ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
об отложении судебного разбирательства
г. Сыктывкар
14 октября 2020 года Дело № А29-407/2019
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Юдиной О.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» о наложении штрафа за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе по делу по иску
общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (ИНН:<***>; ОГРН:<***>)
о взыскании задолженности и пени,
в отсутствие представителей сторон,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» (далее - ООО «ЖЭУ») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее - УГХиБ АМО ГО «Воркута) о взыскании за счёт средств казны муниципального образования городского округа «Воркута» 3 087 694 руб. 63 коп. долга по оплате коммунальных услуг и ОДН в отношении встроенных нежилых помещений, расположенных в 16 многоквартирных домах, за период с 01.04.2016 по 31.12.2017, 3 859 руб. 62 коп. пени, начисленных за период с 15.12.2018 по 19.12.2018, а также пени, начисленных за период с 20.12.2018 по день рассмотрения дела в суде.
Определением арбитражного суда от 14.01.2019 по делу № А29-18369/2018 выделены в отдельное производство требования ООО «ЖЭУ» к УГХиБ АМО ГО «Воркута» о взыскании 129 309 руб. 59 коп. долга по оплате коммунальной услуги теплоснабжения и ОДН в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу <...>, а также пени (договор управления от 01.01.2016 № ЖЭУ-2016/8); с присвоением выделенному делу № А29-407/2019.
Определением от 18.01.2019 исковое заявление ООО «ЖЭУ» принято к производству в порядке упрощенного производства; к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – КУМИ АМО ГО «Воркута») и муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – АМО ГО «Воркута»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ».
Решением от 20.12.2020 исковые требования удовлетворены частично, с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» за счет казны муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление» взыскано 55 033 руб. 89 коп. долга, 8 916 руб. 56 коп. пени.
28.01.2020 взыскателю (истцу) выдан исполнительный лист серии ФС № 030838395.
ООО «ЖЭУ» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением от 29.06.2020 № 1-1/1407 о наложении штрафа за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе – исполнительном листе от 28.01.2020 серии ФС № 030838395 по делу № А29-407/2019 на Финансовое управление АМО ГО «Воркута» и на должностное лицо – начальника Финансового управления АМО ГО «Воркута» ФИО1.
Определением от 06.07.2020 заявление принято к производству, назначено к рассмотрению на 27.07.2020.
От заявителя – ООО «ЖЭУ» поступили дополнительные пояснения от 17.07.2020 № 1-1/1464, где он указал, что возражения от должника и заинтересованного лица в его адрес не поступали, пояснил, что Финансовое управление АМО ГО «Воркута» приняло исполнительный лист на исполнение 14.02.2020 и уведомило о неисполнении должником требований исполнительного документа в связи с недостаточностью соответствующих бюджетных ассигнований уведомлением от № 1336 от 14.05.2020.
ООО «ЖЭУ» считает, что уведомление Финансового управления администрации МО ГО «Воркута» № 1336 от 14.05.2020г., не подтверждает того, что для исполнения исполнительного листа по настоящему делу не имелось или было недостаточно денежных средств, прикладывает к материалам дела копии платежных поручений о частичной оплате исполнительных листов, считает, что данные платёжные поручения опровергают довод Финансового управления МО ГО «Воркута» о недостаточности бюджетных ассигнований.
Кроме того, указывает заявитель, 05.12.2019в Финансовое управление АМО ГО «Воркута» поступил на исполнение исполнительный лист серии ФС № 030824216 выданный 31.10.2019 по делу № А29-9530/2019, который был исполнен 27.03.2020, обращает внимание суда, что при частичном погашении исполнительных листов, а также исполнение исполнительного листа, который поступил на исполнение позже, Финансовым управлением АМО ГО «Воркута» не исполняется обязанность по исполнению исполнительных документов в порядке календарной очерёдности.
На основании вышеизложенного, ООО «ЖЭУ» считает, что действия со стороны Финансового управления АМО ГО «Воркута», по неисполнению исполнительных листов в порядке календарной очерёдности, являются незаконными, ответственность за действия несёт начальник (должностное лицо) Финансового управления АМО ГО «Воркута» ФИО1, а заявление ООО «ЖЭУ» о наложении штрафа на юридическое и должностное лицо, является законным и обоснованным.
