ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-17077/18 от 03.09.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сыктывкар

14 сентября 2020 года Дело № А29-17077/2018

(Ж-56711/2020)

Резолютивная часть определения объявлена 03 сентября 2020 года, полный текст определения изготовлен 14 сентября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Филипповой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панковой К.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, г. Сыктывкар

на действие (бездействие) конкурсного управляющего МУП «ИИЦ «Усинская новь» ФИО1

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Информационно-издательский центр «Усинская новь» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа представитель ФИО2 по доверенности; представитель ФИО3 по доверенности

от арбитражного управляющего представитель ФИО4 по доверенности

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.06.2019 Муниципальное унитарное предприятие «Информационно-издательский центр «Усинская Новь» (далее – МУП «ИИЦ «Усинская Новь», ответчик) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с жалобой на действие (бездействие) конкурсного управляющего МУП «ИИЦ «Усинская новь» ФИО1, в которой просит признать действия конкурсного управляющего МУП «ИИЦ «Усинская новь» ФИО1 нарушающими права и законные интересы кредиторов и уполномоченного органа, выразившиеся в несвоевременном направлении отчета об оценке в Росимущество с целью получения заключений на соответствие отчетов об оценке рыночной стоимости.

Определением от 28.05.2020 жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению.

Представители уполномоченного органа настаивают на удовлетворении требований по жалобе, поскольку работа по направлению отчета об оценке от 13.11.2019 № 19/068 в ТУ Росимущества в Республике Коми своевременно не проведена, указанное бездействие заявитель считает недобросовестным поведением конкурсного управляющего, влекущим за собой затягивание процедуры конкурсного производства МУП «ИИЦ «Усинская новь» и как следствие рост текущих расходов.

Арбитражный управляющий возражает против заявленных требований, поскольку конкурсным управляющим направлен (в том числе повторно) отчет в Росимущество по Республике Коми, однако заключение не получено. Кроме того, управляющий полагает, что отсутствие заключения уполномоченного органа по отчету оценщика не препятствует конкурсному управляющему приступить к реализации имуществ должника в установленном Законом о банкротстве порядке, учитывая, что сам по себе отчет оценщика носит рекомендательный характер и является лишь необходимой предпосылкой для определения начальной продажной цены имущества (л.д. 62 т.д. 1).

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании и исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Уполномоченный орган в жалобе просит признать действия конкурсного управляющего МУП «ИИЦ «Усинская новь» ФИО1 нарушающими права и законные интересы кредиторов и уполномоченного органа, выразившиеся в несвоевременном направлении отчета об оценке в Росимущество с целью получения заключения на соответствие отчетов об оценке рыночной стоимости.

Решением от 24.06.2019 МУП «ИИЦ «Усинская новь» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

В соответствии с абзацем шестнадцатым статьи Закона о банкротстве под процедурой конкурсного производства понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Согласно пункту 2 статьи 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

В этой связи достижение целей конкурсного производства ограничено конкретными сроками, причем для достижения целей данной процедуры конкурсный управляющий должен надлежащим образом решить поставленные перед ним задачи, входящие в круг его полномочий.

Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом.

В частности, в силу пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника; провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 130 Закона о банкротстве если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным, отчет оценщика об оценке имущества должника направляется конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

После оценки имущества должника, конкурсный управляющий в порядке статьи 139 Закона о банкротстве представляет собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже этого имущества.

Закон о банкротстве устанавливает, что права, предоставленные конкурсному управляющему, а также обязанности, возложенные на него, должны быть реализованы в предусмотренные названным законом сроки, либо в иные разумные сроки, обусловленные конкретными обстоятельствами, препятствующими исполнить полномочия в указанный срок.

Поскольку при ином понимании требований названного Закона, относительно сроков исполнения конкурсным управляющим обязанностей, процедура конкурсного производства может быть неоправданно затянута (продлена), что в свою очередь влечет за собой необоснованное увеличение текущих расходов должника (в том числе расходов по выплате вознаграждения конкурсному управляющему, вознаграждения привлеченным лицам, а также иных расходов). В данном случае имущественные интересы реестровых кредиторов будут нарушены в связи с уменьшением конкурсной массы должника.

В этой связи следует понимать, что интересы должника, кредиторов и общества в рамках дела о банкротстве могут считаться соблюденными лишь при условии соответствия действий (бездействия) арбитражного управляющего требованиям Закона о банкротстве и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность арбитражного управляющего по осуществлению процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Именно на конкурсного управляющего возложена обязанность в установленный срок исполнить предусмотренные названным Законом полномочия как по оценке имущества должника, так и по срочному направлению соответствующего отчета в компетентный орган.

