ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-11857/17 от 10.03.2021 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сыктывкар

17 марта 2021 года Дело № А29-11857/2017 (З-1782/2021)

Резолютивная часть определения объявлена 10 марта 2021 года, полный текст определения изготовлен 17 марта 2021 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Филипповой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старцевой Е.Д.,

рассмотрев в судебном заседании заявленияУправления федеральной налоговой службы по Республике Коми

о признании недействительным решения собрания кредиторов

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) – общества с ограниченной ответственностью «КомиСпецСтройМонтаж» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

при участии:

от уполномоченного органа: представитель ФИО1 – по доверенности,

от должника представитель ФИО2 по доверенности

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.10.2017 по делу № А29-11857/2017 Общество с ограниченной ответственностью «КомиСпецСтройМонтаж» (далее – ООО «КССМ») признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве - конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО3.

Управление федеральной налоговой службы по Республике Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить решение собрание кредиторов ООО «КССМ», принятое 22.12.2020.

При обращении в суд с заявление уполномоченный орган сообщил, что 15.07.2020 собранием кредиторов должника утверждены изменения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «КомиСпецСтройМонтаж», реализуемого в рамках конкурсного производства (дело № А29-11857/2017) на этапе публичного предложения, а именно: внесены изменения в абзац 2 пункта 9.5 Положения, согласно которым продолжительность этапов снижения - 14 (четырнадцать) календарных дней, то есть увеличен период этапа торгов с 7 дней до 14; внесены изменения в абзац 3 пункта 9.5 Положения, согласно которым «цена отсечения» установлена в размере 70 процентов от начальной цены продажи имущества посредством публичного предложения, то есть «цена отсечения» увеличена с 50% до 70%. Имущество должника не было реализовано на торгах, в том числе на повторных торгах. Также уполномоченный орган отметил, что на торгах в форме публичного предложения реализован был лот № 4, по лотам № 1, 2 и 3 торги признаны несостоявшимися (сообщение о результатах торгов от 19.11.2020 № 5750353 -приложение № 4).Пунктом 9.11 Положения, утвержденного собранием кредиторов 29.04.2019 (с изменениями от 15.07.2020), установлено, что в случае, если торги посредством публичного предложения по продаже имущества признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен, имущество может быть предложено кредиторам в качестве отступного в порядке установленным Законом о банкротстве.Таким образом, в соответствии с действующим Положением конкурсный управляющий после того, как имущество (Лот № 1, 2 и 3) не было продано на торгах в форме публичного предложения, обязан был предложить кредиторам не проданное имущество в качестве отступного.Вместо этого, конкурсный управляющий ООО «КССМ» ФИО3 назначила на 22.12.2020 собрание кредиторов ООО «КССМ» со следующей повесткой дня: «определение дальнейшего порядка реализации имущества должника, не проданного в период проведения торгов в форме публичного предложения на ЭП «Вердиктъ» в период с 20.08.2020 по 15.11.2020 (Лот 1, Лот 2, Лот 3).» (л.д. 5 т.д. 1). На собрании кредиторов 22.12.2020 большинством голосов (73,64 %) принято решение утвердить порядок реализации имущества в редакции, предложенной конкурсным управляющим (л.д. 10 т.д. 1). Уполномоченный орган обращает внимание, что утвержденная 22.12.2020 редакция Положения отличается от Положения, направленного в адрес уполномоченного органа, в частности отличаются п. 10 и 21 (л.д. 9, 10 т.д. 1). Уполномоченному органу не была предоставлена возможность формирования позиции по вопросу об утверждении порядка продажи имущества должника с учетом внесенных изменений. Более того, решение утвердить 22.12.2020 новое Положение при наличии ранее утвержденного (Положение от 29.12.2020) и не исполненного в полном объеме нарушает установленные законом пределы компетенции собрания кредиторов.

Согласно позиции заявителя, утвержденное 22.12.2020 Положение способно негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи имущества должника, в том числе на доступ публики к торгам. В частности в соответствии с п. 7 Положения заявки принимаются по почте или нарочно по адресу, указанному в п. 6 настоящего Положения в произвольной форме. Нарочно принимаются по рабочим дням с 09 до 15 часов. Заявки регистрируются в журнале регистрации заявок, с указанием даты, времени, наименования претендента, цены предложения. Заявки, направленные почтой, регистрируются датой и временем получения организатором торгов. С учетом данный условий торги приобретают «закрытый» характер, ограничивается круг потенциальный покупателей, нарушаются права кредиторов на удовлетворение своих требований, а также затрудняется контроль за ходом проведения торгов со стороны кредиторов.

Уполномоченный орган представил дополнительные пояснения, в которых указал, что утвержденное собранием кредиторов 22.12.2020 положение о продаже имущества должника, не отвечает целям процедуры реализации имущества должника и балансу интересов всех лиц, поскольку имущество выставляется на торги с целью его реализации, а прекращение торгов при минимальной цене продажи имущества (цене отсечения) в размере 65 % от начальной цены, установленной на торгах в форме публичного предложения, не способствует цели его реализации, предусмотренной Законом о банкротстве. Принятое собранием кредиторов Положение сужает круг потенциальных покупателей и исключает контроль кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего по проведению торгов. Реализация имущества должника на торгах в форме публичного предложения при последовательном, но непрерывном снижении цены продажи имущества наилучшим образом отвечает балансу интересов общества, должника и кредиторов должника. Уполномоченный орган обращает внимание, что согласно выписке по расчетному счету должника за 2020 год стоимость организации торгов за 1 месяц на электронной торговой площадке ООО «ЭП Вердиктъ» составляет от 3 000 до 5 500 руб., указанное, согласно позиции заявителя, свидетельствует о том, что уход от торгов на электронной торговой площадке конкурсным управляющим сделан не с целью экономии денежных средств, а в иных интересах, истинные намерения, которого до настоящего времени не раскрыты. Представитель уполномоченного органа в судебном заседании указал, что имелась возможность продолжить проведение публичных торгов, снизив цену отсечения.

