610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
Дело № А29-9775/2020
03 февраля 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 02 февраля 2022 года.
Полный текст определения изготовлен 03 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.,
без участия представителей в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2021 по делу № А29-9775/2020
по заявлению финансового управляющего ФИО1 об обязании изменения способа доставки страховой пенсии к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника - ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Воркуты Коми АССР, ИНН: <***>, СНИЛС: <***>, проживающей по адресу: <...>)
установил:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.01.2021 по делу № А29-9775/2020 ФИО2 (далее также должник) признана несостоятельной (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО1.
Финансовый управляющий должником обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об обязании Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте, пенсионный фонд) перечислять денежные средства в адрес ФИО2 на специальный счет должника, открытый в процедуре банкротства.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2021 заявленные требования удовлетворены, суд обязал ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте перечислять ежемесячно в течение периода процедуры банкротства до завершения или прекращения процедуры банкротства на специальный счет должника страховую пенсию по старости, выплачиваемую ФИО2, по следующим реквизитам: получатель: ФИО2, счет получателя: 40817810516547412948, банк получателя: Дополнительный офис № 7003/0798 ПАО «Сбербанк России», корреспондентский счет: 30101810400000000640, расчетный счет: <***>, БИК: 046577674, КПП: 660402001, ИНН: <***>.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 09.12.2021 в пункте 2 резолютивной части определения исправлены описки.
ГУ-УПФР в г. Воркуте с принятым определением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой проситопределение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2021 по делу № А29-9775/2020 (3-60506/2021) отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе финансовому управляющему ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте.
Заявитель жалобы указывает, чтов качестве соответчика Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми не привлекался, в то время как зачисление пенсии на счета пенсионеров производится Центром.УПФР в г. Воркуте Республики Коми является ненадлежащим ответчиком.Пенсия должна доставляться исключительно согласно волеизъявлению правомочного лица. Каких-либо иных правил, в том числе о выплате и доставке пенсии согласно требованию финансового управляющего иным способом, отличным от указанного в заявлении пенсионера, пенсионное законодательство не содержит.Действия финансового управляющего по обязанию УПФР в г. Воркуте перечислять пенсию на открытый им счет в данном случае неправомерны и может расцениваться как ограничение права пенсионера на пенсионное обеспечение, что противоречит действующему законодательству.Специальные положения Закона № 127-ФЗ устанавливают ограничения распоряжения гражданином своим имуществом, включая денежные средства гражданина на банковских счетах, после введения в отношении должника процедуры реализации имущества. Распоряжение денежными средствами на банковских счетах гражданина, за исключением специального банковского счета, осуществляется финансовым управляющим либо должником с письменного согласия финансового управляющего.Использование финансовым управляющим специального банковского счет исключает бесспорное списание кредитной организацией средств со счета и обеспечивает справедливый баланс между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе, его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Пенсионер, признанный в соответствии с Законом № 127-ФЗ банкротом, обязан передать финансовому управляющему право распоряжения своими денежными средствами, а финансовый управляющий обязан принять меры к распоряжению денежными средствами гражданина-должника с учетом определения размера имущества, требующегося пенсионеру для удовлетворения повседневных бытовых потребностей, и подлежащих исключению из конкурсной массы. Порядок выплаты и доставки пенсии, закрепленный в пенсионном законодательстве, не нарушает права финансового управляющего в части распоряжения финансовыми средствами гражданина-банкрота, представленные ему в рамках действующего законодательства. Перечисление сумм пенсии и иных выплат на специальный банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, Центром может производиться только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности без каких-либо ограничений. Зачисление пенсии на специальный банковский счет, а тем более основной счет должника без личного обращения пенсионера (его законного представителя), признанного банкротом, Законом № 127-ФЗ и Законом № 400-ФЗ не предусмотрено.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 13.10.2021.
Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы неоднократно откладывалось, в судебном заседании объявлялись перерывы. Информация об отложениях и перерывах судебных заседаний размещена на сайте Второго арбитражного апелляционного суда в системе Интернет. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 10.11.2021 произведена замена ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте его правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее – ГУ-ОПФ РФ по Республике Коми).
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 произведена замена судьи Караваева И.В. на судью Кормщикову Н.А. Рассмотрение дела начинается с самого начала.
В судебное заседание (27.01.2022 с перерывом до 02.02.2022) лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, финансовым управляющим должника требование о перечислении пенсии ФИО2 на специальный счет должника, открытый в процедуре банкротства, предъявлено к ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте.
