ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А29-9202/06 от 18.01.2008 АС Республики Коми

Арбитражный суд Республики Коми

г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49-а

http://komi.arbitr.ru

===================================================

О  П  Р  Е  Д  Е  Л  Е  Н  И  Е

Дело № А29-9202/2006-3Б (Ж-39552/2007)

г. Сыктывкар                                                                           «18» января 2008 года

                                                                 (дата оглашения резолютивной части определения)

«28» января 2008 года

                                                                 (дата изготовления определения в полном объеме)

Судья Арбитражного суда Республики Коми   Токарева С.Д. ______________

при ведении протокола судебного заседания судьей Токаревым С.Д. ________

рассмотрев в судебном заседании делопо заявлению: уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице  Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми _____________________

к должнику: Сыктывдинскому МУП «Жилищно-коммунальная служба», с. Зеленец Сыктывдинского района ________________________________________

о несостоятельности (банкротстве) _____________________________________

об обжаловании действий конкурсного управляющего Сыктывдинского МУП «Жилкомхоз» ФИО1 ___________________________________________

при участии в заседании: представитель собрания кредиторов ФИО2; от уполномоченного органа - представитель ФИО2 по доверенности; от индивидуального предпринимателя (конкурсного управляющего) ФИО1 - представитель ФИО3,  по доверенности ______________________

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18 июня 2007 года Сыктывдинское МУП «Жилищно-коммунальная служба» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год; конкурсным управляющим утвержден ФИО1

Представитель собрания кредиторов ФИО2 от имени кредиторов  Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба» обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с жалобой на действия конкурсного управляющего Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба» ФИО1

Определением арбитражного суда от 01.11.2007 года жалоба кредиторов принята к производству арбитражным судом первой инстанции, рассмотрение дела назначено на 23.11.2007 года.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 23.11.2007 года рассмотрение жалобы отложено на 19.12.2007 года.

Определением арбитражного суда от 19.12.2007 рассмотрение дела отложено по ходатайству конкурного управляющего ФИО1 в целях изучения сторонами дополнительно представленных документов.

В судебном заседании объявлен перерыв до 18.01.2007 (14 час. 45 мин.).

После перерыва судебное заседание продолжено.

Кредиторами Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба» на собрании, состоявшемся 24.09.2007 года, высказаны замечания к отчету конкурсного управляющего:

- конкурсный управляющий, в нарушение п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», заключил договор на оказание услуг с ООО «Центр антикризисного управления» (далее ООО «ЦАУ») с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб. и провел расходы по нему в сумме 80 000 руб.; заключил агентский договор, расходы по которому составили 137 400,69 руб.; арендовал транспортные средства на сумму 56 695,04 руб.; необоснованно израсходовал средства на горюче-смазочные материалы в сумме  48 120 руб. и   на эксплуатационные услуги 59 654 руб.;

- конкурсный управляющий не исполнил обязанность по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплаченной заработной платы;

- конкурный управляющий не представил собранию кредиторов реестр требований кредиторов Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба».

С учетом замечаний, высказанных в адрес конкурсного управляющего, собранием кредиторов 24 сентября 2007 года приняты решения: избрать  представителем собрания кредиторов с правом отвода кандидатуры арбитражного управляющего ФИО2; обязать представителя собрания кредиторов обратиться в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (жалобой) о признании незаконными действий конкурсного управляющего ФИО1

В судебном заседании представитель собрания кредиторов настаивает на заявленных требованиях и просит, с учетом уточнений, произведенных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признать незаконными действия конкурсного управляющего Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба» ФИО1 связанные:

- с заключением договора на оказание услуг с ООО «ЦАУ» с ежемесячным вознаграждением в размере 30 000 руб. в месяц и проведением по нему расходов в сумме 60 000 руб.;

- с оплатой консультационных расходов в процедуре наблюдения ООО «БЭК» в размере 20 000 руб.;

- с проведением расходов на устранение аварии 52 708,45 руб.;

- с не исполнением обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплаченной заработной платы привлеченных специалистов в период с 14.06.2007 года по 24.092007 год.

Кроме того, представитель собрания кредитора просит признать неправомерными действия конкурсного управляющего, в части расчетов по текущим платежам с третьими лицами минуя расчетный счет должника.

