ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-2766/16 от 24.06.2016 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Сыктывкар

01 июля 2016 года     Дело № А29-2766/2016

Резолютивная часть определения объявлена 24 июня 2016 года. Полный текст определения изготовлен 01 июля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Авфероновой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Глазковой А.В.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску

администрации муниципального района «Корткеросский»

(ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к ответчикам:

Правительству Республики Коми,

Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о выделении субвенций,

при участии в предварительном судебном заседании:

представителя истца ФИО1 по доверенности от 12.01.2016,

представителей Правительства Республики Коми ФИО2 по доверенности от 16.05.2016 № 03-1-22/2687 и ФИО3 по доверенности от 24.05.2016 № 03-1-22/2687,

представителя Министерства финансов Республики Коми ФИО4 по доверенности от 17.05.2016 № 01-17/517,

установил:

администрация муниципального района «Корткеросский» (далее – АМР «Корткеросский», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Правительству Республики Коми (далее – Правительство РК, ответчик) об обязании  Правительства РК выделить субвенцию муниципальному району «Корткеросский» на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в сумме 90 89 млн.руб.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 29.03.2016 исковое заявление АМР «Корткеросский» принято к производству, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Республика Коми в лице Министерства финансов Республики Коми, предварительное судебное заседание назначено на 25.05.2016.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.06.2016 подготовка дела продолжена, предварительное судебное заседание отложено на 24.06.2016.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 31.05.2016 № 249 уточнил исковые требования, просил обязать Правительство Республики Коми и Министерство финансов Республики Коми выделить в 2017 году из бюджета Республики Коми субвенцию в сумме 71 638 572 руб. на реализацию переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей                   (л.д. 138-139, т.д. 1).

На основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточненные исковые требования к рассмотрению.

К предварительному судебному заседанию истец представил в материалы дела расчет исковых требований, а также ряд документов, отражающих проводимые АМР «Корткеросский» мероприятия по долевому участию в строительстве многоквартирных домов в с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми  (л.д. 1, 4-48, т.д. 2).

Правительство Республики Коми 25.05.2016 представило в материалы дела отзывы на исковое заявление, в которых указало, что Правительство Республики Коми не наделено соответствующими полномочиями на утверждение расходных обязательств Республики Коми, в том числе на утверждение дополнительных субвенций муниципальным образованиям, исполняющим переданные отдельные государственные полномочия, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску.

Выделение дополнительных бюджетных средств возможно только на основании закона о бюджете и с учетом соответствующих методик, а выделение дополнительных средств на реализацию переданных МР «Корткеросский» конкретных видов полномочий  в силу части 3 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации является неправомерным. В 2013-2015 годах расходные обязательства Республики Коми по финансированию переданных МР «Корткеросский» государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда исполнены в полном объеме.

Правительство  Республики Коми также указало, что, по его мнению, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров, связанных с выделением средств из бюджетов различных уровней или перераспределением их, в связи с чем спор неподведомственен арбитражному суду  (л.д. 64-76, т.д. 1).

Минфин Республики Коми в отзыве на иск от 30.05.2016 № 04-04/7395 указал, что Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее – Закон от 01.12.2015 № 115-РЗ) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми  наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения  (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Методика расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона от 01.12.2015 № 115-РЗ, утверждена приложением 11 к данному закону.

В соответствии с пунктом 1 Методики объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (по договорам найма) определяется  в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных  в установленном порядке  в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.

Предусмотренные в бюджете Республики Коми на 2012-2013г.г., 2013-2014г.г., 2014-2015г.г. субвенции муниципальному району «Корткеросский» были перечислены в полном объеме.

Законом Республики Коми от 25.11.2015 № 103-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (с учетом изменений) муниципальному району «Корткеросский» предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, которые на настоящий момент составляют:

- 3 309, 90 тыс.руб. (за счет средств, поступающих из федерального бюджета),

- 13 999, 20 тыс.руб. (на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений),

- 374, 20 тыс.руб. (на обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений),

- 2 659, 80 тыс.руб. (в виде иного межбюджетного трансферта на исполнение судебных решений).

Минфин Республики Коми считает исковые требования АМР «Корткеросский»  необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель истца в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители Правительства Республики Коми и Минфина Республики Коми возражали против удовлетворения иска, поддержали доводы, изложенные в отзывах на иск.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению, исходя из следующего.

В силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

  Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1); об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (часть 2); другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (часть 5).

  Статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная подведомственность дел арбитражным судам.

  Правила рассмотрения указанных в части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дел регулируются, в том числе и главой 24 Кодекса

  Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое  муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

   В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

          В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

  Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

  В соответствии с частью 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

  Предметом настоящего спора является соблюдение бюджетного законодательства в части предоставления истцу из бюджета Республики Коми субвенций с целью финансирования переданных МР «Корткеросский» государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

 Указанные публичные правоотношения органов государственной власти Республики Коми и местного самоуправления (администрации МР «Корткеросский») не охватываются содержанием предпринимательской или иной экономической деятельности.

 Ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Бюджетный кодекса Российской Федерации не предусматривают порядок разрешения межбюджетных споров и не устанавливают подведомственность подобных споров арбитражным судам.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В пункте 22 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» разъяснено, что если при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд установит наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то в предварительном судебном заседании производство по делу может быть прекращено, о чем выносится определение.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что производство по делу подлежит прекращению.

Истец при подаче иска в арбитражный суд государственную пошлину не уплачивал, поскольку в силу пункту 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации  освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражным судом, в связи с чем вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета не рассматривается судом.

 Руководствуясь статьями 150-151, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу № А29-2766/2016 прекратить.

Определение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                                   О.В. Авферонова