов Кировской области (далее также – Министерство финансов).

При повторном рассмотрении дела в письменных объяснениях и в судебных заседаниях Министерство транспорта и Учреждение поддержали свои позиции, ранее изложенные при первоначальном рассмотрении дела.

Правительство и Министерство финансов представили в суд отзывы на исковое заявление, в которых указали, что материалы дела №А28-13299/2015 не содержат доказательств, подтверждающих выполнение дополнительных работ, а также заявили, что имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Кировской области от 20.02.2015 по делу №А28-7247/2012 об отказе в удовлетворении исковых требований Предприятия к субъекту Российской Федерации Кировская область о взыскании 51 413 766 рублей 00 копеек неосновательного обогащения, возникшего в результате выполнения истцом в течение ноября-декабря 2011 года дополнительных работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального и межмуниципального значения сверх годовых лимитов, сверх объемов, определенных техническим заданием к контракту от 23.12.2010 № 52.

Министерство транспорта, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.

При повторном рассмотрении дела, исследовав представленные в дело письменные и иные доказательства, заслушав объяснения участвующих в деле лиц (их представителей), присутствовавших в судебных заседаниях по делу, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

В соответствии с итогами открытого аукциона (протокол №425 от 06.12.2010) Учреждение (заказчик) заключило с Предприятием (подрядчик) государственный контракт №52 от 23.12.2010 (в редакции дополнительного соглашения №1 от 01.06.2011), по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик в срок с 01.01.2011 по 31.12.2011 принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ и услуг по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них согласно Приложениям №1-11 к контракту (раздел 1 контракта).

Общая стоимость работ по контракту составляет 540 000 000 рублей (пункт 3.1 контракта).

Оплата работ производится на основании подписанных обеими сторонами актов приемки (форма КС-2) и справок о стоимости (форма КС-3) в соответствии с расчетами стоимости работ подрядчика, утвержденным заказчиком, ежемесячно в течение 30 календарных дней с момента подписания (пункт 4.1 контракта).

Подрядчик несет ответственность за эксплуатацию автомобильных дорог и сооружений на них (пункт 8.6 контракта).

05 декабря 2011 года Предприятие вручило Учреждению письмо №20604 от 05.12.2014, в котором сообщило о существовании вероятности выполнения дополнительных объемов работ по содержанию автомобильных дорог, не предусмотренных техническим заданием к контракту, в связи с неблагоприятными погодными условиями (частое выпадение осадков, сильный ветер, сопровождаемый заносами на дорогах).

В ответ Учреждение направило письмо №2180 от 13.12.2011, в котором сообщило, что Предприятие обязано осуществлять все действия, направленные на поддержание бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения до окончания срока действия государственного контракта, в пределах технического задания и лимитов бюджетных обязательств.

Предприятие направило в адрес главы департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи письмо №20606 от 05.12.2014 с содержанием, аналогичным письму №20604 от 05.12.2014.

В ответ департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи (предыдущее наименование министерства транспорта Кировской области - Постановление Правительства Кировской области от 17.03.2015 N 29/150) направил письмо от 13.12.2011 №10130-48-04-05, в котором сообщил, что Предприятие обязано осуществлять все действия, направленные на поддержание бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения до окончания срока действия государственного контракта, в пределах технического задания и лимитов бюджетных обязательств.

26 декабря 2011 года Предприятие вручило Учреждению письмо №2797 от 26.12.2011, в котором сообщило об ожидаемом превышении лимита содержания автомобильных дорог по районам Кировской области, просило рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании.

В ответ Учреждение направило письмо №2305/1 от 27.12.2011, в котором сообщило, что, учитывая аномальные погодные условия в ноябре-декабре 2011 года, допускает возможное превышение лимитов по содержанию дорог; вопрос о возмещении затрат, понесенных при выполнении работ сверх технического задания, будет рассматриваться по окончанию срока действия контракта в первом квартале 2012 года.

ФГБУ "Кировский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" направил в адрес Предприятия письмо от 23.01.2012, в котором предоставил данные о количестве дней с осадками и высоте снежного покрова в ноябре 2011 года в сравнении с нормой: ноябрь 2011 года: количество дней с осадками – 22 (норма 21,6), высота снежного покрова на последний день декады: 1 декада – 3 см (норма 6 см), 2 декада – 22 см (норма 7 см), 3 декада – 26 см (норма 12 см); декабрь: 2011 года: количество дней с осадками – 28 (норма 23,9), высота снежного покрова на последний день декады: 1 декада – 31 см (норма 17 см), 2 декада – 34 см (норма 22 см), 3 декада – 44 см (норма 28 см).

