ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-11740/19 от 10.11.2020 АС Республики Коми

246/2020-94007(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982  8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе удовлетворении заявления

г. Сыктывкар

Резолютивная часть определения объявлена 10 ноября 2020 года, полный  текст определения изготовлен 17 ноября 2020 года. 

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Митиной О.П. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тороховой  М.Н., 

рассмотрев в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при  содействии Воркутинского городского суда Республики Коми заявление  общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» о наложении  судебного штрафа на финансовое управление администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» 

в рамках дела по иску
общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ»
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице комитета  по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального  образования городского округа «Воркута» 

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании задолженности, расходов по уплате государственной пошлины,  при участии: 

от финансового управления АМОГО «Воркута» (в Воркутинском городском  суде Республики Коми): ФИО1, руководитель, паспорт, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (далее  – ООО «Воркутинские ТЭЦ», истец) обратилось в Арбитражный суд  Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию  городского округа «Воркута» в лице комитета по управлению муниципальным  имуществом администрации муниципального образования городского округа  «Воркута» (далее – МОГО «Воркута» в лице КУМИ администрации МОГО  «Воркута», ответчик) о взыскании 108 861 руб. 47 коп. задолженности за  потребленную и неоплаченную тепловую энергию за ноябрь 2018 года,  поставленную на объект, расположенный по адресу: <...> (участок малой механизации (Лит.Б). 


Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2019 с  ответчика за счет средств казны МОГО «Воркута» в пользу истца взыскано 

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10.06.2020  заявление ООО «Воркутинские ТЭЦ» о наложении судебного штрафа принято к  производству суда. 

В отзыве от 22.05.2020 КУМИ администрации МОГО «Воркута» считает  заявление взыскателя необоснованным, ввиду недостаточности бюджетных  ассигнований. 

Финансовое управление администрации МОГО «Воркута» в отзыве от  29.06.2020 просит отклонить заявление, ссылаясь на принятие всех возможных  мер для исполнения судебного акта, отсутствие достаточных денежных средств. 

Дополнениями к отзыву от 10.09.2020, 22.09.2020 финансовое управление  АМОГО «Воркута» пояснило, что поскольку на 01.04.2020 все утвержденные  бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели были освоены, истец был  уведомлен о неисполнении предъявленного исполнительного листа, при этом  финансовым управлением предпринимались все возможные меры для  исполнения судебного акта с их подробным описанием. 

В настоящее время дополнительных доходов в бюджет города не  поступает в связи с ухудшением экономической ситуации вследствие пандемии.  Тем не менее финансовым управлением проводится дальнейшая работа по  перекредитованию коммерческих кредитов под более низкую ставку для  экономии бюджетных средств на процентах, в том числе для направления в  целях погашения исполнительных листов. 

Министерством финансов Республики Коми в настоящее время  разрабатываются предложения по реструктуризации обязательств по  бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям  Республики Коми в 2020 году, для рассмотрения на заседании Государственного  Совета Республики Коми. 

После утверждения Постановления Правительства Республики Коми,  подписания дополнительного соглашения по бюджетному кредиту в  кратчайшие сроки состоится заседание Совета МОГО «Воркута» о внесении  изменений в бюджет на 2020 год, бюджетные ассигнования на оплату  исполнительных листов будут увеличены на 100 000 000 руб. 

В пояснениях от 02.10.2020 ООО «Воркутинские ТЭЦ» указало, что по  состоянию на 02.10.2020 задолженность по истечении 9 месяцев после  предъявления исполнительного документа не оплачена. Финансовое управление 


АМОГО «Воркута» при недостаточности денежных средств в бюджете на 2019  год во избежание нарушения законодательства должно было запланировать в  бюджет на 2020 год бюджетные ассигнование на погашение остатка  задолженности по данному исполнительному листу, но, не предприняв  своевременно меры к получению финансовой помощи из федерального  бюджета, своим бездействием упустило возможность обеспечить своевременное  финансирование для оплаты задолженности перед взыскателем. Доводы  ответчика о недостаточности бюджетных средств не могут быть приняты судом,  поскольку решение вступило в законную силу уже в ноябре 2019 года, при этом  взысканная по решению задолженность образовалась в ноябре 2018 года. 

