ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-2363/18 от 25.10.2018 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Сыктывкар

25 октября 2018 года     Дело № А29-2363/2018

Резолютивная часть определения объявлена 25.10.2018, текст определения в полном объеме изготовлен 25.10.2018.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи   Филипповой А.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми о признании недействительным приказа,

при участии:

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 01.01.2018), ФИО2 (по доверенности от 01.01.2016),

от ответчика:ФИО3 (по доверенности от 12.01.2018),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, в котором просит суд признать недействительным приложение № 3 к Приказу № 62/3-Т от 27.11.2017 года в части утверждения для ООО «Газпромтранс» тарифа на водоотведение в размере 22,42 руб./м3 на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 и с 01.07.2018 по 31.12.2018 - в размере 36.96 руб./м3 без учета подлежащих включению экономически обоснованных расходов заявителя за период 2014-2016 гг. в размере 523,86 тыс. руб., а также обязать Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Газпромтранс» путем включения в тариф на водоотведение экономически обоснованных расходов заявителя за период 2014-2016 гг.

Определением суда от 30.03.2018 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 27.04.2018, которое откладывалось до 24.05.2018. Судебное разбирательство назначено на 29.06.2018, которое неоднократно откладывалось, в том числе до 25.10.2018.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи со следующим.

Службой Республики Коми по тарифам издан приказ от 19.11.2015 № 70/27 «О регулировании тарифов в сфере водоотведения ООО «Газпромтранс» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года».

Как следует из вводной части приказ издан в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», постановлением Правительства Республики Коми от 23 апреля 2012 года № 148 «О Службе Республики Коми по тарифам», решением Правления Службы Республики Коми по тарифам (протокол от 19 ноября 2015 года № 70).

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 25.11.2015, «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми», 03.12.2015, № 51, ст. 676.

Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми издан приказ от 27.11.2017 № 62/3-Т «О внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19.11.2015 № 70/27 «О регулировании тарифов в сфере водоотведения ООО «Газпромтранс» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года».

В приказ Службы Республики Коми по тарифам от 19 ноября 2015 года № 70/27 «О регулировании тарифов в сфере водоотведения ООО «Газпромтранс» на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» внесены следующие изменения:

«в приложении № 2: раздел 2 дополнить таблицей № 3 в редакции согласно приложению № 1 к настоящему приказу; в разделе 3 «Планируемый объем принимаемых сточных вод на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года и отчет об исполнении производственной программы за истекший период регулирования» графы 1, 2, 3, 8, 9, 10 изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящему приказу; раздел 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы на период регулирования с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года» изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящему приказу;

приложение № 3 изложить согласно приложению № 4 к настоящему приказу».

Данный приказ опубликован в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 30.11.2017.

В силу статьи 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием  нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов и материалов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, в одном из следующих источников официального опубликования: 1) газета «Республика»; 2) газета «Коми му»; 3) журнал «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми»; 4) журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; 5) сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); 6) «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С 01.11.2016 по 01.01.2018 органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования тарифов являлось Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в силу подпункта 8 пункта 9 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 01.11.2016 № 519 (в редакции, действовавшей до 01.01.2018).

В силу пункта 10 данного Положения Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми осуществляет в том числе функции по региональному государственному контролю (надзору) в области реагирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт 87), устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (подпункт 147), выбирает методы регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (подпункт 150).

С 01.01.2018 данные функции перешли к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 31.08.2017 № 459, которым утверждено Положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

Как следует из материалов дела, а также пояснений представителя заявителя в собственности ООО «Газпромтранс» находится канализационная сеть, протяженностью 570 метров, а также железнодорожные пути, которые присоединены к магистральным железнодорожным сетям. Промышленно-ливневые стоки отводятся с эстакады подготовки подвижного состава.

Вывоз жидких бытовых отходов с объектов Ухтинского филиала ООО «Газпромтранс» не осуществляется, стоки организации поступают в сеть ООО «Газпром переработка» и в дальнейшем транспортируются на очистные сооружения ООО «Лукойл-УНП». ООО «Газпромтранс» предоставляются услуги водоотведения посредством эксплуатации юридическими лицами ООО «Газпромтранс», ООО «Газпром переработка», ООО «Лукойл-УНП» отдельных объектов системы водоотведения.

ООО «Газпромтранс» оказывает услуги по транспортировке промышленных стоков, что относится, по мнению ответчика, к регулируемой деятельности по водоотведению.

Заявитель полагает, что утвержденный тариф на водоотведение не является экономически обоснованным, вследствие чего ООО «Газпромтранс» не имеет возможности компенсировать недополученные доходы прошлых лет, вынуждено оказывать услуги по невыгодному тарифу, ведя хозяйственную деятельность себе в убыток.

На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в суд) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

- об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

- о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

- другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.

Оспаривание нормативных правовых актов органов государственной власти не отнесено статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов.

Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, приведены в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», к таким признакам отнесены: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Указанные в оспариваемом Приказе № 62/3-Т от 27.11.2017 положения направлены на урегулирование общественных отношений в сфере установления тарифов на водоотведение, обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение (в течение 2016-2018 годов).

Утвержденный тариф может применяться как для взаиморасчетов с ООО «Газпром переработка», так и с любым другим потребителем услуг по транспортировке сточных вод через сети, находящиеся во владении и пользовании указанной организации, либо любой иной организации, которая будет иметь подключение к вышеуказанным сетям. Потребителем может также являться любое лицо, которому потребуется осуществить отведение промышленно-ливневых стоков с эстакады подготовки подвижного состава.

Изменение потребителя услуг по транспортировке сточных вод в течение периода регулирования не влечет изменение или неприменение тарифов, установленных оспариваемым Приказом № 62/3-Т от 27.11.2017 уполномоченного органа, поскольку в состав тарифов включены затраты на содержание имущественного комплекса, не зависящие от контрагента.

В оспоренном  Приказе № 62/3-Т от 27.11.2017 отсутствует указание на то, что утвержденные тарифы применяются только для взаиморасчетов между ООО «Газпром переработка», ООО «Лукойл-УНП».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ обладает всеми признаками нормативного правового акта.

Аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2017 № 16-КГ17-19, от 22.12.2015 № 304-КГ15-16222.

Согласно статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Поскольку оспариваемый акт является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации и законом прямо не предусмотрено оспаривание данного акта в арбитражном суде, суд приходит к выводу о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду.

Согласно пункта 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П, данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным предписаниям корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, обязывающие государства обеспечивать каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона компетентным, то есть обладающим соответствующими полномочиями по рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил подведомственности и подсудности, судом.

Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 262-О также разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2006 № 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2010 № 3342/10 указано, что арбитражные суды не вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила подведомственности.

Следовательно, на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу.

Руководствуясь статьями 150, 184, 185 АПК РФ, суд

определил:

Производство по делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» прекратить.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромтранс» государственную пошлину в сумме 3000 руб. Выдать справку.

Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.

Судья                                                                                   П.Н. Басманов