36/2018-66057(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отмене мер обеспечительных мер в части
Дело № А28-5027/2018
Резолютивная часть определения объявлена 8 июня 2018 года Определение в полном объёме изготовлено 14 июня 2018 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Волковой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Немчаниновой Л.Ю.
рассмотрев в судебном заседании заявления
администрации Слободского муниципального района Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 613150, <...>)
и общества с ограниченной ответственностью «Центральный полигон»
(ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610004, <...>, этаж 2, офис 7),
об отмене обеспечительных мер, принятых определением от 24.05.2018 в рамках дела № А28-5027/2018,
возбужденного по заявлению профессионального образовательного учреждения «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610018, <...>)
к администрации Слободского муниципального района Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 613150, <...>)
о признании недействительными разрешений на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 и № RU43530308-2918-2017,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: общество с ограниченной ответственностью «Центральный полигон»
(ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610004, <...>, этаж 2, офис 7),
Правительство Кировской области (место нахождения: 610019, <...>),
муниципальное образование «Город ФИО9» в лице администрации города Кирова
при участии в судебном заседании представителей:
администрации Слободского района ФИО1 по доверенности от 09.01.2018, ООО «Центральный полигон» ФИО2 по доверенности от 28.05.2018,
профессионального образовательного учреждения «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» ФИО3 по доверенности от 20.04.2018, ФИО4 по доверенности от 28.04.2018,
Правительства Кировской области ФИО5 по доверенности от 01.06.2018, ФИО6 по доверенности от 08.06.2018, ФИО7 по доверенности от 08.06.2018,
Администрации города Кирова ФИО8 по доверенности от 16.05.2018,
установил:
профессиональное образовательное учреждение «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – заявитель, ПОУ «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России») обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Слободского муниципального района Кировской области о признании недействительными разрешений на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 и № RU43530308-2918- 2017.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 24.05.2018 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия разрешений на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 и № RU43530308-2918-2017 и запрета администрации Слободского муниципального района Кировской области выдавать ООО «Центральный полигон» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28- 5027/2018.
В обоснование ходатайства указано, что при обращении в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер ПОУ «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» не представило доказательств того, что непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта, а также повлечет причинение значительного ущерба заявителю.
30.05.2018 в Арбитражный суд Кировской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Центральный полигон» (далее – общество, ООО «Центральный полигон») об отмене обеспечительных мер.
В обоснование ходатайства указано, что обеспечительные меры в части запрета на ввод объекта в эксплуатацию создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации природного характера на территории Кировской области и нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, поскольку строительство объекта завершено, то, по мнению общества, приостановление действия разрешений на строительство является неразумным, необходимость в сохранении данной обеспечительной меры отсутствует.
Общество также ссылается на возможность причинения ему убытков, которые возникнут в связи с переносом срока включения объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов, получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности и утверждения тарифа на захоронение на 2 полугодие 2019 года. Отсутствие планируемой с 01.01.2019 деятельности общества на объекте приведет к невозможности возместить за счет тарифа понесенные в связи со строительством объекта расходы.
ООО «Центральный полигон» обращает внимание суда на отсутствие доказательств того, что отмена обеспечительных мер сможет затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта по делу, создаст угрозу причинения значительного ущерба имуществу заявителя, вреда жизни и здоровья граждан.
Представитель общества в судебном заседании поддержала ходатайство об отмене обеспечительных мер, пояснила суду, что в случае отмены обеспечительных мер права заявителя в сфере осуществляемой им деятельности по эксплуатации аэродрома не могут быть нарушены, поскольку получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не приведет к фактической эксплуатации полигона в 2018 году. Необходимость получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию до разрешения судом спора по существу обусловлена обязательностью представления этого документа в целях включения объекта в Государственный реестр объектов размещения отходов, получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обращения за утверждением тарифа на захоронение отходов.
ПОУ «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» возражает против удовлетворения заявлений Администрации района и общества об отмене обеспечительных мер. По мнению заявителя, принятые судом обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему, являются разумными, направлены на предотвращение значительного ущерба заявителю, обеспечивают баланс интересов заинтересованных сторон.
Заявитель также указывает, что выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и начало его эксплуатации неизбежно приведут к многократному увеличению рисков возникновения аварийных ситуаций в районе аэродрома
«Киров - Порошино» и существенно повлияют на безопасность полетов, что может привести не только к причинению значительного ущерба имуществу, но и вреда жизни и здоровью граждан.
ПОУ «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» обращает внимание суда, что обществом не представлены доказательства завершения строительства объекта на основании разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017. Более того, по мнению заявителя, строительство данного объекта еще не начато, в связи с чем оснований для отмены обеспечительных мер в части приостановления действия данного разрешения на строительство не имеется.
