155/2013-64478(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии обеспечительных мер
г. Сыктывкар | |
06 ноября 2013 года | Дело № А29-7986/2013 |
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
рассмотрев заявление Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о принятии обеспечительных мер
по делу по заявлению Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Отделу судебных приставов по Корткеросскому району Республики Коми,
о признании незаконными действий
установил:
Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее – Администрация) обратилась с заявлением о признании незаконными действий:
- Отдела судебных приставов по Корткеросскому району Республики Коми по направлению исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-1632/04-1э от 05.08.2004 для исполнения в Управление финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» заявлением № 13 от 16.04.2013;
- Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по принятию к исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29- 1632/04-1э от 05.08.2004 по заявлению Отдела судебных приставов по Корткеросскому району Республики Коми № 13 от 16.04.2013;
- Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по приостановлению операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа с 22.10.2013;
о признании незаконными:
- заявления Отдела судебных приставов по Корткеросскому району Республики Коми № 13 от 16.04.2013;
- уведомления Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» № 03-19/173 от 23.04.2013;
- уведомления Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» № 03-19/537 от 18.10.2013.
Определением суда от 06.11.2013 заявление Администрации принято к производству.
Одновременно с заявлением о признании незаконными действий Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» обратилась к суду с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде:
- приостановления действия ненормативного акта Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»: уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13- 19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу;
- запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа: исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-1632/04-1э от 05.08.2004 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу.
При этом в заявлении о приостановлении действия оспариваемого акта и принятии обеспечительных мер, поступившем в суд 05.11.2013, Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» просит принять обеспечительные меры в виде:
- приостановления действия ненормативного акта Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»: уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13- 19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу;
- запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13-19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу.
В обоснование ходатайства Администрация ссылается на то, что Управление финансов по требованию службы судебных приставов приостановило операции Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» по расходованию бюджетных средств, несмотря на то, что в производстве Арбитражного суда Республики Коми находится на рассмотрении жалоба Отдела судебных приставов по Корткеросскому району Республики Коми об обязании Управления финансов приостановить операции по расходованию средств в связи с неисполнением исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-1632/04-1э от 05.08.2004 (дело № А29- 7656/2013).
Приостановление операций, по мнению заявителя, по расходованию финансовых средств может повлечь следующие необратимые, негативные последствия:
1) нарушение конституционных прав граждан – работников администрации на получение заработной платы (в штате администрации состоят 94 сотрудника);
2) как следствие неблагоприятные последствия для заявителя в виде наложения на него как работодателя соответствующих предусмотренных законом санкций за невыплату заработной платы;
3) нарушения прав муниципальных служащих, вышедших на пенсию, на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренную законодательство Республики Коми (за счет средств местного бюджета выплачивается пенсия 41 бывшему муниципальному служащему);
4) нарушение контрактных (договорных) обязательств, принятых администрацией во исполнение (решение) вопросов местного значения муниципального района, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения района (строительство социальных объектов, капитальные ремонт зданий, проектирование объектов, приобретение жилых помещений для детей-сирот, обслуживание дорог местного значения, устранение аварий в муниципальных учреждениях, обеспечение ГСМ для подвоза обучающихся в образовательные учреждения – как следствие нарушение прав жителей района на комфортное проживание (на территории района проживает 19 300 жителей). По состоянию на 01.11.2013 Администрацией заключено 22 муниципальных контракта.
Блокировка счетов привела к нарушению сроков оплаты муниципальных контрактов по строительству социальных объектов, ремонту дорог, выплате заработной платы и пенсий, осуществлению всех финансовых платежей Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский».
Парализация работы Администрации, вызванная противоправными и противоречащими положениям Бюджетного кодекса российской Федерации действиями указанных органов, приводит к ущемлению интересов неограниченного круга лиц: населения Корткеросского района, муниципальных служащих, исполнителей муниципальных контрактов, и приводит к социальной напряженности.
Частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Как разъяснено в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 83 от 13.08.2004 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 Кодекса (часть 1 статьи 197 Кодекса).
В главе 24 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.
Не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Кодекса).
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Таким образом, обеспечительные меры могут быть приняты при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренного пунктом 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Как следует из пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 от 12.10.2006 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд учитывает необходимость соблюдения баланса интересов сторон и предотвращения нарушения публичных интересов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 55 от 12.10.2006 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», следует, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. Рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного
требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу названных норм, оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела.