Учреждение направило Предприятию письмо от 13.03.2012 №344, в котором сообщило, что Учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств; разрешение вопросов по оплате за выполненные в 2011 году работы не входит в компетенцию Учреждения.

В мае 2012 представителями Предприятия и Учреждения составлены акты сверки объемов и стоимости работ, выполненных с целью обеспечения безопасности дорожного движения в связи с аномальными погодными условиями в ноябре-декабре 2011 года, представленные в материалы дела, по каждому району Кировской области. Согласно указанным актам общая стоимость названных в них работ составила 51 413 766 рублей.

Полагая, что указанные работы в ноябре-декабре 2011 года были выполнены Предприятием сверх предусмотренных государственным контрактом объемов работ с целью обеспечения безопасности дорожного движения в Кировской области в связи с аномальными погодными условиями, и эти работы подлежат дополнительной оплате, Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу 10.11.2015.

Между тем ранее в рамках дела №А28-7247/2012 Арбитражного суда Кировской области Предприятие обращалось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации Кировская область о взыскании 51 413 766 рублей 00 копеек неосновательного обогащения, возникшего в результате выполнения истцом в течение ноября-декабря 2011 года дополнительных работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального и межмуниципального значения сверх годовых лимитов, сверх объемов, определенных техническим заданием к контракту от 23.12.2010 № 52.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 20.02.2015 по делу №А28-7247/2012, оставленным без изменения постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда от 07.05.2015, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.08.2015, Предприятию отказано в удовлетворении иска.

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.08.2015 по делу №А28-7247/2012 суд сделал следующие выводы: "Суды установили и материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной экспертизы, назначенной судом с целью определения объема и стоимости работ по содержанию дорог Кировской области, выполненных в 2011 году в соответствии с государственным контрактом от 23.12.2010 № 52, составлено комиссионное заключение экспертных организаций, согласно которому Предприятие в период с 01.01 по 31.12.2011 выполнило работы по содержанию дорог общего пользования на общую сумму 589 777 156 рублей 96 копеек, в том числе по государственному контракту – на сумму 539 716 458 рублей, сверх указанного контракта – на сумму 50 060 968 рублей 97 копеек.".

Арбитражное процессуальное право под предметом иска понимает материально-правовое требование истца к ответчику, под основанием иска – обстоятельства, на которых истец основывает свое требование к ответчику (пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции"). Правовая квалификация спорных отношений сторон, указанная истцом в исковом заявлении, не является основанием иска.

Из материалов настоящего дела и дела №А28-7247/2012 (в том числе исковых заявлений и письменных уточнений исковых требований и объяснений) следует, что стороны, предмет и основание иска в названных делах являлись тождественными. Так, предметом иска в обоих делах являлось взыскание денежных средств (в настоящем деле на меньшую сумму, чем в деле №А28-7247/2012), основанием иска в обоих делах – выполнение Предприятием (истцом) в течение ноября-декабря 2011 года в интересах субъекта Российской Федерации Кировская область (ответчика) конкретных (одних и тех же) работ, которые не являлись предметом государственного контракта или договора истца с ответчиком.

Таким образом, независимо от правовой квалификации предъявленных исковых требований о взыскании денежных средств (дополнительные работы по контракту, неосновательное обогащение, убытки, действия в чужом интересе без поручения и др.) заявленные истцом предметы (взыскание денежных средств) и основания исков в деле № А28-7247/2012 Арбитражного суда Кировской области и в настоящем деле, а именно: выполнение истцом в пользу ответчика работ в объеме, не предусмотренном государственным контрактом, являются тождественными.

В силу пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда.

Таким образом, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

В соответствии с частью 1 статьи 151 АПК РФ и подпунктом 3 пункта 1 статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления, подлежит возврату.

Руководствуясь положениями статей 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

прекратить производство по делу.

Возвратить кировскому областному государственному предприятию "ВЯТСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 148 545 (сто сорок восемь тысяч пятьсот сорок пять) рублей 00 копеек, уплаченную по платежным поручениям №2404 от 09.11.2015, №2830 от 28.12.2015. Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Жалоба на настоящее определение может быть подана в арбитражный суд апелляционной инстанции (Второй арбитражный апелляционный суд) в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения. Апелляционная жалоба (в том числе в электронном виде) подается через Арбитражный суд Кировской области.

Судья

Р.А. Вычугжанин