Представители ПОУ «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно- государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» в судебном заседании поддержали письменно приведенные доводы, дополнительно указали, что отмена обеспечительных мер приведет к тому, что в случае принятия судом решения об удовлетворении заявленных требований возникнет необходимость инициирования новых судебных разбирательств, в том числе по оспариванию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, сносу самовольной постройки.
Правительство Кировской области поддерживает ходатайства общества и Администрации района об отмене обеспечительных мер, указывает, что заявителем не были представлены доказательства ни по одному из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). В частности, отсутствуют доказательства того, что в случае непринятия обеспечительных мер исполнение судебного решения будет носить затруднительный характер, а также причинения значительного ущерба заявителю. Кроме того, Правительство Кировской области указывает, что строящийся полигон для твердых бытовых отходов, являясь важной составляющей реализуемой региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, призван решить вопросы вывоза твердых коммунальных отходов с территории 9 муниципальных районов и 1 городского округа. Приостановление работ по его строительству до разрешения спора по существу ставит под угрозу возможность оперативного решения проблемы вывоза твердых коммунальных отходов с территории областного центра.
Представители Правительства Кировской области в судебном заседании поддержали письменно приведенные доводы.
Администрация города Кирова поддерживает ходатайства общества и Администрации района об отмене обеспечительных мер, представитель в судебном заседании выступил в соответствии с письменно изложенной позицией.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает заявления об отмене мер по обеспечению иска подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 93 АПК РФ.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при рассмотрении ходатайства об отмене обеспечительных мер суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 указанного постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Таким образом, принятые обеспечительные меры могут быть отменены судом в случаях, когда при рассмотрении ходатайства об их отмене будет установлено, что в действительности основания для принятия мер по обеспечению иска отсутствовали, а также, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для их принятия, либо появились новые обстоятельства, обосновывающие необходимость отмены мер обеспечения иска.
Предметом судебного разбирательства по делу № А28-5027/2018 является проверка законности выданных администрацией Слободского муниципального района Кировской области ООО «Центральный полигон» разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2918-2017, выданного в отношении 2 очереди строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации), и разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919- 2017, выданного в отношении 1 очереди строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 24.05.2018 приостановлено действие разрешений на строительство от 22.02.2017
№ RU43530308-2919-2017 и № RU43530308-2918-2017, администрации Слободского муниципального района Кировской области запрещено выдавать ООО «Центральный полигон» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28-5027/2018.
На момент принятия данного определения сведения о стадиях строительства объектов суду представлены не были.
Обращаясь с заявлением об отмене обеспечительных мер, ООО «Центральный полигон» указало, что строительство объекта «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» завершено в апреле 2018 года, в подтверждение чего представило извещение № 2 об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и заявление о выдаче заключения о соответствии построенного объекта капительного строительства, направленные в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что
под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.
Доказательств, опровергающих утверждение ООО «Центральный полигон» о завершении строительства объекта «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» в апреле 2018 года, суду не представлено.
Доводы заявителя о продолжении строительства указанного объекта вопреки принятым обеспечительным мерам проверены судом и признаются недоказанными. Сделанные заявителем 02.06.2018 фотографии не содержат достаточной информации для подтверждения данного довода.
Учитывая, что в районе строительства полигона для твердых бытовых отходов обществом ведется строительство подъезда к полигону ТБО от автодороги Осинцы-Шунки Ленинского сельского поселения Слободского района Кировской области на основании разрешения на строительство от 13.11.2017 № 43- RU43530308-3677-2017, действие которого не приостановлено, то сам по себе факт нахождения строительной техники в районе указанных объектов не может свидетельствовать о совершении ООО «Центральный полигон» действий в нарушение принятых судом обеспечительных мер.
Иных доказательств продолжения строительства объекта «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» в материалах дела не имеется.
Таким образом, повторно проверив наличие оснований для принятия обеспечительной меры в виде приостановления действия разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2918-2017 с учетом дополнительных доказательств, которыми суд не располагал на момент принятия определения о принятии обеспечительных мер от 24.05.2018, суд приходит к выводу, что обеспечительная мера в виде приостановления действия разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2918-2017 фактически не исполнима и неэффективна, в связи с чем подлежит отмене.
В отношении разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308- 2919-2017 никаких сведений о завершении строительных работ объекта «1 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области», производимых на основании этого документа, суду не представлено. Значимых доводов о необходимости отмены обеспечительных мер в части приостановления действия данного разрешения на строительство ни Администрацией района, ни обществом не приведено.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при применении обеспечительных мер арбитражный суд
исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В пункте 10 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также определено, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Обеспечительная мера в виде приостановления действия разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 непосредственно связана с предметом заявленных требований, соразмерна ему, является исполнимой, поскольку строительство объекта «1 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области» не завершено. Данная обеспечительная мера направлена на фактическое исполнение решения по существу спора в случае удовлетворения требований ПОУ «Кировский аэроклуб Общероссийской общественно- государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России».