При этом, исходя из содержания пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 11 от 09.12.2002 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и не представил доказательства, подтверждающие его доводы; указывая о возможности причинения значительного ущерба, заявитель должен обосновать не только саму возможность такого ущерба, его значительный размер, но и связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость для его предотвращения испрашиваемой обеспечительной меры.
Из материалов дела следует, что предметом спора по заявлению Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» является, в том числе, уведомление Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» № 03-19/537 от 18.10.2013.
Уведомление Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» № 13-19/537 от 18.10.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа не является предметом спора по делу А29- 7986/2013, указанное уведомление не приложено к заявлению о принятии обеспечительных мер.
Также существует неопределенность в заявленном ходатайстве о принятии обеспечительных мер в виде запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа: исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-1632/04-1э от 05.08.2004 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу. В заявлении о приостановлении действия оспариваемого акта и принятии обеспечительных мер, поступившем в суд 05.11.2013 и подписанным руководителем Администрации ФИО1, Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» просит принять обеспечительные меры в виде запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13-19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу. Исполнительный документ № 13-19/537 от 18.10.2013 в материалах дела также отсутствует.
Суд, оценив представленные заявителем документы, считает, что Администрация не представила доказательств реальности причинения ей значительного ущерба. Суд не располагает сведениями об имущественном состоянии заявителя, какими могут быть сведения о наличии денежных средств на лицевом счете, бухгалтерская отчетность, сведения о наличии недвижимого и другого ликвидного имущества на дату рассмотрения заявления и др. В связи с чем, суд не может оценить доводы заявителя относительного того, что сумма денежных средств в размере 1 807 788,39 руб., подлежащая к уплате по исполнительному листу Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29- 1632/04-1э от 05.08.2004, будет являться для Администрации значительной и приведет к нарушению сроков оплаты муниципальных контрактов по строительству социальных объектов, ремонту дорог, выплате заработной платы и пенсий, осуществлению всех финансовых платежей Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский».
Также суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что непринятие истребуемых обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение судебного акта. Надлежащие доказательства, свидетельствующие об этом, заявителем не представлены. Доказательства того, что по окончании судебного разбирательства у заявителя будет достаточно денежных средств для незамедлительной уплаты взысканных судебным решением по делу А29-1632/04-1э сумм, у суда также не имеется.
Кроме того, уведомление Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» № 03- 19/537 от 18.10.2013 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа – исполнительного листа № А29-1632/04-1э, выданного Арбитражным судом Республики Коми 05.08.2004, являющееся предметом оспаривания по настоящему делу, содержит ссылку на пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рамках действующего правового регулирования исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется в своей основе положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Этой главой Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирован и порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов. Пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений. В данных отношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника при наличии к тому оснований является не правом, а обязанностью финансового органа.
Обеспечительные меры в виде запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу, по сути, приведут к запрещению финансовому органу выполнять возложенные на него федеральным законодательством функции. Запретить совершать действия, предусмотренные законом, суд не вправе.
На основании изложенного, заявление Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о принятии обеспечительных мер в виде:
- приостановления действия ненормативного акта Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»: уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13- 19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу;
- запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа: исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-1632/04-1э от 05.08.2004 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу;
- запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13-19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу, удовлетворению не подлежит.
Истребуемые заявителем обеспечительные меры не связаны с предметом заявленных требований, не обеспечат сохранение существующего между сторонами положения, доказательства, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта в случае удовлетворения требований, не представлены.
Руководствуясь статьями 90-93, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления Администрация муниципального образования муниципального района «Корткеросский» о принятии обеспечительных мер в виде:
- приостановления действия ненормативного акта Управления финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский»: уведомления о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13- 19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу;
- запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа: исполнительного листа Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-1632/04-1э от 05.08.2004 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу;
- запрещения Управлению финансов Администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» приостанавливать операции по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа № 13-19/537 от 18.10.2013 до вынесения и вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу отказать.
Определение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья | Ж.А. Василевская |
2 А29-7986/2013
3 А29-7986/2013
4 А29-7986/2013
5 А29-7986/2013
6 А29-7986/2013
7 А29-7986/2013
8 А29-7986/2013