ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
12 августа 2020 года Дело № А29-6916/2018
(З-66691/2020)
Резолютивная часть определения объявлена 05 августа 2020 года, полный текст определения изготовлен 12 августа 2020 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Филипповой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старцевой Е.Д
рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего ФИО1 , г. Саратов
о продлении срока инвентаризации имущества должника
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью Строительно-транспортная компания «КомиНефтеГазСтрой» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
в отсутствие представителей сторон,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 17.02.2020) общество с ограниченной ответственностью Строительно-транспортная компания «КомиНефтеГазСтрой» (далее – общество, ООО СТК «КомиНефтеГазСтрой», должник) признано несостоятельным (банкротом); исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего ФИО2. Рассмотрение вопроса об утверждении конкурсного управляющего назначено на 16.03.2020. Отчет конкурсного управляющего назначен на 12.08.2020.
Определением суда от 03.03.2020 ФИО2 освобожден от исполнения обязанностей временного управляющего общества.
Определением суда от 29.05.2020 конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1.
Конкурсный управляющий ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит продлить срок проведения инвентаризации имущества должника на три месяца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в «картотеке арбитражных дел».
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявленного ходатайства конкурсный управляющий указал, что процедура несостоятельности (банкротства) в отношении должника введена 25.02.2020, таким образом, инвентаризация имущества ООО СТК «Коминефтегазстрой» должна быть завершена до 25.05.2020.
Определением суда от 03.03.2020 ФИО2 освобожден от исполнения обязанностей временного управляющего должника, рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего отложено.
Определением суда от 28.05.2020 конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1.
Таким образом, по мнению конкурсного управляющего, по объективным причинам ни ФИО2, ни ФИО1 не могли провести инвентаризацию имущества должника в установленный законом срок.
Кроме того, конкурсный управляющий указывает, что в нарушение положений статьи 126 ФЗ от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель должника до настоящего времени передачу имущества и документации не осуществил, что затрудняет проведение данного мероприятия в рамках настоящей процедуры несостоятельности (банкротства).
Также просит обратить внимание суда, на тот факт, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», с 4 по 30 апреля 2020 года включительно были установлены нерабочие дни.
Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой кбронавирусной инфекции (COVID-19)» срок нерабочих дней был продлен до 11.05.2020.
Данными указами также были введены меры, ограничивающие работу предприятий и передвижение граждан на территории субъектов РФ.
Вместе с тем, согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49) для инвентаризации имущества должна быть создана инвентаризационная комиссия, в состав которой входят работники организации. Иными словами, проведение инвентаризации имущества предполагает совместное присутствие нескольких лиц.
Таким образом, по мнению конкурсного управляющего, введенные на территории РФ и субъекта РФ ограничительные меры также препятствовали ему при проведении инвентаризации имущества должника.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.
Таким образом, срок проведения инвентаризации не является пресекательным и может быть продлен при обоснованности соответствующего ходатайства конкурсного управляющего. Законодатель установил возможность продления сроков проведения инвентаризации исходя из интересов должника и кредиторов с целью наиболее полного формирования конкурсной массы и правильной организации последующих торгов.
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания), утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49.
В силу пункта 1.2 Методических указаний под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
В пункте 1.4 Методических указаний предусмотрено, что основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета. В силу пункта 2.5 Методических рекомендаций в инвентаризационные описи или акты инвентаризации вносятся сведения только о фактически имеющемся имуществе.
При проведении инвентаризации основных средств конкурсный управляющий производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели, проверяет наличие документов, подтверждающих принадлежность имущества должнику, при инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации (пункт 3.2).
То есть инвентаризация осуществляется путем сличения фактических данных наличия имущества с данными бухгалтерского учета должника.
Аналогичным образом проходит инвентаризация обязательств (пункт 3.44 Методических указаний).
Процедура конкурсного производства в отношении ООО СТК «КомиНефтеГазСтрой» введена 25.02.2020. Следовательно, с учетом трехмесячного срока проведения инвентаризации конкурсный управляющий должен был провести инвентаризацию имущества в срок до 25.05.2020
Однако конкурсный управляющий указал, что в отведенный законом срок завершить инвентаризацию имущества должника не удалось.
Факт не получения от бывшего руководителя имущества и документов должника применительно к данной ситуации значения не имеет, поскольку не препятствует конкурсному управляющему совершить действия по инвентаризации имущества, которое фактически имеется. Закон о банкротстве предписывает проведение инвентаризации в качестве первоочередного мероприятия конкурсного управляющего наряду с принятием имущества должника в ведение.
Кроме того, Закон о банкротстве не содержит запрета на проведение дополнительной инвентаризации имущества должника, в том числе и в разные периоды времени при выявлении имущества.
Более того, пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве возможность продления срока проведения инвентаризации связывает только со значительным объемом имущества должника.
На наличие значительного объема имущества у должника конкурсный управляющий не указывает.
Продление срока инвентаризации не может быть обусловлено неисполнением или ненадлежащим исполнением руководителем должника обязанности передать конкурсному управляющему документацию должника и материальные ценности.
Конкурсный управляющий документально не обосновал необходимость продления срока инвентаризации имущества должника, не представил доказательства значительного объема имущества и невозможности инвентаризации имущества в отведенный срок.
При этом Закон о банкротстве не предусматривает зависимости продления срока проведения инвентаризации от объема переданной документации конкурсному управляющему.
В дальнейшем, при получении иных документов и сведений, касающихся имущества общества, конкурсный управляющий не лишен возможности провести дополнительную инвентаризацию, что не является продлением ранее проведенной инвентаризации имущества должника.
Иных оснований для продления сроков инвентаризации конкурсным управляющим в материалы дела не представлено.
Неоправданно длительная инвентаризация имущества должника, откладывает проведение иных мероприятий конкурсного производства, направленных на реализацию имущества должника и удовлетворение требований кредиторов, что не может не нарушить права кредиторов, которые рассчитывают на проведение мероприятий конкурсного производства в разумные сроки.
Однако указанное не означает, что конкурсный управляющий должен прекратить исполнение своей обязанности по поиску, выявлению и возврату имущества должника, находящегося у третьих лиц (абзац 5 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве).
В случае выявления имущества, принадлежащего должнику, конкурсный управляющий обязан провести его инвентаризацию, оценку и реализацию (абзац 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве), при этом без наличия на то судебного акта о продлении срока инвентаризации имущества должника.
Трехмесячный срок на проведение инвентаризации, предусмотренный пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, имеет значения лишь для инвентаризации имущества, выявленного в указанный срок.
Акты инвентаризации подлежат опубликованию в ЕФРСБ в этот срок. При отсутствии имущества сообщается, что имущества, подлежащего инвентаризации не выявлено.
В то же время если в указанный период имущество не было выявлено, а документация передана и имущество выявлено впоследствии, то срок инвентаризации, установленный пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, подлежит исчислению с момента выявления вновь обнаруженного имущества и получения документации.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, о необходимости продления сроков инвентаризации, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего.
Руководствуясь ст. 60, 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказать.
Определение может быть обжаловано в десятидневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми (данный порядок распространяется на подачу жалобы в электронном виде).