Конкурсным управляющим МУП «ИИЦ «Усинская новь» проведена инвентаризация имущества должника, составлена инвентаризационная опись № 1 от 23.09.2019, выявлены объекты недвижимости - нежилые помещения (л.д. 10 т.д. 1); проведена оценка имущества должника от 13.11.2019 (л.д. 12-42 т.д. 1); результаты проведения оценки имущества должника опубликованы на сайте ЕФРСБ 15.11.2019 (л.д. 51 т.д. 1); сформирована конкурсная масса на общую сумму 7 493 000 руб. - основные средства (л.д. 43-50 т.д. 1).

16.03.2020 конкурсным управляющим МУП «ИИЦ «Усинская новь» направлен в Росимущество по Республике Коми отчет об оценке, в подтверждении данного обстоятельства представлена копия квитанции от 13.06.2020 почта России (л.д. 66 т.д. 1).

Вместе с тем, в соответствии с ответом УФПС Республики Коми от 19.08.2020 почтовое отправление № 19103646515490 в системе общероссийская автоматизированная система учета и контроля прохождения регистрируемых почтовых отправлений на объектах почтовой связи отсутствует.

ТУ Росимущество в Республике Коми письмом от 17.07.2020 представило сведения о том, что обращение конкурсного управляющего МУП «ИИЦ «Усинская новь» с отчетом об оценке в их адрес не поступало.

Конкурсным управляющим с учетом данных обстоятельств в период рассмотрения жалобы было принято решение о повторном направлении отчета в адрес ТУ Росимущество в Республике Коми (направлено с описью вложения 25.08.2020).

Кроме того, конкурсный управляющий 25.05.2020 проводил заочное собрание кредиторов, где в том числе в повестке дня собрания включен вопрос: утвердить положение о порядке и условиях реализации имущества МУП «ИИЦ «Усинская новь». Собрание признано несостоявшемся, в связи с отсутствием кворума. Конкурсный управляющий 18.06.2020 обратился с ходатайством об утверждении положения о торгах (л.д. 67-68 т.д. 1).

На дату рассмотрения жалобы заключение от Росимущества на отчет об оценки не получен.

Конкурсный управляющий дополнительно поясняет, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП «ИИЦ «Усинская новь» имеются иные не завершенные мероприятия: не рассмотрено заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, ведется работа по истребованию документов и имущества должника, проводится работа по подготовке отчетности в архив, по взысканию дебиторской задолженности с ФСС по страховым взносам, уплаченных МУП «ИИЦ «Усинская новь».

В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражным судом подлежат рассмотрению жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.

Из анализа положений вышеуказанной нормы права следует, что арбитражным судом разрешаются жалобы конкурсных кредиторов на действия арбитражного управляющего при условии, что такими действиями нарушаются их права и законные интересы.

Таким образом, в рамках дела о банкротстве кредитору, обратившемуся с жалобой, необходимо не только доказать факт нарушения арбитражным управляющим норм законодательства о банкротстве, но и то, что такими неправомерными действиями управляющего ущемляются права и законные интересы заявителя.

Пунктом 2 статьи 130 Закона о банкротстве если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика для определения стоимости имущества должника является обязательным, отчет оценщика об оценке имущества должника направляется конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков.

Таким уполномоченным органом является Росимущество (абзац 3 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом").

При организации продажи имущества заключение уполномоченного органа по отчету об оценке служит дополнительной гарантией соответствия отчета законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, а также отражения объективно сложившегося на рынке уровня его стоимости.

Отсутствие заключения уполномоченного органа по отчету оценщика не препятствует конкурсному управляющему приступить к реализации имущества должника в установленном Законом о банкротстве порядке, учитывая, что сам по себе отчет оценщика носит рекомендательный характер и является лишь необходимой предпосылкой для определения начальной продажной цены имущества.

Учитывая, что конкретные сроки направления отчета Законом о банкротстве не установлены, в материалы дела представлены доказательства направления отчета в ТУ Росимущества по Республике Коми, сам по себе отчет оценщика носит рекомендательный характер и является лишь необходимой предпосылкой для определения начальной продажной цены имущества, суд приходит к выводу, что уполномоченным органом не доказан факт нарушения прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении жалобы отказать.

Определение может быть обжаловано в десятидневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Е.В. Филиппова