342/2023-142567(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отложении судебного разбирательства
г. Сыктывкар
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Бебякиной Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяжких О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к комитету по тарифам Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Министерству финансов Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ПАО «Т Плюс», АО «Коми энергосбытовая компания», ОАО «Интаводоканал», УФНС России по Республике Коми,
о взыскании убытков,
при участии:
представителя истца: ФИО1 по паспорту,
представителей ответчиков: ФИО2 и ФИО3 по доверенности от комитета по тарифам Республики Коми, ФИО4 по доверенности от Министерства финансов Республики Коми,
представителей третьих лиц: ФИО5 по доверенности от УФНС России по Республике Коми,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с комитета по тарифам Республики Коми (далее – ответчик) 470 461 592 руб. 40 коп. убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
От истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит взыскать с Республики Коми в лице Комитета Республики Коми по тарифам за счет средств казны Республики Коми убытки в сумме 45 405 112 руб. 50 коп. за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Комитет в дополнениях в отзыву указал, что тарифы, утвержденные приказом № 57/14-Т, установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, ООО «Водоканал» в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не обжаловались и судебными решениями недействующими не признавались.
Также указывает, что доказательств того, что взыскиваемые убытки возникли исключительно вследствие установления экономически невыгодного тарифа до настоящего времени «Водоканал» не представлено, а именно какие документы и расчеты были представлены в орган регулирования, подтверждающие плановый размер расходов конкретно по каждой статье затрат, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности.
УФНС России по Республике Коми указало, что истцом представлены доводы о необоснованности тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение. В результате исследования экспертно-аналитической части тарифного дела ООО «Водоканал» установлено, что регулирующим органом при определении величины необходимой валовой выручки безосновательно не учтены представленные истцом сведения о носимых расходах, связанных с осуществлением исключительно регулируемого вида деятельности.
О необоснованности тарифов, устанавливаемых для истца, в том числе на период с 01.01.2019 по 31.12.2019, свидетельствует тот факт, что истец с самого начала осуществления деятельности ежегодно нес убытки.
Министерство финансов Республики Коми считает надлежащим ответчиком Комитет Республики Коми по тарифам.
Третье лицо – ОАО «Интаводоканал» представило письменный отзыв на иск, в котором требования истца поддержало; полагает, что срок исковой давности не пропущен за период с 2016 года по 2019 год.
Истец заявлением от 25.08.2023 уточнил требования, просит взыскать с ответчика 186 179 692 руб. 50 коп. убытков.
В дополнение к аргументам, указывающим на принятие органом регулирования необходимой валовой выручки в размере меньшем чем реальные экономически обоснованные расходы на ведение ООО «Водоканал» регулируемого вида деятельности, истец представил стоимость фактически потребленной объектами водоснабжения и водоотведения электрической энергии, информации о включении которой в состав необходимой валовой выручки нет.
Документов, подтверждающих включение в состав необходимой валовой выручки фактических затрат по электроэнергии для ведения регулируемого вида деятельности в сумме 82 090 443 руб. 72 коп. за указанный период нет. Это подтверждает факт становления органом регулирования для ООО «Водоканал» необходимой валовой выручки ниже уровня экономически обоснованных расходов.
Ответчик – Комитет в отзыве на уточненные исковые требования обратил внимание на то, что на основании «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденного Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236, актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 07.03.2023 № 1, материалы тарифных дел по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения, водоотведения ООО «Водоканал» на 2016-2017 уничтожены, в связи с чем информация о регулировании ООО «Водоканал» в указанный период не может быть представлена.
Указал, что тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения, установленные приказами от 20015, 2016, 2017 и 2018 года, установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и на основании представленных истцом материалов и доказательств; представил перечень затрат, включенных в необходимую валовую выручку ООО «Водоканал» на 2016-2019 годы; полагает, что убытки от тарифного регулирования отсутствуют; представляет контррасчет суммы убытков со ссылкой на анализ фактических данных, представленных истцом; ссылается на пропуск истцом срока исковой давности.
Ответчик – Министерство в дополнении к отзыву полагает себя ненадлежащим ответчиком по делу, указывает, что в соответствии с Ведомственной структурой расходов республиканского бюджета Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, являющейся Приложением 2 к Закону Республики Коми от 05.12.2022 № 104-P3 «О республиканском бюджете Республики Коми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», Комитет Республики Коми по тарифам является главным распорядителем бюджетных средств.
Кроме того, ссылается на то обстоятельство, что решения, в результате которых истец полагает, что у него возникли убытки, не оспорены в установленном законом порядке.
Также полагает пропущенным срок исковой давности.
Третье лицо - ОАО «Интаводоканал» в возражениях на отзыв Министерства указало, что не считает тарифы незаконными, но подчеркивает, что в соответствии со статьей 15 Основ имеет право на возмещение расходов прошлых лет, которые не были учтены регулирующим органом в тарифах.