В то же время, ООО «Центральный полигон» не представило доказательств того, что в случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявленных требований сохранение обеспечительных мер в части приостановления разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 на период рассмотрения дела и вступления в силу судебного акта приведет к фактической невозможности реализации оспариваемого разрешения на строительство или иным образом грубо нарушит права общества. Приведенные в судебном заседании доводы представителя ООО «Центральный полигон» о переносе срока строительства и ввода объекта в эксплуатацию признаются судом не достаточными для отмены обеспечительных мер в данной части.
Таким образом, оснований для отмены обеспечительных мер в части приостановления действия разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28-5027/2018 суд не усматривает.
Определением от 24.05.2018 судом принята обеспечительная мера в виде запрета администрации Слободского муниципального района Кировской области выдавать ООО «Центральный полигон» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28- 5027/2018.
Приводя доводы о сохранении данной обеспечительной меры, заявитель указывает, что выдача данного разрешения приведет к тому, что в результате эксплуатации построенного объекта увеличатся риски возникновения аварийных ситуаций в районе аэродрома «Киров-Порошино» вследствие массового скопления птиц.
Вместе с тем, в соответствии с нормами действующего законодательства разрешение на ввод в эксплуатацию объекта не является достаточным основанием для начала использования полигона по своему назначению.
ООО «Центральный полигон» не вправе приступить к данной деятельности ранее оформления прав на объект, получения лицензии на право осуществления деятельности в сфере обращения с отходами, включения в Государственный реестр объектов размещения отходов, получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утверждения соответствующего тарифа.
При этом, в соответствии с пунктами 2.6 и 2.6.1 Административного регламента предоставления региональной службой по тарифам Кировской области государственной услуги по утверждению предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.02.2018 № 44-П, заявление об утверждении предельных тарифов для получения государственной услуги предоставляется заявителем до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования. К числу документов, которые необходимо представить вместе с заявлением, относятся: копии правоустанавливающих документов и лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Учитывая протяженность указанных процедур во времени и действие тарифа только с 01.01.2019 года, правовой и организационной возможности эксплуатации объекта, построенного на основании разрешения на строительства от 22.02.2017 № RU43530308-2918-2017, ранее вступления в силу судебного акта по дела № А28-5027/2018 объективно не имеется.
Таким образом, отмена обеспечительных мер в части запрета Администрации района выдавать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию не приведет к нарушению прав заявителя в сфере осуществляемой им деятельности, поскольку реальная эксплуатация объекта «2 очередь строительства полигона для твердых бытовых отходов в районе сельского поселения Ленинское Слободского района Кировской области (1 этап эксплуатации)» не может начаться ранее 2019 года.
В то же время, сохранение обеспечительной меры в части запрета выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного объекта в случае вынесения в последующем судом решения об отказе в удовлетворении требований заявителя, приведет к существенному нарушению публичных интересов и прав третьих лиц, которое выразится в невозможности начала эксплуатации построенного объекта с 01.01.2019 в условиях отсутствия иного объекта по размещению отходов, образующихся на территории 9 муниципальных районов и 1 городского округа.
В случае удовлетворения требований заявителя об оспаривании выданных ООО «Центральный полигон» разрешений на строительство от 22.02.2017 необходимость обращения в суд с целью оспаривания разрешения на ввод объекта
в эксплуатацию и сноса самовольной постройки не является обстоятельством, настолько затрудняющим исполнение судебного акта, которое может послужить основанием для сохранения обеспечительных мер в соответствующей части.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что сохранение обеспечительной меры в части запрета администрации Слободского муниципального района Кировской области выдавать ООО «Центральный полигон» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28-5027/2018 нарушит баланс интересов всех участвующих в деле лиц, в случае отказа заявителю в удовлетворении требований существенно нарушит публичные интересы и интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем обеспечительные меры в данной части подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 97, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявления администрации Слободского муниципального района Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 613150, <...>) и общества с ограниченной ответственностью «Центральный полигон» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 610004, <...>, этаж 2, офис 7) об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Кировской области от 24.05.2018 по делу № А28- 5027/2018, удовлетворить частично.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Кировской области от 24.05.2018 по делу № А28-5027/2018, отменить в части приостановления действия разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2918-2017 и запрета администрации Слободского муниципального района Кировской области выдавать ООО «Центральный полигон» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28-5027/2018.
В удовлетворении заявлений администрации Слободского муниципального района Кировской области и общества с ограниченной ответственностью «Центральный полигон» об отмене обеспечительных мер в части приостановления действия разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU43530308-2919-2017 до вступления в законную силу судебного акта по делу № А28-5027/2018 отказать.
Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.С.Волкова
(место нахождения: 610000, <...>),