Финансовое управление администрации МОГО «Воркута» в  дополнительных пояснениях от 30.10.2020 сообщило о мерах,  предпринимаемых в целях исполнения судебных актов: подготовка бюджета на  2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов; подготовка дополнительного  соглашения по бюджетному кредиту. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и  месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в  судебное заседание не обеспечили. 

Представитель финансового управления администрации МОГО  «Воркута» просил в удовлетворении заявления отказать. 

Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд считает возможным  провести судебное заседание без участия представителей сторон. 

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Исполнительный лист серия ФС 030824749 от 01.11.2019 поступил в  финансовое управление администрации МОГО «Воркута» 19.12.2019,  взыскатель уведомлением от 09.04.2020 № 1104 извещен о его неисполнении. 

В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные  акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной  власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций,  должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории  Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта  арбитражного суда органами государственной власти, органами местного  самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и  гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по  правилам главы 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в размере, установленном федеральным законом. 

По смыслу данного законоположения арбитражный суд, рассматривая  вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен  определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично- правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему  исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом (определение  Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 1706-О). 

Таким образом, в соответствии с положениями статей 119, 120 и 332 АПК  РФ арбитражный суд оценивает действия лиц, обязанных к исполнению 


судебного акта, как носящих характер правонарушения и влекущих наложение  судебного штрафа за неисполнение судебного акта. 

Наложение судебного штрафа является правом арбитражного суда,  который в рамках своих дискреционных полномочий на основе конкретных  обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может  принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении  и вынести соответствующее определение (определение Верховного Суда  Российской Федерации от 14.03.2018 № 310-ЭС18-1498). 

Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на  средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен  бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом  при изложении резолютивной части судебного акта (абзац 4 пункта 13  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых  вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской  Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее –  постановление Пленума от 28.05.2019 № 13)). 

Положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлены два различных порядка (механизма) исполнения судебных актов. 

Финансовые органы (Минфин России, финансовый орган субъекта  Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования)  согласно части 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации  осуществляют исполнение вынесенных по искам к публично-правовым  образованиям судебных актов, по которым обращается взыскание на казну  публично-правового образования, а также судебных актов о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок,  предусматривающих обращение взыскания на средства соответствующего  бюджета бюджетной системы Российской Федерации. 

По общему правилу за счет казны соответствующего публично-правового  образования исполняются судебные акты о возмещении вреда, причиненного  незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов  местного самоуправления либо их должностных лиц. 

В пункте 14 постановления Пленума от 28.05.2019 № 13 разъяснено, что  исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате  незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также  по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта  Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется:  финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта  Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования – за  счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку,  установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в  соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации). 

В соответствии с пунктом 3.35 Положения о финансовом управлении  администрации муниципального образования городского округа «Воркута», 


утвержденном Решением Совета МОГО «Воркута» от 29.11.2011 № 106 (далее –  Положение), финансовое управление администрации МОГО «Воркута»  исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию городского  округа «Воркута» о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями  (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в  том числе в результате издания органами местного самоуправления  муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному  нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о  взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального  образования городского округа «Воркута» (за исключением судебных актов о  взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных  распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении  компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный  срок за счет средств местного бюджета. 

Иной механизм исполнения судебных актов установлен положениями  статей 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Органы Федерального казначейства осуществляют организацию  исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на  средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской  Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений, имеющих  лицевые счета в органах Федерального казначейства, в порядке, определенном  статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение  судебного акта проводится самим должником - соответствующим казенным  учреждением. 

К числу денежных обязательств казенных учреждений по смыслу  понятий, закрепленных в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  относятся, в частности, их обязанности уплатить за счет средств бюджета  определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями  гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового  акта, условиям договора, соглашения. 

