61/2011-33267(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении искового заявления
г. Сыктывкар | |
23 июня 2011 года | Дело № А29-3683/2011 |
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Макаровой Л.Ф.
ознакомившись с заявлением Федерального бюджетного учреждения «Центр лабо- раторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (в лице филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми») (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Открытому акционерному обществу «Коми тепловая компания» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о взыскании 4 500 руб.
установил:
Федеральное бюджетное учреждение «Центр лабораторного анализа и тех- нических измерений по Северо-Западному федеральному округу» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании с ОАО «Коми тепловая компа- ния» 4 500 руб. долга.
Так как исковое заявление было подано с нарушением требований статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражным су- дом Республики Коми 31.05.2011г. вынесено определение об оставлении заявления без движения, в котором заявителю предлагалось в срок до 23.06.2011г. устранить допущенные нарушения, а именно: представить доказательства уплаты государст- венной пошлины в установленных порядке и в размере (или документы, подтвер- ждающие обоснованность ходатайства об отсрочке уплаты государственной по- шлины или доказательства того, что ФБУ «Центр лабораторного анализа и техни- ческих измерений по Северо-Западному федеральному округу» освобождено от уплаты государственной пошлины); документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; выписки из Единого государствен- ного реестра юридических лиц в отношении истца и ответчика.
В установленный срок истцом представлены выписки из единого государст- венного реестра юридических лиц в отношении истца и ответчика, Устав ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному фе- деральному округу»; доказательства уплаты государственной пошлины в установ- ленных порядке и в размере не представлены.
Основанием для обращения ФБУ «Центр лабораторного анализа и техниче- ских измерений по Северо-Западному федеральному округу» в Арбитражный суд
Республики Коми явилось неисполнение ОАО «Коми тепловая компания» обяза- тельства по оплате услуг, оказанных по договору № С-13-10 от 21.12.2010г.
При обращении в арбитражный суд истец указал, что ФБУ «Центр лабора- торного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному ок- ругу» в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Как следует из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматри- ваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитраж- ных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно пункту 1.3 Устава ФБУ «Центр лабораторного анализа и техниче- ских измерений по Северо-Западному федеральному округу» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользо- вания в установленной сфере деятельности.
Пунктом 1.4 Устава предусмотрено, что учредителем Учреждения является Правительство Российской федерации. Полномочия учредителя Учреждения от имени Российской федерации осуществляет орган исполнительной власти - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Полномочия собственника имущества Учреждения от имени Российской федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуще- ством.
Росприроднадзор осуществляет в отношении Учреждения доведение средств на основе бюджетной сметы за счет средств федерального бюджета в пределах до- веденных до него лимитов бюджетных обязательств, в виде субсидий на возмеще- ние нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государствен- ным заданием услуг и на иные цели, оформление разрешения на открытие лицево- го счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, и дру- гие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации (пункт 1.5 Устава).
Согласно пункту 2.3 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом – как за- крепленным за учреждением, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого иму- щества, приобретенного Учреждением за счет выделенных федеральным бюдже- том инвестиций, а также недвижимого имущества.
Учреждение подотчетно Росприроднадзору по вопросам осуществления ус- тавной деятельности; по вопросам использования по назначению и сохранности федерального имущества, а также иным вопросам, относящимся к компетенции Службы (пункт 2.5 Устава).
Пунктами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Устава установлено, что целью деятельности Учреждения является осуществление мер в области охраны окружающей среды в час- ти, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду.
Для достижения целей и выполнения задач Учреждение за счет средств федерального бюджета осуществляет в установленном порядке следующие основные
виды деятельности: лабораторное обеспечение федерального государственного экологического контроля; экспертное сопровождение работ в области платы за не- гативное воздействие на окружающую среду; информационное обеспечение эколо- гического нормирования; информационное обеспечение федерального государст- венного экологического контроля.
Для достижения уставных целей Учреждение имеет право осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход дея- тельность по договорам на возмездной основе с физическими и юридическими ли- цами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Уставом к компетенции ФБУ «Центр лабо- раторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» осуществление функций государственных органов не отнесено.
В соответствии со статьями 110, 112 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предло- жения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 724 от 12.05.2008г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в структуру федеральных органов исполнительной власти входит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользова- ния, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 400 от 30.07.2004г., предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере при- родопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнитель- ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природо- пользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружаю- щей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенно- го воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Вышеуказанным Положением ФБУ «Центр лабораторного анализа и техни- ческих измерений по Северо-Западному федеральному округу» к числу территори- альных органов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования не отнесено.
Исходя из вышеизложенного, ФБУ «Центр лабораторного анализа и техни- ческих измерений по Северо-Западному федеральному округу» к числу государст- венных органов не относится, и, соответственно, право на льготу по уплате госу- дарственной пошлины, предусмотренную подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеет.
То обстоятельство, что учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации, а собственником имущества Учреждения – Российская Федерация, как и подотчетность Учреждения Росприроднадзору основанием для отнесения Учреждения к органам государственной власти не является.
Кроме того, наличие статуса государственного органа само по себе не явля- ется основанием для освобождения истца от уплаты государственной пошлины по
делу, рассматриваемому в арбитражном суде, поскольку такой орган может дейст- вовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйствен- ных отношений как учреждение (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Взыскание задолженности по гражданско-правовому договору не представ- ляет собой случая защиты государственных и общественных интересов, и, соответ- ственно, при обращении государственного органа в арбитражный суд с соответст- вующим иском основания для освобождения истца от уплаты государственной по- шлины отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5658/10 от 21.09.2010г.; в силу прямого указания содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитраж- ными судами аналогичных дел.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуаль- ного кодекса Российской Федерации, если не устранены обстоятельства, послу- жившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, ус- тановленный в определении суда, арбитражный суд возвращает исковое заявление.
Поскольку в срок, установленный в определении суда, ФБУ «Центр лабора- торного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному ок- ругу» не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления за- явления без движения, иск подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 129, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Исковое заявление Федерального бюджетного учреждения «Центр лабораторно- го анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» (в лице филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Рес- публике Коми») возвратить истцу.
2. Разъяснить, что определение суда может быть обжаловано в апелляционном по- рядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы че- рез Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.
3. Разъяснить, что возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возращения.
Приложения в адрес истца: исковое заявление с приложенными к нему до- кументами на 35 листах.
Судья | Л.Ф. Макарова |
2 А29-3683/2011
3 А29-3683/2011
4 А29-3683/2011