ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
о возвращении искового заявления
г. Сыктывкар
15 февраля 2021 года Дело № А29-1110/2021
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Ракиной Н.А.,
рассмотрев вопрос о принятии к производству искового заявления председателя президиума Регионального общественного благотворительного фонда «Ассоциация попечительских советов» ФИО1
к Региональному общественному благотворительному фонду «Ассоциация попечительских советов» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
о ликвидации юридического лица,
установил:
Председатель президиума Регионального общественного благотворительного фонда «Ассоциация попечительских советов» ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о ликвидации Регионального общественного благотворительного фонда «Ассоциация попечительских советов» (далее – фонд «Ассоциация попечительских советов», Фонд) и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Рассмотрев исковое заявление и приложенные к нему документы, суд считает его подлежащим возврату истцу на основании следующего.
Пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
В соответствии со статьей 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в установленных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В силу положений статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей (корпоративные споры).
Таким образом, подведомственность, указанных в статье 225.1 АПК РФ споров, с участием некоммерческих организаций определяется с учетом осуществления входящими в эти организации лицами предпринимательской или экономической деятельности, а также исходя из целей деятельности такой организации; если спор связан с регистрацией некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, спор относится к специальной компетенции арбитражных судов.
Согласно абзацу 3 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», споры, связанные с созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, корпораций в формах коммерческих организаций, управлением ими или участием в них, а также в ассоциации (союзе) коммерческих организаций, иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с федеральным законом и объединяющей субъектов предпринимательской деятельности (корпоративные споры), рассматриваются арбитражными судами (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 50, статья 65.1 ГК РФ, подпункт 4.1 статьи 33, статья 225.1 АПК РФ).
Иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22 ГПК РФ).
С учетом содержания указанных норм, критериями отнесения споров к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды.
Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определено, что под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Согласно абзацу 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, общественный фонд относится к некоммерческим организациям.
Предметом спора по настоящему делу являются требования председателя президиума фонда «Ассоциация попечительских советов» ФИО1 о ликвидации Фонда и исключении его из ЕГРЮЛ.
Согласно уставу фонда «Ассоциация попечительских советов» целью Фонда является формирование имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом, поступлений и использование его на оказание методической, организационной и материальной помощи учреждениям образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта, детским организациям и иным структурам (пункт 2.1).
Ответчик не относится к категории юридических лиц, объединяющих коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей.
Исходя из общего правила подведомственности, предусмотренного в статье 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к подведомственности арбитражных судов в соответствии с положениями статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся дела с участием тех организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К числу таких споров не могут быть отнесены споры о создании, реорганизации и ликвидации (в том числе, споры об исключении из ЕГРЮЛ) некоммерческих организаций, создаваемых в иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательства.
Сведений о том, что до обращения в арбитражный суд заявитель ФИО1 обращалась в суд общей юрисдикции и ей отказано в принятии иска к производству либо производство по делу прекращено за неподведомственностью, не имеется.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2 и 3 статьи 129 АПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Исковое заявление о ликвидации Регионального общественного благотворительного фонда «Ассоциация попечительских советов» и исключении его из ЕГРЮЛ возвратить заявителю.
2. Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (город Киров) в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Н.А. Ракина