Поскольку от имени муниципальных образований могут своими  действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности  органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 2 статьи  125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то, в частности, возмещение  затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным  пользователем имущества, принадлежащего муниципальному образованию,  должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа,  которому переданы полномочия по управлению этим имуществом. КУМИ  администрации МОГО «Воркута» управомочен осуществлять полномочия  собственника муниципального имущества. 

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора обязанность  ответчика по перечислению денежных средств возникла в связи с  неисполнением гражданско-правового обязательства, а не вследствие  причинения вреда (деликта). 

Учитывая, что взыскиваемая задолженность возникла вследствие  неисполнения КУМИ администрации МОГО «Воркута» обязанности по 


содержанию нежилых помещений, принадлежащих муниципальному  образованию, подлежит применению статья 242.5 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, регулирующая исполнение судебных актов,  предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета  по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений. 

Исходя из изложенного, учитывая, что обязанность по перечислению  денежных средств возникла в связи с неисполнением гражданско-правового  обязательства, а не вследствие причинения вреда (деликта), финансовое  управление администрации МОГО «Воркута», применительно к  обстоятельствам рассматриваемого спора, не является лицом, действия которого  носят характер правонарушения и влекут наложение судебного штрафа за  неисполнение судебного акта. 

В соответствии с порядком, предусмотренным статьей 242.5 Бюджетного  кодекса Российской Федерации, исполнительный документ подлежит  предъявлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета  муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как  получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по  исполнению расходов местного бюджета. 

Вместе с тем из материалов дела и из Положения не следует, что таким  органом является финансовое управление администрации МОГО «Воркута». 

Однако в пункте 1.6 Положения предусмотрено, что финансовое  управление администрации МОГО «Воркута» осуществляет соответствующие  бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных  средств местного бюджета, главного администратора (администратора) доходов  местного бюджета, главного администратора (администратора) источников  финансирования дефицита бюджета в соответствии с законодательством. 

Обязанности главного распорядителя средств местного бюджета при  исполнении исполнительных документов в порядке статьи 242.5 Бюджетного  кодекса Российской Федерации предусмотрены в пункте 4 и 5 данной статьи. 

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов  бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов  финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа  должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему  бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств  местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о  необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных  обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его  поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов  муниципальных казенных учреждений (пункт 4 статьи 242.5 Бюджетного  кодекса Российской Федерации). 

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные  полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного  бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа  в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных  казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных 


обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.5  Бюджетного кодекса Российской Федерации). 

Из материалов дела не следует, что ответчик направил в финансовое  управление администрации МОГО «Воркута» запрос-требование о  необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных  обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования  расходов в целях исполнения исполнительного документа или в какой-нибудь  иной форме сообщил о недостаточности доведенных до КУМИ администрации  МОГО «Воркута» объемов финансирования. 

Финансовое управление администрации МОГО «Воркута» самостоятельно  проводило работу по изысканию дополнительных денежных средств. В  ходатайствах о выделении дополнительной финансовой помощи, в частности,  сообщалось о нехватке бюджетных ассигнований на оплату исполнительных  листов. 

При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях финансового  управления администрации МОГО «Воркута» нарушения требований пунктов 4,  5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 

Таким образом, основания для применения к финансовому управлению  администрации МОГО «Воркута» мер публично-правового воздействия  отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 119, 120, 184-186, 332 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью  «Воркутинские ТЭЦ» о наложении судебного штрафа отказать. 

Судья О.П. Митина 

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного департамента

Для доступа к судебным актам дела № А29-11740/2019 на информационном ресурсе «Картотека 

Дата 29.10.2020 8:41:09

арбитражных дел» (http://kad.arbКiоtмr.уr вuы/)д аинсап Молиьтизнуай тОкес аснеак Прееттронвынай код: 


Для доступа к судебным актам дела № А29-11740/2019 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:

Для доступа к судебным актам дела № А29-11740/2019 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:

Для доступа к судебным актам дела № А29-11740/2019 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:

Для доступа к судебным актам дела № А29-11740/2019 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:

Для доступа к судебным актам дела № А29-11740/2019 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код: