ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
об оставлении заявления без рассмотрения
г. Сыктывкар
12 апреля 2019 года Дело № А29-12555/2018
Резолютивная часть определения объявлена 05 апреля 2019 года, полный текст определения изготовлен 12 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шевелёвой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Александрийской М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании 03 и 05 апреля 2019 года дело
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» (ИНН:1102011331, ОГРН:1021100736326)
с участием заинтересованных лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (ИНН:1101486244, ОГРН:1041100438191),
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780),
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации(ИНН: 9710062939, ОГРН: 1187746579690)
об установлении фактов, имеющих юридическое значение
в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» (далее - ФГБОУ ВО «УГТУ», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее – Управление Росреестра по Республике Коми) с требованиями об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно о признании имущества движимым, а также об обязании исключить из ЕГРН сведения в отношении следующих объектов:
- здание Вахта, назначение: нежилое, площадь 27,3 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Ухта, г. Ухта, территория Крохаль, 2/7, кадастровый номер 11:20:0202029:425;
- здание Баня, назначение: нежилое, площадь 24,3 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Ухта, г. Ухта, территория Крохаль, 2/5, кадастровый номер 11:20:0202029:426;
- здание Коттедж 1, назначение: нежилое, площадь 45,5 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Ухта, г. Ухта, территория Крохаль, 2/2, кадастровый номер 11:20:0202029:420;
- здание Коттедж 2, назначение: нежилое, площадь 44,9 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Ухта, г. Ухта, территория Крохаль, 2/4, кадастровый номер 11:20:0202029:422;
- здание Коттедж 3, назначение: нежилое, площадь 47 кв.м., адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, Республика Коми, городской округ Ухта, г. Ухта, территория Крохаль, 2/3, кадастровый номер 11:20:0202029:421;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми представило в материалы дела отзыв от 25.10.2018 № 03-19/11784, в котором указало, что в рамках дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, недопустимо заявлять требования о понуждении к совершению регистрационных действий, исключение сведений из ЕГРН реализуется в порядке исполнения решения о признании соответствующего объекта движимым имуществом (л.д. 127-128, т.д. 1).
ФГБОУ ВО «УГТУ» в письменных пояснениях от 17.01.2019 № 28/02-229 сообщило, что просит не рассматривать по существу требование об обязании исключить из ЕГРН сведения о заявленных объектах (л.д. 28, т.д. 2).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 23.01.2019 судебное разбирательство отложено на 19.02.2019, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми) и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России).
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2019 судебное разбирательство отложено на 03.04.2019.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. ТУ Росимущества в Республике Коми отзыв на заявление не представило.
От Минобрнауки России в материалы дела поступил отзыв от 27.03.2019 № 252, в котором указывается, что требования заявителя могут быть направлены на установление правовых оснований для распоряжения имуществом без получения согласия собственника, технические паспорта и справки БТИ подписаны одним и тем же лицом, однако содержат взаимоисключающие выводы о том, является ли имущество движимым или нет. Минобрнауки России не согласно с позицией ФГБОУ ВО «УГТУ» и просит оставить заявление без рассмотрения.
В судебном заседании 03.04.2019 объявлялся перерыв до 05.04.2019, информация о котором опубликована в Картотеке арбитражных дел.
После перерыва судебное заседание продолжено. От ТУ Росимущества в Республике Коми поступил отзыв на заявление от 03.04.2019 № 01-13/1161-03, в котором указало, что прав на имущество не заявляет и поддерживает позицию ФГБОУ ВО «УГТУ». По сведениям ТУ Росимущества в Республике Коми, спорные объекты учитываются в составе федерального имущества под временными номерами.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришёл к выводу о том, что заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Согласно статье 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не предусматривает специальной административной процедуры исключения объектов из ЕГРН в связи с установлением у них признаков движимого имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 № 310-ЭС18-13357 по делу
№ А14-14459/2017, при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью независимо от осуществления кадастрового учета или государственной регистрации права собственности на нее следует устанавливать наличие у вещи признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела факт отнесения заявленных учреждением объектов к движимому имуществу мог бы быть установлен исключительно с согласия всех заинтересованных лиц – регистрирующего органа (Управления Росреестра по Республике Коми), учредителя (Минобранауки России), органа, осуществлявшего полномочия собственника (ТУ Росимущества в Республике Коми).
Однако Минобрнауки России ставит под сомнение достоверность сведений, изложенных в справках АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и приводит доводы, которым не может быть дана оценка в рамках дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Частью 3 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
Таким образом, спор между ФГБОУ ВО «УГТУ» и Минобрнауки России по поводу отнесения заявленных объектов к движимому имуществу может быть разрешён лишь в порядке искового производства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если при рассмотрении заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве.
При таких обстоятельствах, заявление ФГБОУ ВО «УГТУ» подлежит оставлению без рассмотрения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40. Налогового кодекса Российской Федерации в случае оставления иска без рассмотрения уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
С учетом этого, государственная пошлина в сумме 6 000 руб., уплаченная по платёжному поручению от 07.09.2018 № 257181, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 148-149, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» (ИНН:1102011331, ОГРН:1021100736326) оставить без рассмотрения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ухтинский государственный технический университет» (ИНН:1102011331, ОГРН:1021100736326) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления определения в законную силу.
Разъяснить, что определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.