Представитель уполномоченного органа в судебном заседании поддержал заявление кредиторов о признании незаконными действий конкурсного управляющего ФИО1

       Конкурсный управляющий в отзыве считает жалобу кредиторов Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба» необоснованной и просит арбитражный суд отказать в удовлетворении жалобы кредиторов.

Представитель конкурсного управляющего ФИО1 в ходе судебного заседания  признал допущенные нарушения в части несвоевременной оплаты НДФЛ и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В остальной части жалобу не признает.

Заслушав представителя собрания кредиторов, представителя уполномоченного органа, представителя  конкурсного управляющего и исследовав представленные сторонами документы, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18 июня 2007 года Сыктывдинское МУП «Жилищно-коммунальная служба» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.

Данным решением арбитражного суда конкурсным управляющим предприятия – должника утвержден ФИО1

В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно статье 60 Федерального Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ жалобы кредиторов о нарушении их прав и интересов, поданные  в соответствии с данным Федеральным Законом в деле о банкротстве, подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Представитель собрания кредиторов в жалобе указывает, что согласно отчету, представленному к собранию кредиторов 24.09.2007 г., конкурсный управляющий ФИО1 для обеспечения своей деятельности заключил 02.07.2007 года договор на оказание консультационных работ в области права и бухгалтерского учета с ООО «Центр антикризисного управления» на период до окончания срока конкурсного производства с выплатой ежемесячного вознаграждения в сумме 30 000 руб.

При этом конкурсный управляющий ФИО1 не уволил специалистов: ФИО4 (бухгалтера) и ФИО5.(юриста), которые продолжают трудовую деятельность в ходе конкурсного производства. Вопрос целесообразности заключения договора с ООО «Центр антикризисного управления» с учетом объема и характера оказываемых услуг с конкурсным кредитором и уполномоченным органом не согласовывался.

        Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», собранием кредиторов или соглашением кредиторов.

Из материалов дела следует, что должник в лице конкурсного управляющего ФИО1 (заказчик) заключил 02.07.2007 года договор с ООО «Центр антикризисного управления» (исполнитель) на оказание консультационных услуг. Предметом данного договора является оказание исполнителем (ООО «Центр антикризисного управления»)  бухгалтерских услуг и юридического сопровождения деятельности конкурсного управляющего.

        В области бухгалтерской работы привлеченными специалистами ООО «Центр антикризисного управления» осуществляется ведение бухгалтерского учета в полном объеме, налогового учета, сдача предусмотренной действующим законодательством РФ отчетности, составление бухгалтерских балансов, отчетов, налоговых деклараций в соответствии с действующим законодательством РФ; участие в подготовке отчетов конкурсного управляющего, составляемых в соответствии с действующим законодательством РФ; участие в рассмотрении требований кредиторов (проверка обоснованности требований кредиторов).

         В области юридической работы привлеченными специалистами ООО «Центр антикризисного управления» осуществляется ведение договорной работы (расторжение договоров); работа, направленная на взыскание дебиторской задолженности (претензионная работа, подготовка исковых заявлений), представление интересов предприятия в суде, представление интересов предприятия и конкурсного управляющего в государственных органах (прокуратура, органы внутренних дел, администрации различных уровней, федеральная налоговая служба, государственная инспекция труда), прочих организациях (финансовые учреждения, банки) по вопросам, связанным с проведением процедуры конкурсного производства, в том числе составление ответов на обращения, жалобы; участие в подготовке отчетов конкурсного управляющего, составляемых в соответствии с действующим законодательством РФ; участие в рассмотрении требований кредиторов (проверка обоснованности требований, составление мотивированных отзывов на требования кредиторов).

Согласно копии справки от 03.09.2007 года № 59, подписанной конкурсным управляющим ФИО1 и руководителем ООО «Центр антикризисного управления» во исполнение заключенного договора были оказаны следующие услуги: участие в проведении инвентаризации, сверка расчетов с контрагентами, подготовлены претензии, соглашения о расторжении договоров, письма в адрес ФНС России, банк, отзывы на требования кредиторов, проверка обоснованности требований кредиторов,  уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов, участие в подготовке собрания кредиторов, участие в подготовке отчета конкурсного управляющего, составление исковых заявлений, ведение бухгалтерского учета, и иные перечисленные в справке.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно ст. 66 Кодекса доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

Конкурсным управляющим не представлены документы, со всей очевидностью подтверждающие выполнение работ ООО «Центр антикризисного управления» за период с 02.07.2007 года  по 24.09.2007 год, так как все работы отраженные в справке проведены конкурсным управляющим самостоятельно.