Определением от 18.01.2021 заявление уполномоченного органа принято и назначено рассмотрению на 03.03.2021.

При рассмотрении дела в судебном заседании объявлялся перерыв с 03.03.2021 по 09.03.2021, по 10.03.2021 объявление о котором было вывешено на стенде для всеобщего обозрения и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты принятия такого решения.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.10.2017 по делу № А29-11857/2017 Общество с ограниченной ответственностью «КомиСпецСтройМонтаж» (далее – ООО «КССМ») признано несостоятельным (банкротом) в отношении должника открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве - конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО3.

22.12.2020 созвано и проведено собрание кредиторов ООО «КомиСпецСтройМонтаж», на котором большинством голосов принято решение утвердить порядок реализации имущества в соответствии с редакцией, предложенной конкурсным управляющим должника (л.д. 8 т.д. 1).

В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве, частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.

Таким образом, признание решения собрания кредиторов недействительным возможно только в двух случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц, или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.

Наличие указанных обстоятельств в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должно доказать лицо, оспаривающее решение собрания кредиторов.

В соответствии с пунктом 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, при несогласии кредитора с содержанием принятого на собрании (комитете) кредиторов локального акта (например, плана внешнего управления, положения о продаже имущества должника, порядка и условий замещения активов и т.п.) суд самостоятельно квалифицирует заявление исходя из характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства.

Положение о продаже имущества должника не исключено из сферы судебного контроля. Согласно абзацу седьмому пункта 1.1 статьи 139 Закона о банкротстве порядок, сроки и условия продажи имущества должника должны быть направлены на реализацию имущества должника по наиболее высокой цене и обеспечивать привлечение к торгам наибольшего числа потенциальных покупателей.

Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспорено, что торги проводились в отношении ликвидного имущества (нежилое здание и транспортные средства), при этом изначально установленная цена отсечения составляла 50 % от начальной цены продажи имущества должника посредством публичного предложения. В дальнейшем 15.07.2020 собранием кредиторов внесены изменения, в соответствии с которыми цена отсечения увеличена с 50 % до 70 %.

В соответствии с утвержденным 22.12.2020 Положением, имущество, не реализованное в порядке ст. 110, 139 Закона о банкротстве, подлежит реализации без проведения торгов путем публичной оферты. В целях реализации имущества конкурсный управляющий публикует сведения о продаже имущества в ЕФРСБ (публичная оферта), в сообщении о продаже должника указывается, в том числе минимальная (начальная цена продажи). Срок приема заявок 30 дней с даты публикации сообщения в ЕФРСБ. Заявки принимаются по почте или нарочно и регистрируются в журнале регистрации заявок, с указанием даты, времени, наименования претендента, цены предложения. В заявке претендент указывает, в том числе предлагаемую продажную цену, которая не может быть ниже начальной, указанной в сообщении о продаже. Право приобретения имущества, принадлежит лицу, первому представившему заявку на приобретение. В случае не продажи имущества в установленном Положении порядке конкурсный управляющий может продать имущество по прямому договору (без публичной оферты), предварительно согласовав с собранием кредиторов должника, заключение договора с претендентов в части предлагаемой цены (л.д. 9 т.д. 1).

Таким образом, сформулированные условия Положения (п. 7, 8) предусматривают, что заявка должна содержать цену приобретения, которая не может быть ниже, указанной в сообщении о продаже. Следовательно, Положение не предусматривает возможность (порядок) подачи заявки с ценой ниже начальной. Данные условия Положения (подача заявки с отражением цены приобретения, которая не может быть ниже, указанной в сообщении о продаже) значительно уменьшит круг потенциальных покупателей, в том числе и конечных с учетом п. 21 Положения (возможность реализации по прямому договору, без публичной оферты, предварительно согласовав с собранием кредиторов заключение договора с претендентом). Подача заявки ограниченна временным периодом (нарочно по рабочим дням с 09 до 15 час.). Подача заявки, как по почте, так и нарочно из удаленных территорий от места приема заявок (г. Сыктывкар) будет либо невозможна, либо затруднительна (в отличии от подачи в электронном виде), в том числе учитывая незначительный срок приема заявок 30 дней с даты публикации сообщения в ЕФРСБ. Положением не предусмотрено лицо, ответственное за ведение журнала приема заявок, только предполагается, что это организатор торгов. Регистрация заявок в журнале затруднит возможность контроля со стороны кредиторов, иных лиц в части учета (регистрации) всех обращений.

Суд приходит к выводу, что реализация с учетом условий Положения, утвержденного на собрании кредиторов от 22.12.2020 может привести к реализации имущества по заниженной стоимости, не позволит получить максимальную цену, не позволит произвести расчеты с кредиторами, покрыть расходы на процедуру банкротства.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных уполномоченным органом требований.

Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявления удовлетворить, признать недействительным решения собрания кредиторов общества с ограниченной ответственностью «КомиСпецСтройМонтаж» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) от 22.12.2020.

Определение может быть обжаловано в десятидневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Е.В. Филиппова