От начальника финансового управления АМО ГО «Воркута» ФИО1 поступил отзыв на заявление от 15.07.2020 № 1676, в котором она не согласна с заявлением о наложении штрафа, указала, что исполнение решения суда производится финансовым органом муниципального образования - Финансовым управлением АМО ГО «Воркута», в связи с недостаточностью средств в бюджете и невозможностью исполнить решение суда в установленные законом сроки (в течение 3 месяцев со дня поступления исполнительного листа) в адрес взыскателя было направлено уведомление от 14.05.2020 № 1336 о невозможности исполнить указанное решение в срок, указывает, что сам по себе факт направления уведомления взыскателю о неисполнении должником требования не может являться основанием для признания незаконными действий (бездействия) руководителя Финансового управления АМО ГО «Воркута», так как это не нарушает прав и законных интересов взыскателя, поскольку, исполнительный лист взыскателю возвращен не был и до настоящего времени находится на исполнении. При этом после вынесения уведомления продолжают приниматься все необходимые меры по исполнению указанного судебного акта в рамках бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
ФИО1 сообщает, что с ее стороны регулярно инициируются мероприятия по увеличению бюджетных ассигнований на оплату судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, в том числе выданных Арбитражным судом Республики Коми, с целью принятия мер для получения дополнительной финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми, Финансовым управлением АМО ГО «Воркута» подготовлены и направлены обращения Главе Республики Коми, Первому заместителю Председателя Правительства Республики Коми, Министерству финансов Республики Коми.
ФИО1 указывает, что исполнение Финансовым управлением АМО ГО «Воркута» судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных ассигнований на указанные цели.
В 2020 году экономическая ситуация по доходам бюджета ухудшилась в связи с мерами поддержки малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего от распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, по состоянию на 01.07.2020 года бюджет города недополучил доходов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в размере 30 млн. рублей. Всего по прогнозам главных администраторов доходов бюджета в 2020 году налоговых и неналоговых доходов бюджет не дополучит порядка 100 млн. рублей.
Начиная с июня месяца текущего года, наблюдается снижение прогнозируемых поступлений от основного налогового источника - налога на доходы физических лиц. Из вышеизложенного следует, что ситуация по неисполнению и (или) несвоевременному исполнению выданных судом исполнительных документов сложилась в связи с наличием ряда объективных обстоятельств, и что на сегодняшний день самостоятельно, без дополнительной финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми, в решение о бюджете невозможно включить, а, следовательно, и оплатить расходы по судебным актам, предъявленным на исполнение за услуги по содержанию и отоплению пустующего муниципального фонда.
Сессия Государственного Совета Республики Коми, на которой будет рассмотрен вопрос о предоставлении бюджетам муниципальных образований дополнительной финансовой помощи, состоится в октябре 2020 года.
При получении дополнительной финансовой поддержки из республиканского бюджета Республики Коми бюджетные ассигнования, предусмотренные на исполнение судебных актов, предъявленных к муниципальному образованию городского округа «Воркута», будут увеличены, что даст Финансовому управлению АМО ГО «Воркута» возможность частично или полностью (в зависимости от объема выделенных средств) исполнить требования находящихся на исполнении исполнительных документов.
ФИО1 указывает, что как начальник Финансового управления АМО ГО «Воркута», предприняла все возможные в пределах своих полномочий меры для исполнения судебного решения. Кроме того, поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета. Объективной причиной несвоевременной и неполной оплаты исполнительных листов, предъявленных к исполнению в финансовый орган, является дефицит бюджета, решение о наложении штрафа на должностное лицо, в данном рассматриваемом случае не сможет повлиять на исполнение данного решения.
Финансовое управление АМО ГО «Воркута» в отзыве на заявление от 15.07.2020 № 1671 поддержало доводы, указанные в отзыве ФИО1 от 15.07.2020 № 1676.
Ответчик – УГХиБ АМО ГО «Воркута» в отзыве от 24.07.2020 № 2395 на заявление о наложении штрафа пояснил, что взыскатель надлежащим образом извещен о неисполнении исполнительного листа по делу № А29-407/2019 уведомлением от 14.05.2020 №1336. Исполнительный лист с исполнения не отозван и находится на исполнении в Финансовом управлении АМО ГО «Воркута».
При этом ответчик отмечает, что Финансовым управлением АМО ГО «Воркута» в полном объеме предприняты все возможные меры в части исполнения указанного решения Арбитражного суда Республики Коми. Недостаточность денежных средств является очевидной, несмотря на обстоятельства того, что в течение финансового года Финансовое управление АМО ГО «Воркута» дважды инициировало мероприятия по увеличению расходных лимитов на оплату исполнительных листов, выданных, в том числе и Арбитражным судом Республики Коми.
Кроме того, с целью принятия мер для получения возможной финансовой помощи, администрация МО ГО «Воркута» неоднократно обращалась в адрес руководства региона с просьбой осуществить дополнительное финансирование городского округа, так как сложившаяся ситуация с пустующим муниципальным жилым фондом в муниципальном городском округе «Воркута» является критической, исполнение Финансовым управлением АМО ГО «Воркута» судебных актов ограничено размером выделенных бюджетных средств на указанные цели.
При увеличении доходной части бюджета МО ГО «Воркута» средства направлялись на покрытие задолженности по принятым к исполнению исполнительным документам. По состоянию на 03.07.2020 года в Управлении на исполнении находится 602 исполнительных листа на сумму более 152,5 млн. руб., предъявленных к казне МО ГО «Воркута».
Финансовым управлением МО ГО «Воркута» представлены документы, подтверждающие принятие мер к исполнению судебного решения, что выразилось в направлении ходатайств Главе Республики Коми и Министерству финансов Республики Коми о выделении дополнительной финансовой помощи на погашение задолженности.
Учитывая вышеизложенное, УГХиБ АМО ГО «Воркута», что Финансовым управлением А МО ГО «Воркута» были приняты все возможные меры, направленные на погашение задолженности. Вместе с тем, задолженность по исполнительному листу от 28.01.2020 серии ФС № 030838395 по делу №А29-407/2019 до настоящего времени не погашена.
При этом сам по себе факт направления уведомления взыскателю о неисполнении должником требования не может являться основанием для признания незаконными действий (бездействия) Финансового управления АМО ГО «Воркута», так как не нарушает прав и законных интересов взыскателя, поскольку, исполнительный лист взыскателю возвращен не был, а должником после вынесения уведомления принимались меры по исполнению судебного акта, задолженность по исполнительному документу частично погашена. Доказательства обратного заявителем не представлены.
Финансовое управление администрации МО ГО «Воркута» при исполнении спорных исполнительных документов, поступивших от заявителя, действовало в пределах своей компетенции и осуществляло все предусмотренные бюджетным законодательством мероприятия по исполнению исполнительных листов в отношении заявителя за счет казны муниципального образования.
УГХиБ АМО ГО «Воркута» считает, что Финансовое управление АМО ГО «Воркута» предприняло все возможные в пределах его полномочий меры для исполнения судебного решения, просит в удовлетворении требований ООО «ЖЭУ» о наложении штрафа отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик – АМО ГО «Воркута» в отзыве от 24.07.2020 № 2396 поддерживает позицию Финансового управления администрации МО ГО «Воркута», просит в удовлетворении требований ООО «ЖЭУ» о наложении штрафа отказать.
Ответчик – КУМИ АМО ГО «Воркута» в отзыве от 15.05.2020 № 03-1576 так же указывает, что у городского округа «Воркута» без оказания финансовой помощи из бюджета Республики Коми не будет дополнительной возможности направить денежные средства на оплату исполнительных листов, а наложение штрафов за неисполнение решений судов дополнительно увеличит нагрузку на бюджет в размере более 60 млн. руб.
По мнению КУМИ АМО ГО «Воркута», начальник Финансового управления ФИО1 предприняла все возможные в пределах своих полномочий меры для исполнения судебного решения, в том числе обращалась в представительный орган муниципального образования с инициативой о внесении необходимых изменений в решение о бюджете муниципального образования. Кроме того, поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал бы угрозу сбалансированности бюджета.
Таким образом, приведенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что неисполнение вступившего в законную силу решения арбитражного суда по делу А29-407/2019, не связано с неправомерным поведением Финансового управления АМО ГО «Воркута» и руководителя ФИО1, к тому же решение о наложении штрафа на должностное лицо - начальника Финансового управления ФИО1 - в данной ситуации никоим образом не повлияет на исполнение решения по данному делу.
Исходя из вышеизложенного, КУМИ АМО ГО «Воркута» считает, что Финансовое управление АМО ГО «Воркута» и руководитель управления ФИО1 приняли все зависящие от них меры с целью исполнения решения суда, а значит, оснований для удовлетворения заявления о наложении судебного штрафа не имеется.
Руководитель финансового управления АМО ГО «Воркута» в судебном заседании 14.09.2020 дала пояснения по работе по погашению исполнительных листов, указала, что финансовым управлением проводится дальнейшая работа по перекредитованию коммерческих кредитов под более низкую ставку, для экономии бюджетных средств на процентах, в том числе для направления в целях погашения исполнительных листов.
На обращение в Министерство финансов Республики Коми от 17.08.2020 №06/1316 о реструктуризации бюджетного кредита, который согласно соглашению подлежит возврату в республиканский бюджет в этом году, получен предварительный ответ о том, что Министерством финансов Республики Коми в настоящее время разрабатываются предложения по реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям Республики Коми в 2020 году, для рассмотрения на заседании Госсовета Республики Коми. В том числе, рассматривается возможность реструктуризации бюджетного кредита, предоставленного бюджету МО ГО «Воркута» в 2020 году в сумме 100 млн. руб., путем предоставления рассрочки по погашению задолженности по бюджетному кредиту с переносом погашения задолженности по основному долгу на период по 2026 год с направлением средств, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на погашение кредиторской задолженности по исполнительным листам.
Сессия Государственного Совета Республики Коми, на которой будет рассмотрен данный вопрос, состоится в октябре 2020 года. После подписания дополнительного Соглашения по бюджетному кредиту, в кратчайшие сроки состоится заседание Совета МО ГО «Воркута» о внесении изменений в бюджет на 2020 год, бюджетные ассигнования на оплату исполнительных листов будут увеличены на 100 млн. руб. Увеличение бюджетных ассигнований позволит частично оплатить исполнительные листы, срок оплаты которых наступил, в том числе и вышеуказанный исполнительный документ. Задолженность по оплате исполнительных листов в настоящее время составляет 177,6 млн. руб.
Так же, благодаря неоднократным обращениям к Правительству Республики Коми, начиная с 2019 года, с 2021 года из бюджета Республики Коми планируется предоставление целевой субсидии МО ГО «Воркута» для оплаты предъявленных исполнительных листов за содержание пустующего муниципального фонда, что позволит исправить создавшуюся ситуацию по неисполнению судебных актов.
Определением от 14.09.2020 рассмотрение заявления о наложении штрафа отложено на 14.10.2020.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
От Финансового управления АМО ГО «Воркута» во исполнение определения суда поступили дополнительные сведения о количестве поступивших исполнительных листов, а также о количестве исполненных исполнительных документов.
ООО «ЖЭУ» в дополнительных пояснениях от 09.10.2020 привело возражения на отзывы Финансового управления АМО ГО «Воркута» и его руководителя.
Изучив представленные сторонами документы, по результатам проведения судебного заседания суд считает необходимым рассмотрение заявления о наложении штрафа отложить.
Руководствуясь статьями 158, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отложить судебное заседание по рассмотрению заявления о наложении штрафа на
11 ноября 2020 года 14 час. 10 мин.
в помещении суда по адресу: <...>, каб. 315.
Информация о движении дела, а также тексты судебных актов могут быть получены через официальный источник, - «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru/.
По интересующим вопросам лица, участвующие в деле, могут обращаться к помощнику судьи или секретарю по тел. <***>.
Сервис подачи документов в электронном виде http://my.arbitr.ru.
При направлении документов необходимо указывать номер дела.