ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
о принятии обеспечительных мер
г. Сыктывкар
31 июля 2017 года Дело № А29-9992/2017
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шипиловой Э.В.,
рассмотрев в порядке взаимозаменяемости судьи Гайдак И.Н. заявление Общества с ограниченной ответственностью «ЛесРегион-К» о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛесРегион-К» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ЛесРегион-К» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару от 20.03.2017 № 18-12/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2017 заявление принято к производству, по делу назначено предварительное судебное заседание.
Обществом с ограниченной ответственностью «ЛесРегион-К» заявлено ходатайство о приостановлении действия решения ИФНС России по г. Сыктывкару от 20.03.17 года №18-12/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 25.07.2017 в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказано.
28 июля 2017 года Обществом с ограниченной ответственностью «ЛесРегион-К» заявлено ходатайство о приостановлении действия решения ИФНС России по г. Сыктывкару от 20.03.17 года №18-12/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
1. Доначисления суммы не уплаченных налогов в общей сумме 14 669 046,58 руб., в том числе: налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет - 420 312 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 3 782 809 руб.; НДС - 10 465 925,58 руб.;
2. Начисления пени за несвоевременную уплату или не уплату налогов в общей сумме 5 493 500,24 руб., в том числе: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет - 176 727,32 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 1 595 470,47 руб.; по НДС - 3 717 990,55 руб.; по НДФЛ - 3 311,90 руб.;
3. Привлечения ООО «ЛесРегион-К» к налоговой ответственности, предусмотренной .п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль, НДС в общей сумме 274 970,79 руб.;
4. Привлечения ООО «ЛесРегион-К» к налоговой ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 123 НК РФ за несвоевременное исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ в сумме 1 192,30 руб.;
5. Предложения уплатить доначисленные недоимку, пени и штрафы.
В обоснование заявленного ходатайства ООО «ЛесРегион-К» указано, что бесспорное взыскание со счетов заявителя спорных сумм до рассмотрения дела по существу будет препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов налогоплательщика в случае полного или частичного удовлетворения судом его заявления о признании недействительным решения ИФНС России по г. Сыктывкару от 20.03.2017 №18-12/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принудительное взыскание недоимки по налогам, пени и штрафам в указанных размерах, по мнению заявителя, повлечет за собой причинение значительного ущерба имущественным интересам заявителя. В частности, приведет к невозможности исполнения договорных обязательств заявителя ООО «ЛесРегион-К» с контрагентами.
Также заявитель указал, что в ходе осуществления производственной деятельности ООО «ЛесРегион-К» несет расходы на энергоснабжение, приобретение сырья. Принятие обеспечительных мер позволит Обществу выполнять обязательства по оплате услуг поставщиков своевременно и в полном объеме. Отсутствие свободных денежных средств вследствие не принятия обеспечительных мер может привести к срыву сроков поставки лесопродукции, что в свою очередь негативно скажется на дальнейшей репутации предприятия и не позволит своевременно получить планируемые доходы. Изъятие доначисленных сумм налогов, пеней и штрафов ухудшит финансовое состояние заявителя и приведет к образованию задолженности по заработной плате (среднемесячный фонд оплаты труда составляет 78 000 руб.), а также по уплате обязательных платежей с заработной платы - страховых взносов и иных налоговых отчислений. Среднеквартальный размер налоговых отчислений и страховых взносов по итогам 2016 года составляет 4 732 561 руб., за истекший период 2017 года 623 021 руб.
Кроме того, заявителем указано, что применение обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения непосредственно связано с предотвращением причинения значительного имущественного ущерба заявителю, поскольку предметом заявленных требований является признание недействительным ненормативного правового акта налогового органа, а также является мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу. Принятие обеспечительных мер позволит не только предотвратить возможное причинение ущерба предприятию, но и уменьшить негативные последствия действия ненормативного акта налогового органа, законность которого оспаривается в арбитражном суде, позволит вести ему нормальную производственную деятельность и не приведет к неисполнению текущих обязательств.
Принятие обеспечительных мер, по мнению заявителя, не нарушает баланса частных и публичных интересов, поскольку предотвращает возможность взыскания сумм до оценки судом законности оспариваемого решения от 20.03.2017 №18-12/1 и в то же время не препятствует налоговым органам совершить действия по принудительному взысканию упомянутых сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, после рассмотрения спора по существу, учитывая, что решением ИФНС России по г. Сыктывкару от 27.03.2017 № 6, приняты встречные обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа недвижимого и движимого имущества предприятия балансовой стоимостью 19 739 373,37 руб., рыночная стоимость которого намного дороже балансовой.
У Общества имеется непогашенная дебиторская задолженность в размере 35,5 млн.руб.
Как указано заявителем, 20.07.2017 ООО «ЛесРегион-К» уплачены неоспариваемые по решению от 20.03.2017 №18-12/1 суммы пени и штрафов по НДФЛ в размере 4 504,20 руб.
