ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-7224/17 от 28.11.2018 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сыктывкар

29 ноября 2018 года Дело № А29-7224/2017

(З-112955/2018)

Резолютивная часть определения объявлена 28 ноября 2018 года, в полном объеме определение изготовлено 29 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Антоник В.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Забоевой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания» ФИО1 об исключении имущества из конкурсной массы должника и обязании администрации МО ГО «Сыктывкар» принять его на баланс

по делу по заявлению кредитора – ФИО2

(ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к должнику – обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о признании несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от кредитора Фонда развития жилищного строительства РК – представитель ФИО3 - по доверенности от 17.08.2018;

конкурсный управляющий ФИО1 и его представитель ФИО4 - по доверенности от 01.09.2018,

от администрации МО ГО «Сыктывкар» - представитель ФИО5 - по доверенности от 24.10.2018 (до перерыва), представитель ФИО6 - по доверенности (после перерыва);

от Службы Республики Коми Стройжилтехнадзора – представители ФИО7 – по доверенности (до перерыва), ФИО8 – по доверенности;

от Прокуратуры Республики Коми – представитель ФИО9 – по доверенности;

от ООО «Региональная жилищная компания» - представитель ФИО10 – по доверенности (до перерыва);

от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – представитель ФИО11 - по доверенности (до перерыва)

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2018 по делу №А29-7224/2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционно-строительная компания» (далее - ООО «ИСК», должник) введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1, рассмотрение отчета конкурсного управляющего назначено на 15.11.2018., срок конкурсного производства продлен до 15.05.2019.

Конкурсный управляющий ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об исключении имущества из конкурсной массы должника и обязании администрации МО ГО «Сыктывкар» принять его на баланс, а именно:

Ручейная «КНС и напорный коллектор» объект незавершенного строительства;

Ручейная «Очистные сооружения» объект незавершенного строительства;

Ручейная «Наружные сети водоснабжения и канализации» объект незавершенного строительства;

Ручейная «Наружные сети ливневая канализации» объект незавершенного строительства.

Определением суда от 11.10.2018 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению на 01.11.2018, затем рассмотрение заявления было отложено на 23.11.2018. В судебном заседании объявлен перерыв до 28.11.2018, после перерыва рассмотрение заявления продолжено.

Администрация МО ГО «Сыктывкар» представила отзыв на заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявления конкурного управляющего в полном объеме, указав, что спорные объекты не подлежат исключению из конкурсной массы и должны быть реализованы с соблюдением специальных норм, регулирующих порядок продажи социально-значимого имущества.

Конкурсный управляющий ФИО1 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, пояснил, что ситуация по холодному водоснабжению и хозяйственно-бытовой канализации в квартале жилой застройки по ул. Ручейной является критической, реализация данных объектов является нецелесообразной, в связи с тем, что объекты имеют нулевую стоимость, требуют ремонта; процесс оформления и реализации объектов может затянуться, в связи с чем, кредиторами на собрании принято решение исключить данные объекты из конкурсной массы должника; на ремонт данных систем у должника денежные средства отсутствуют.

Представители администрации и Фонда в судебном заседании возражали по заявленным требованиям и относительно ходатайств конкурсного управляющего, придерживаясь доводов, изложенных в отзывах.

Учитывая обстоятельства спора, с целью более полного и объективного исследования обстоятельств и рассмотрения дела, суд удовлетворил заявленные ходатайства конкурсного управляющего и администрации и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекцию государственного строительного надзора Республики Коми, Прокуратуру города Сыктывкара, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ООО «Региональная жилищная компания».

Представитель Прокуратуры Республики Коми в судебном заседании считает, что правовых оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего не имеется, поскольку не проведены торговые мероприятия, в своих доводах придерживался отзыва.

Представитель Службы Республики Коми Стройжилтехнадзора после перерыва высказал позицию, согласно которой возражал против удовлетворения заявления, поскольку имеются лица, желающие его приобрести.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми считает, что имущество подлежит исключению из конкурсной массы, поскольку требуется его незамедлительное обслуживание и ремонт во избежание дальнейшего загрязнения окружающей среды.

Представитель ООО «Региональная жилищная компания», являющейся обслуживающей жилые дома компанией, вопрос об удовлетворении заявления оставил на усмотрение суда, при этом, пояснил, что общество готово рассмотреть вопрос о приобретении КНС и напорного коллектора, отметив, что в настоящее время водоснабжение и водоотведение в обслуживаемых домах не прекращалось.

Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.

В качестве доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорного имущества должнику, заявителем представлены документы, подтверждающие строительство обществом сетей канализации и водопровода в квартале жилой застройки по ул. Ручейная, в г. Сыктывкар, а именно, договоры подряда, локальные сметы, акты выполненных работ, справки по форме КС-3.

Из представленных в материалы дела инвентаризационных описей следует, что спорное имущество включено конкурсным управляющим в конкурсную массу должника.

Спорные сети канализации и водоснабжения не зарегистрированы за должником в качестве объектов, незавершенных строительством, мероприятия по реализации данных объектов не проводились.