Из представленных арбитражному суду документов, подписанных конкурсным управляющим ФИО1 (писем направленных контрагентам о расторжении договоров; инвентаризационных описей имущества должника; требований предъявленных к  должникам; отзывов на требования кредиторов; писем направленных в уполномоченные и иные государственные органы; претензий направленных должникам; исковых заявлений направленных в арбитражный суд)  не следует, что они подготовлены ООО «Центр антикризисного управления».     

Более того, ссылка в справке от 03.09.2007 №59 на участие  ООО «Центр антикризисного управления» в проведении инвентаризации имущества должника не может быть признана достоверной.

Согласно инвентаризационным описям имущества должника, подписанным  конкурсным управляющим ФИО1 (единолично), инвентаризация активов Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальная служба» проведена 14 июня 2007 года. Между тем, договор с ООО «Центр антикризисного управления» заключен конкурсным управляющим 02 июля 2007 года.

Совокупность общих прав и обязанностей арбитражных управляющих установлена статьей 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года №127-ФЗ.

Согласно пункту 6 данной статьи Закона при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

         Согласно отчетам конкурсного управляющего, а также трудовым договорам, в Сыктывдинском МУП «Жилищно-коммунальная служба» продолжают работу старший бухгалтер (ФИО4) и юрисконсульт (ФИО5).

        По должностной инструкции юрисконсульт обязан заниматься, кроме ведения кадровой работы, взысканием дебиторской задолженности, а старший бухгалтер должен, кроме начисления и выдачи заработной платы, должен вести бухгалтерский учет и отчетность.

На основании указанных обстоятельств, арбитражный суд считает необоснованным привлечение конкурсным управляющим ФИО1 ООО «Центр антикризисного управления» для обеспечения деятельности конкурсного управляющего в области бухгалтерского учета и юридического сопровождения с оплатой оказанных услуг за период с 02.07.2007 года по 14.09.2007  год  в сумме 60 000,00 руб.

Представитель собрания кредиторов просит признать незаконными действия конкурсного управляющего ФИО1 в части оплаты консультационных услуг ООО «Бизнес Эксперт Консалтинг» в процедуре наблюдения в сумме 20 000 руб., а также в части проведения расчетов с контрагентами и иными лицами,  минуя расчетный счет должника.

Однако данные вопросы не были предметом рассмотрения на собрании кредиторов Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальной службы» 24 сентября 2007 года.

Статьей 143  Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен контроль  со стороны кредиторов за деятельностью конкурсного управляющего.

Представитель собрания кредиторов в данной части превысил свои полномочия по обжалованию действий конкурсного управляющего должника.

Представитель собрания кредиторов просит признать незаконными действия конкурсного управляющего ФИО1 в части заключения агентского договора, расходы по которому составили 137 400,69 руб.

Судом установлено, что в процессе деятельности Сыктывдинского           МУП «Жилищно-коммунальной службы» для осуществления расчетов с населением за оказанные должником коммунальные услуги был заключен с Муниципальным учреждением «Центр жилищных расчетов и субсидий» договор на оказание услуг (агентский договор). 

Агентский договор  заключен должником 18 декабря 2006 года, то есть до введения процедуры банкротства – наблюдения и действует с 01.01.2007 года по 31.12.2007 год.

        По условиям договора исполнитель -  МУ «Центр жилищных расчетов и субсидий» производит сбор коммунальных платежей от своего имени, но за счет средств Сыктывдинского МУП «Жилищно-коммунальной службы».

Арбитражный суд, принимая во внимание, что в ходе конкурсного производства должником получено от МУ «Центр жилищных расчетов и субсидий» по агентскому договору 1 828,1 тыс. руб., а удержаны агентом денежные средства в сумме 137 400,69 руб. в качестве агентского вознаграждения, считает действие данного договора направленным в интересах должника и кредиторов.

Представитель собрания кредиторов просит признать незаконными действия конкурсного управляющего ФИО1 в части расходов по устранению аварии в сумме 52 708,45 руб.

Как следует из материалов дела между Администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (арендодатель) и Сыктывдинское МУП «Жилищно-коммунальная служба» (арендатор) заключен договор № 15 от 18.05.2006 года о передаче в аренду имущества, находящегося в муниципальной казне МО  МР «Сыктывдинский».

