АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении заявления
Дело № А31-11235/2021
г. Кострома 18 августа 2021 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Зиновьев Андрей Викторович рассмотрел заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области
к Прокуратуре Костромской области
о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращении граждан от 18.06.2021 № 7-9-2021, решения № 72 от 24.06.2021 о проведении проверки с 25.06.2021 по 01.07.2021,
установил.
Рассмотрев заявление и приложенные к нему документы, суд установил, что оно подлежит возвращению по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой области проведена проверка исполнения Управлением Роскомнадзора по Костромской области законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, по обращениям ФИО1, помощника депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя «Общественной приемной КПРФ» ФИО2
В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомиадзор) поступило обращение от помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя «Общественной приемной КПРФ» ФИО2, вх. № 01-14-342/44 от 06.05.2021 по вопросу возможного нарушения законодательства о средствах массовой информации.
На основании ч. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» данное обращение направлено в Управление Роскомнадзора по Костромской области для рассмотрения и проверки изложенных доводов.
Согласно обращению ФИО2 на территории города Костромы распространяется печатное издание «Наше Заволжье» без указания выходных данных, предусмотренных ст. 27 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
В своем обращении ФИО3 просил принять меры административного воздействия к редакции или заказчику газеты с конфискацией данной печатной продукции.
При рассмотрении обращения прокуратурой Костромской области проведено два надзорных мероприятия и вынесено два акта прокурорского реагирования (18.06.2021 акт реагирования - Представление прокуратуры Костромской области об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан от 18.06.2021 № 7-9-2021; 30.06.2021 акт реагирования - Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении).
27.05.2021 из Прокуратуры Костромской области поступил запрос № 7-441-2021 от 25.05.2021 о предоставлении правовой позиции Управления в связи с проведением проверки доводов, изложенных в обращении ФИО1.
07.06.2021 за № 2643-05/44 Управлением направлен ответ с приложением необходимых документов.
07.06.2021 из Прокуратуры Костромской области поступил запрос № 7-474-2021 от 04.06.2021 о предоставлении правовой позиции Управления, в связи с проведением проверки доводов, изложенных в обращении помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председателя «Общественной приемной КПРФ» ФИО2.
11.06.2021 за № 2774-03/44 Управлением был направлен ответ, с приложением необходимых документов.
22.06.2021 в Управление поступило Представление прокуратуры Костромской области об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан от 18.06.2021 № 7-9-2021.
25.06.2021 в Управление поступило Решение № 72 от 24.06.2021 0 проведении проверки с 25 июня 2021 года по 01 июля 2021 года.
Основание для проверки: обращение помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации председателя «Общественной приемной КПРФ» ФИО4 Цель проверки: выявление и пресечение нарушении федерального законодательства при рассмотрении обращений граждан, предмет проверки: исполнение Управлением Роскомнадзора по Костромской области Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Из заявления и приложенных к нему материалов следует, что оспариваемое представление вынесено не в связи с осуществлением заявителем предпринимательской или иной хозяйственной деятельности, а в связи с возникновением у прокуратуры претензий в части осуществления заявителем публичных функций по рассмотрению обращений граждан.
Следовательно, заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращении граждан от 18.06.2021 № 7-9-2021 Прокуратуры Костромской области, решения № 72 от 24.06.2021 о проведении проверки с 25.06.2021 по 01.07.2021, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что заявление ранее подавалось Управлением в суд общей юрисдикции, и не было рассмотрено судом по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего спора судам общей юрисдикции.
Таким образом, Управление Роскомнадзора не исчерпало все имеющиеся у него возможности для обеспечения рассмотрения заявления компетентным судом, в связи с чем Управление не лишено возможности реализовать право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Арбитражным судом учитывается правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлениях от 06.04.2006 № 3-П, от 21.01.2010 № 1-П, определении от 20.02.2014 № 261-О, в силу которой правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Несоблюдение правил подведомственности также означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.
Руководствуясь ст. 129, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление и приложенные к нему документы возвратить заявителю.
На определение может быть подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Костромской области.