Из Постановления № 117 от 13.11.2018, вынесенного Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, по результатам проведенной проверки установлено, что сети фекальной и ливневой канализации на баланс МО ГО "Сыктывкар" не переданы, не обслуживаются и находятся в аварийном состоянии, частично не достроены. С марта 2017 года канализационная насосная станция находится в нерабочем состоянии, денежных средств у ООО "ИСК" на приведение имущества в рабочее состояние не имеется. Указанным постановлением общество привлечено к административной ответственности за не соблюдение экологических требований.

Конкурсный управляющий в своих требованиях об исключении сетей из конкурсной массы основывается на положениях статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу абзаца третьего пункта 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, а именно: объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению N 3020-1.

Между тем, материалы дела не подтверждают тот факт, что спорные объекты относятся к такого рода объектам, которые могут находиться исключительно в муниципальной собственности, напротив, согласно представленным документам они принадлежат предприятию-должнику и являются социально значимыми, поскольку используются для снабжения жителей многоквартирных домов водой и для водоотведения в отдельном квартале.

Статья 132 Закона о банкротстве, регулируя возможность и процедуру реализации объектов коммунальной инфраструктуры в деле о банкротстве, обеспечивает соблюдение баланса публичных и частных интересов, устанавливает специальный порядок его реализации, предусматривает гарантии его использования по назначению и абсолютного сохранения его целостности.

ООО «Инвестиционно-строительная компания» находится в процедуре конкурсного производства, поэтому нормы и положения Закона о банкротстве имеют приоритет в части разрешения вопросов о формировании конкурсной массы должника и ее возможной реализации с учетом особенностей, установленных в статье 132 Закона о банкротстве.

Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве на конкурсного управляющего возложена обязанность принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества.

Согласно пункту 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 132 Закона о банкротстве, имущество, включенное в конкурсную массу на основании проведенной инвентаризации, не может быть исключено из нее (в том числе ни распорядительным актом конкурсного управляющего, ни решением собрания кредиторов).

Согласно статье 131 Закона о банкротстве не подлежит включению в состав конкурсной массы лишь имущество, изъятое из оборота.

Доказательств того, что спорное имущество относится к категории изъятого из оборота, либо имущества, которое может исключительно принадлежать только муниципальному образованию, в дело не представлено, следовательно, материалами дела подтверждается, что данное имущество обоснованно включено конкурсным управляющим в конкурсную массу.

Довод конкурсного управляющего, а также решение собрания кредиторов должника от 06.08.2018 о необходимости исключения имущества из конкурсной массы в связи с тем, что объекты водоснабжения и водоотведения являются социально значимыми, подлежит отклонению на основании следующего.

Пунктом 1 статьи 9 от 07.12.2011 N 416-ФЗ Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.

Однако указанная норма не содержит положений, исключающих возможность нахождения объектов водоснабжения и водоотведения в конкурсной массе и его дальнейшей продажи в соответствии со специальными положениями Закона о банкротстве, устанавливающими особый порядок реализации подобных объектов.

В рассматриваемой ситуации объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к социальным объектам, находятся не в муниципальной собственности и не на праве хозяйственного ведения, а в собственности предприятия-должника, в связи с чем, оснований для их передачи в муниципальную собственность, минуя торговые мероприятия, не имеется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 этого же Федерального закона.

Таким образом, законодателем не исключена возможность продажи социально значимых объектов, а лишь установлен особый порядок их реализации.

Согласно пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Учитывая вышеназванные нормы права, суд пришел к выводу о том, что Закон о банкротстве предусматривает особый порядок реализации таких объектов при участии органов местного самоуправления.

В связи с чем, сам по себе факт принадлежности объектов коммунальной инфраструктуры к социально значимым, не является безусловным основанием для исключения этого имущества из конкурсной массы, следовательно, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления конкурсного управляющего.

Статья 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" также не исключает необходимости реализации должником социальных объектов, находящихся в конкурсной массе, в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, имеющем приоритетное значение, а возлагает на органы местного самоуправления организацию водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Довод о том, что объекты имеют нулевую стоимость и повлекут необоснованные расходы из конкурсной массы на его реализацию, при разрешении данного вопроса не имеет правового значения, и не может служить основанием для не проведения торговых мероприятий и безусловного исключения объектов из конкурсной массы.

Относительно довода конкурсного управляющего о необходимости срочного ремонта и обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения и отсутствии для этих целей денежных средств должника, суд отмечает, что нормы статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" прямо возлагают на муниципальное образование обязанность обеспечить организацию водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях муниципалитета в случае прекращения водоснабжения и водоотведения жилых домов и невозможности их обслуживания предприятием, которому они принадлежат.

Между тем, принятие таких мер не отменяет порядок реализации данных объектов в рамках дела о банкротстве, под контролем кредиторов, в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Руководствуясь статьями 60, 131 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. В удовлетворении заявления конкурсного управляющего ООО «Инвестиционно-строительная компания» об исключении имущества из конкурсной массы должника и обязании администрации МО ГО «Сыктывкар» принять его на баланс отказать.

2. Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок.

Судья В.Н. Антоник