Согласно пункту 10.2 Положения о Государственном учреждении - Центре по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 27.03.2017 № 198п, начисление в лицевых счетах получателей сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе за прошедшее время, на основании документов выплатного дела гражданина и других документов, влияющих на расчет этих сумм осуществляется Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми (далее – Центр по выплате пенсий).
Таким образом, Центр по выплате пенсий подлежал привлечению к участию в рассмотрении обособленного спора.
Между тем согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 28.04.2021 № 129п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Коми» ГУ – ОПФ РФ по Республике Коми реорганизовано в форме присоединения к нему, в том числе, Центра по выплате пенсий, ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте Республики Коми.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Центр по выплате пенсий и ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте прекратили свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ГУ - ОПФ РФ по Республике Коми 01.10.2021.
Как следует из пункта 11.15 Положения о ГУ – ОПФ РФ по Республике Коми, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 28.04.2021 № 129п, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в порядке и в пределах, установленных актами ПФР, ГУ - ОПФ РФ по Республике Коми осуществляет, в том числе, начисление в лицевых счетах получателей сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат, в том числе за прошедшее время, на основании документов электронного выплатного дела получателя пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также других документов, влияющих на расчет этих сумм. Оформление дополнительных аттестатов при неоплаченных суммах пенсий и иных социальных выплат в связи со сменой пенсионерами места жительства.
Поскольку в настоящее время ГУ - ОПФ РФ по Республике Коми является стороной по настоящему обособленному спору и правопреемником как Центра по выплате пенсий, так и ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте, оснований считать, что данное лицо ненадлежащий ответчик по делу, апелляционный суд не усматривает.
По существу заявленных требований судом установлено следующее.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве, отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, согласно которому из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
К такому имуществу относятся, в частности деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума гражданина-должника (часть 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пенсия, выплачиваемая должнику-гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
В пунктах 5 - 7 статьи 213.25 Закона о банкротстве указано, что с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. В ходе реализации имущества гражданина финансовый управляющий от имени гражданина, в том числе, распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях; открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях. С даты признания банкротом гражданин не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.
В соответствии с пунктом 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.
В силу пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Другие известные на момент открытия конкурсного производства, а также обнаруженные в ходе конкурсного производства счета должника в кредитных организациях (с учетом исключений в указанном пункте), подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.
Таким образом, с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве).
Положения Закона о банкротстве применяются в данном случае в целях обеспечения сохранности имущества гражданина, соблюдения баланса прав должника и кредиторов.
Статьей 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, при этом страховая пенсия по старости таковым доходом не является.
Страховая пенсия по старости, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и на основании пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу, в связи с чем должна поступать на основной счет должника.
Действующим законодательством, регламентирующим обязательное пенсионное страхование, не исключается осуществление пенсионным органом испрашиваемых финансовым управляющим действий, поскольку в данном случае положения пенсионного законодательства должны применяться с учетом специальных норм Закона о банкротстве.
Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» разъясняет, что пенсионные выплаты по общему правилу входят в состав имущества, подлежащему включению в состав конкурсной массы, а вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке.
Соответственно, пенсия, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.
Положения Закона о банкротстве применяются в данном случае в целях обеспечения сохранности имущества гражданина, соблюдения баланса прав должника и кредиторов.
Руководствуясь вышеизложенным Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявление финансового управляющего и обязал ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте перечислять ежемесячно в течение периода процедуры банкротства до завершения или прекращения процедуры банкротства на специальный счет должника страховую пенсию по старости, выплачиваемую ФИО2.
В то же время из материалов дела №А29-9775/2020 следует, что процедура реализации имущества ФИО2 завершена, полномочия финансового управляющего должником ФИО1 прекращены (определение арбитражного суда от 02.02.2022).
Тем самым, обжалуемое определение не подлежит дальнейшему исполнению, поскольку период перечисления пенсии должника на специально открытый счет определяется периодом процедуры банкротства до ее завершения или прекращения.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежит нарушенное право или нарушенный законный интерес.
Завершение процедуры реализации имущества должника является процессуальным препятствием для совершения процессуальных действий и исключает возможность рассмотрения судом заявлений в порядке статьи 213.25 Закона о банкротстве, так как отсутствует дело, в рамках которого оно заявлено.
Поскольку на дату судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции предмет спора отсутствует в связи с завершением процедуры реализации имущества должника и прекращением полномочий финансового управляющего должником, производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации за исключениями, установленными законом.
Руководствуясь статьями 150, 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
производство по апелляционной жалобе Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми на определение Арбитражного суда Республики Коми от 14.09.2021 в редакции определения от 09.12.2021 по делу №А29-9775/2020 прекратить.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Судьи
Е.В. Шаклеина
Т.М. Дьяконова
Н.А. Кормщикова