Истец представил возражения на отзыв, в которых указал, что согласно пункту 2 Основ ценообразования под «недополученными доходами» понимаются доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Уменьшение Комитетом фактических показателей НВВ на тарифную стоимость недопоставленного объема воды и принятых стоков не подлежит принятию, показатель НВВ должен корректироваться в этом случае только в сторону увеличения.
По поводу роста заработной платы работников ООО «Водоканал», которые Комитет считает необоснованными, истец указал, что в соответствии с отраслевым тарифным соглашением заработная плата работников должна была быть значительно выше существовавшей на предприятии во всех периодах регулирования, что говорит только о неудовлетворительной работе профсоюза предприятия.
Доводы Комитета о применении срока исковой давности и ссылка на судебные акты по делу № А74-17257/2017, по мнению истца, не обоснованы в связи с тем, что в настоящем деле истец не оспаривает тарифные решения органа регулирования как в деле № А74-17257/2017, а требует возмещения недополученных доходов в виде разницы между необходимой валовой выручкой, принятой органом регулирования, и фактической валовой выручкой в соответствии со статьей 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, где указано, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Комитет в дополнениях указал, что использование фактических данных, представленных ООО «Водоканал» о размере необходимой валовой выручки за 2018 году в отчете о выполнении производственных программ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения за 2018 год (письмо от 25.02.2019 № 24-9/755) в размере 198 957 руб. в сфере холодного водоснабжения, сфере водоотведения является обоснованным. При этом обратил внимание, что согласно бухгалтерской отчетности за 2018 год себестоимость продаж за 2018 год составила 101 425 руб.
ООО «Водоканал» возможностью заявления расходов по списанию безнадежной дебиторской задолженности в орган регулирования не воспользовался.
ООО «Водоканал» приняло управленческое решение о прекращении осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, что
относится к сфере управленческих решений организации, которая несет коммерческие риски от последствий принимаемого решения.
При таких обстоятельствах, по мнению ответчика, на него не может быть возложена ответственность в виде компенсации истцу недополученных доходов, возникших в результате досрочного прекращения функций гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения. На ответчика не могут быть переложены те затраты, которые не связаны с тарифным регулированием и обусловлены действиями самого истца: принятие неверных управленческих решений, установление экономически необоснованных цен в договорах и прочее (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 302- ЭС15-11950).
ОАО «Интаводоканал» представило возражения на отзыв Комитета, в которых указало, что исключение суммы недополученных доходов из НВВ уменьшает тариф по сравнению с экономически обоснованным, что нарушает принципы тарифного регулирования, следовательно, суммы недополученных доходов должны быть включены в НВВ, составляющую тариф.
Аналогично неверным является уменьшение НВВ на 14 682 руб. 36 коп. - на сумму, полученную в результате разницы между фактически реализованными объемами услуг и плановыми объемами, на основании которых регулирующим органом рассчитан тариф, поскольку данная сумма не учитывает изменившиеся объемы ресурса, которые формируют фактическую выручку, по сравнению с плановыми объемами.
Определением суда от 29.11.2023 судебное заседание отложено на 26.12.2023.
Заявлением от 20.12.2023 истец уточнил требования, просит взыскать с ответчика 240 309 310 руб. убытков.
При этом уточнил порядок расчета недополученных ООО «Водоканал» доходов и рассчитал недополученные доходы как величину разницы между фактической необходимой валовой выручкой для покрытия затрат на деятельность по водоснабжению и водоотведению (НВВ фактическая), указанной органом регулирования в экспертно-аналитических материалах и фактически полученной выручкой подтверждаемой бухгалтерской отчетностью представленной ФНС России.
Из уточненного расчета следует: сумма недополученных доходов равна - НВВ фактическая минус выручка по бухгалтерской отчетности (810 660 310 руб. - 570 351 000 руб. = 240 309 310 руб.) размер убытков за 2016 - 2019 годы составляет 240 309 310 руб.
Иные лица, участвующие в деле, поддержали свои позиции по делу.
Суд считает необходимым судебное разбирательство отложить.
Руководствуясь статьями 158, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отложить судебное разбирательство в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 02 февраля 2024 годагода 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: <...>, каб. 402.
Не позднее, чем за два дня до судебного заседания, сторонам предлагается представить дополнительные доводы и возражения (при наличии).
Информация о движении дела, а также тексты судебных актов могут быть получены через официальный источник, - «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru/.
По интересующим вопросам лица, участвующие в деле, могут обращаться к помощнику судьи или секретарю по тел. <***>.
Сервис подачи документов в электронном виде http://my.arbitr.ru.
При направлении документов необходимо указывать номер дела.
Судья Е.А. Бебякина
Для доступа к судебным актам дела № А29-17011/2022 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:
Для доступа к судебным актам дела № А29-17011/2022 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:
Для доступа к судебным актам дела № А29-17011/2022 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код:
Для доступа к судебным актам дела № А29-17011/2022 на информационном ресурсе «Картотека
арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) используйте секретный код: