ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-5101/14 от 24.09.2014 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Сыктывкар

24 сентября 2014 года            Дело № А29-5101/2014

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Махмутова Н.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брыляковой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Первому заместителю прокурора г. Воркуты А.В. Рыкову

о признании незаконными действий, выразившихся в истребовании сведений в запросе № 07-01-14/2240 от 03.06.2014, 

без участия сторон,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Первого заместителя прокурора г. Воркуты Рыкова А.В., выразившихся в истребовании сведений, изложенных в запросе №07-01-14/2240 от 03.06.2014.

Судом по делу объявлялся перерыв до 15.09.2014, до 17.09.2014 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о перерыве была своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми.

Прокурор города Воркуты представил отзыв, указав на не согласие с требованиями Общества (л.д.33-36).

Изучив материалы дела, суд считает, что производство по делу следует прекратить по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202- 1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре; в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В соответствии со статьей 22 Закона о прокуратуре Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

 - вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Закона о прокуратуре, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, сам по себе запрос прокурора о предоставлении сведений не может быть исполнен принудительно, поскольку он направлен на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 названного Закона органов и должностных лиц предоставления истребуемой информации прежде всего в добровольном порядке.

Исходя из указанных норм права, следует вывод, что действия Прокурора, выразившиеся в истребовании сведений в запросе № 07-01-14/2240 от 03.06.2014 сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы органа или должностного лица, в отношении которого они направлены, а в данном случае оспариваемый заявителем запрос не затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для него последствий экономического характера.

Поскольку действия органов прокуратуры, осуществляемые в целях реализации полномочий, возложенных на данный орган, в том числе запрос прокурора об истребовании доказательств сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы органа или должностного лица, в отношении которого они направлены, то данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Руководствуясь статьями 150-151, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

Производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья                                                                                   Н.Ш. Махмутов