Принятие обеспечительных мер не нарушит баланса интересов бюджета и налогоплательщика, поскольку в случае принятия мер и частичного или полного отказа в удовлетворении требований заявителя у ООО «ЛесРегион-К» имеется достаточно денежных средств и иного имущества для погашения доначисленных по результатам проверки налогов, пени и штрафов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Из содержания указанных норм следует, что суд может признать заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решения незаконным, по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что не может быть удовлетворено названное ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Кодекса, за исключением случаев, когда такие последствия напрямую вытекают из существа оспариваемого акта, решения (часть 1 статьи 69 Кодекса).
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами (абзац 3 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в определении о применении обеспечительных мер либо об отказе в их применении арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер. При этом, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты и для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения (абзац 2 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).
Как следует из представленных заявителем документов, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией ФНС России по г.Сыктывкару принято решение от 20.03.2017 № 18-12/1 о привлечении ООО «ЛесРегион-К» к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислено в общей сумме 20 438 709,91руб.
27 марта 2017 года Инспекцией ФНС России по г.Сыктывкару принято решение № 6 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа движимого и недвижимого имущества предприятия общей стоимостью 19 739 973,37 руб.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, приняв во внимание, что заявленные обеспечительные меры в виде приостановления до вступления в законную силу судебного акта по делу действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару от 20.03.2017 № 18-12/1 непосредственно связана с предметом спора, непринятие обеспечительной меры повлечет безакцептное списание денежных средств с расчетного счета налогоплательщика в банке и дальнейшее осуществление процедуры принудительного взыскания задолженности, что может причинить заявителю значительный ущерб, что, в свою очередь, может привести к невозможности исполнения уставной деятельности, что и не позволит своевременно получить планируемые доходы, суд приходит к выводу, что применение заявленной меры, с учетом принятого налоговым органом решения о принятии обеспечительных мер на общую сумму 19 739 973,37 руб., фактически обеспечит реализацию предусмотренных законодателем целей обеспечительных мер, направленных на предотвращение причинения значительного ущерба заявителю и сохранение существующего положения сторон.
Принятие обеспечительных мер не повлечет нарушение публичных интересов, поскольку по окончании судебного разбирательства у общества будет достаточно средств для исполнения оспариваемого решения, а у налогового органа возможность взыскания налогов, пени и штрафа в установленном законом порядке.
На основании изложенного, суд считает возможным удовлетворить заявление Общества о принятии обеспечительных мер в виде приостановления до вступления в законную силу судебного акта по делу действия решения ИФНС России по г. Сыктывкару от 20.03.2017 №18-12/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: Доначисления суммы не уплаченных налогов в общей сумме 14 669 046,58 руб., в том числе: налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет - 420 312 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 3 782 809 руб.; НДС - 10 465 925,58 руб.; начисления пени за несвоевременную уплату или не уплату налогов в общей сумме 5 493 500,24 руб., в том числе: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет - 176 727,32 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 1 595 470,47 руб.; по НДС -3 717 990,55 руб.; по НДФЛ - 3 311,90 руб.; привлечения ООО «ЛесРегион-К» к налоговой ответственности, предусмотренной .п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль, НДС в общей сумме 274 970,79 руб.; привлечения ООО «ЛесРегион-К» к налоговой ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 123 НК РФ за несвоевременное исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ в сумме 1 192,30 руб.; предложения уплатить доначисленные недоимку, пени и штрафы.
Принятие судом заявленной Обществом обеспечительной меры означает запрещение налоговому органу принимать какие-либо действия по принудительному исполнению оспариваемого решения.
Руководствуясь частями 1, 2 статьи 90, статьями 93, 184, 185, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «ЛесРегион-К» о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
Приостановить действие решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару от 20.03.2017 №18-12/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
1. Доначисления суммы не уплаченных налогов в общей сумме 14 669 046,58 руб., в том числе: налог на прибыль организаций, зачисляемый в Федеральный бюджет - 420 312 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ - 3 782 809 руб.; НДС - 10 465 925,58 руб.;
2. Начисления пени за несвоевременную уплату или не уплату налогов в общей сумме 5 493 500,24 руб., в том числе: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в Федеральный бюджет - 176 727,32 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ - 1 595 470,47 руб.; по НДС - 3 717 990,55 руб.; по НДФЛ - 3 311,90 руб.;
3. Привлечения ООО «ЛесРегион-К» к налоговой ответственности, предусмотренной .п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату сумм налога на прибыль, НДС в общей сумме 274 970,79 руб.;
4. Привлечения ООО «ЛесРегион-К» к налоговой ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 123 НК РФ за несвоевременное исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ в сумме 1 192,30 руб.;
5. Предложения уплатить доначисленные недоимку, пени и штрафы.
Выдать исполнительный лист.
Определение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.