Согласно данному договору арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование здания, помещения, сооружения, сети, оборудование согласно приложению № 1  для предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В силу п.п. 2.2.3, 2.2.5 данного договора арендатор обязуется следить за нормальным функционированием и техническим состоянием инженерно-технических коммуникаций; обеспечить их сохранность; своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения объекта.

Согласно письму администрации МО МР «Сыктывдинский» от 15.08.2007 года №01-17/1700 в период с 15.07.2007 года по 20.07.2007 год произошла авария, связанная с прекращением подачи электроэнергии, на участке между селами Часово и Палевицы.

         В целях устранения последствий аварии на объектах находящихся на обслуживании должника, конкурсный управляющий (заказчик) заключил 18.07.2007 года договор с ООО фирмой «Стройэлектроуслуга» (подрядчик), согласно которому подрядчик осуществил электромонтажные (аварийные) работы по замене кабеля и муфт на ТП № 808 (школа) в с. Палевица Сыктывдинского района.

         Согласно справке о стоимости выполненных работ   и затрат от 20.07.2007 № 27/07 и локальной смете № 32 стоимость работ составила 52 708,45 руб.

          В силу ст. 134 Закона о банкротстве в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

 С учетом вышеизложенного, действия конкурсного управляющего в  данной части являются правомерными и направлены на устранение последствий аварии на объектах находящихся на обслуживании у должника.

         Представитель собрания кредиторов просит признать незаконными действия конкурсного управляющего ФИО1 в части не исполнением обязанностей по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплаченной заработной платы привлеченных специалистов в период с 14.06.2007 года по 24.092007 год.

         В силу п. 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

         В соответствии п.2 ст.14 Федерального закона от 14.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

       Взносы на обязательное пенсионное страхование имеют целевое назначение, что выражается в обеспечении прав гражданина на получение

пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

        В соответствии с п.6 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога на доходы физических лиц от выплаченной заработной платы подлежит перечислению в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.

       Арбитражным судом установлено, что на предприятии продолжают работу  в ходе конкурсного производства 2 специалиста  бухгалтер и юрисконсульт; остальные работники уволены в июне-июле 2007 года.

       В отчетах конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства и об использовании денежных средств должника по состоянию на 24.09.2007г. сведения об уплате НДФЛ и взносах на обязательное пенсионное страхование отсутствуют.

       Получив денежные средства на оплату труда и при наличии остатка денежных средств на счете по состоянию:  на 07.09.2007 в сумме 50938,15 руб., на 12.09.2007 - 173356,36 руб., на 18.09.2007 - 246977,99 руб. конкурсный управляющий не произвел уплата НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

       Согласно отчету конкурсного управляющего, выплаченная заработная плата за период с 14.06.2007 года по 24.09.2007 год составила 1 114 066,71 руб., но уплата налогов конкурсным управляющим своевременно не произведена.

        Согласно представленным сведениям по состоянию на 19.12.2007 года произведена частичная уплата налогов и сборов в сумме 184 100 руб., а также произведено списание средств по инкассовым требованиям налогового органа  на сумму 37 336,24 руб.

Представитель конкурсного управляющего ФИО1 в ходе судебного заседания  признает допущенные нарушения в части несвоевременной оплаты НДФЛ и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, арбитражный суд признает неправомерными действия конкурсного управляющего СМУП «Жилищно-коммунальная служба» ФИО1 в части заключения договора с ООО «Центра антикризисного управления» от 02 июля 2007 года с оплатой ежемесячного вознаграждения в сумме 30 000 руб. и проведением расходов по нему в сумме 60 000 руб., а также в части не исполнения обязанности по своевременной уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплаченной заработной платы.

В остальной части жалобы арбитражный суд считает необходимым отказать.

    Руководствуясь ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ, ст. ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

О  П  Р  Е  Д  Е  Л  И  Л:

1. Жалобу кредиторов СМУП «Жилищно-коммунальная служба» удовлетворить частично.

2. Признать неправомерными действия конкурсного управляющего СМУП «Жилищно-коммунальная служба»ФИО1 в части:

- заключения договора с ООО «Центра антикризисного управления» от 02 июля 2007 года с оплатой ежемесячного вознаграждения в сумме 30 000 руб. и проведением расходов по нему в сумме 60 000 руб.

- не исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплаченной заработной платы.

          В остальной части жалобы отказать.

3. Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в десятидневный срок.

Судья                                                                                                 С.Д. Токарев