АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № А31-13186/2012
г. Кострома 05 февраля 2015 года
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.01.2015 по 26.01.2015
Резолютивная часть определения объявлена 26 января 2015 года
Полный текст определения изготовлен 05 февраля 2015 года
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Сергушовой Татьяны Валерьевны, рассмотрев в судебном заседании
заявление конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис» ФИО1 к Главе городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область об обязании принять социально значимое имущество и заявление конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис» ФИО1 к Главе городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область об обязании принять движимое имущество
третье лицо: Администрация Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область
по делу по заявлению Муниципального унитарного предприятия пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис», <...> ВЛКСМ, д. 5, Костромская область (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании несостоятельным (банкротом),
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Бабий Е.Е.
при участии: от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 15.01.2015, паспорт, ФИО3 – представитель по доверенности от 14.01.2015, паспорт; от Главы городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области: ФИО4 – представитель по доверенности от 16.01.2015, паспорт; от третьего лица: не явились (уведомлены надлежаще)
установил:
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.08.2013 по делу № А31-13186/2012 Муниципальное унитарное предприятие пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис», п. Поназырево, Костромская область (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена ФИО1.
Конкурсный управляющий ФИО1 обратилась в арбитражный суд в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис», п. Поназырево, Костромская область с заявлением, просит суд обязать Главу городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область принять социально значимое имущество, не проданное в порядке статьи 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно, котельные и оборудование согласно представленного перечня.
Определением суда от 26.11.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Поназыревского муниципального района Костромской области, п. Поназырево, Костромская область.
Конкурсный управляющий ФИО1 обратилась в арбитражный суд в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис», п. Поназырево, Костромская область с заявлением, просит суд обязать Главу городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область об обязании принять нереализованное имущество должника, на основании пункта 2 статьи 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», всего 6 наименований движимого имущества согласно представленного перечня.
Определением суда от 15.12.2014 в рамках рассмотрения данного заявления к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Поназыревского муниципального района Костромской области, п. Поназырево, Костромская область.
Определением суда от 24 декабря 2014 года заявления конкурсного управляющего ФИО1 об обязании Главы городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область принять в муниципальную собственность не реализованное в установленном порядке социально значимое имущество и движимое имущество объединены в одно производство для совместного рассмотрения, судебное заседание по рассмотрению заявлений назначено на 19 января 2015 года.
В ходе рассмотрения дела заявителю было предложено уточнить предмет заявления, с указанием признаков, позволяющих идентифицировать имущество, подлежащее передаче, а также представить документы в подтверждение прав должника на имущество, которое конкурсный управляющий просит обязать принять в муниципальную собственность.
В судебном заседании представители конкурсного управляющего требования поддержали в полном объеме, заявили ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому конкурсный управляющий просит обязать Главу городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области принять в муниципальную собственность городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области имущество, не проданное в порядке, установленном ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), а именно: социально значимое имущество, всего 18 наименований, согласно перечню, указанному в тексте уточненного заявления (движимое и недвижимое имущество), а также имущество, балансовой стоимостью до 100000 руб., всего 6 наименований движимого имущества, согласно перечню.
Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает уточненные требования к рассмотрению.
Заявление мотивированно тем, что конкурсный управляющий на основании ст. 110, 111, 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выставил на торги имущество МУП пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис», включенное в конкурсную массу. Не реализованное в ходе конкурсного производства социально значимое имущество и имущество, балансовой стоимостью менее сто тысяч рублей, конкурсным управляющим предложено принять Главе городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области в муниципальную собственность городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области. В связи с отказом Главы городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района принять имущество, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд Костромской области с заявлениями о понуждении принять социально значимое имущество и понуждении принять имущество балансовой стоимостью менее 100000 руб. В процедуре конкурсного производства в соответствии с п. 4 статьи 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проведена реализация имущества должника. Имущество принадлежит МУП пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис» на основании Распоряжения Администрации Поназыревского района №173-р от 07.09.2005 и акта приема-передачи основных средств. 04.06.2014 собранием кредиторов утверждено Предложение конкурсного управляющего о порядке сроках и условиях продажи имущества МУП пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис», в том числе социально значимого имущества и имущества, балансовая стоимость которого не превышает ста тысяч рублей на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства.
Согласно уточнению к заявлению после проведения в установленном порядке торгов 19.09.2014 конкурсный управляющий направил Главе городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области уведомление о необходимости принять социально значимое имущество и Акт приема передачи имущества Исх. № 312. 15.09.2014 конкурсный управляющий направил Главе Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области уведомление о необходимости принять социально значимое имущество и Акт приема передачи имущества Исх. № 304. Глава Администрации Поназыревского муниципального района Костромской области отказался от принятия имущества со ссылкой на Федеральный закон №131-ФЗ. Глава Городского поселения пос. Поназырево выразил согласие на принятие только части имущества.
В связи с тем, что движимое имущество должника продано в установленном порядке частично, 14.08.2014 конкурсным управляющим направлены предложения конкурсным кредиторам оставить не реализованное имущество за собой для погашения своих требований. 26.09.2014 собственнику имущества - учредителю МУП пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис» Администрации Поназыревского Муниципального района Костромской области предложено заявить о своих правах на оставшееся не реализованным имущество балансовой стоимостью до 100000 руб. Конкурсные кредиторы о принятии имущества для погашения своих требований не заявили. Собственник имущества МУП пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис» с заявлением о правах на указанное имущество к конкурсному управляющему не обратился.
10.10.2014 конкурсный управляющий направил Главе городского поселения пос. Поназырево Акт приема-передачи не реализованного имущества МУП пос. Поназырево Костромской области «Коммун-Сервис» балансовой стоимостью менее 100000 руб. Глава городского поселения подписал акт приема-передачи только части имущества.
В судебном заседании представитель Главы городского поселения пос. Поназырево Костромской области возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзывах от 18.11.2014, от 15.12.2014, от 25.12.2014.
В судебном заседании пояснила, что учредителем МУП «Коммун-Сервис» является администрация Поназыревского муниципального района Костромской области, которая передала имущество, находящееся в собственности района, созданному им муниципальному предприятию, а потому в настоящее время обязано принять обратно спорное имущество как его собственник и учредитель должника. Администрация городского поселения п. Поназырево зарегистрирована как юридическое лицо только в ноябре 2015 года, глава вступил в должность 01.01.2006. Спорное социально значимое имущество городскому поселению с установленном законом порядке для реализации полномочий городского поселения не передавалось. Действительно часть имущества была принята по актам приема-передачи от должника, но сделано это было потому, что Администрация района отказалась это сделать, и необходимо было оперативно решить вопрос обеспечения теплом объектов и не допустить срыв отопительного сезона. По принятию движимого имущества 6 наименований также возражает, поскольку оно находится в неисправном состоянии. Считает, что оно подлежи списанию или предложению учредителю должника.
Третье лицо Администрация Поназыревского муниципального района Костромской области, пос. Поназырево, Костромская область явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в дело представило отзыв, согласно которому считает требования по социально значимому имуществу подлежащими удовлетворению. Ссылается на то, что согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло- и газо- и водоснабжения относится к компетенции городского поселения, при перераспределении имущества между муниципальными образованиями различных типов обязательной является передача имущества, которое не предназначено для решения задач нынешнего собственника и предназначено для решения задач другого муниципального образования. Право собственности муниципального района на спорное имущество не зарегистрировано, в связи с чем, третье лицо считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Отзыв по заявлению об обязании принять в муниципальную собственность 6 единиц движимого имущества не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.01.2015 по 26.01.2015.
После перерыва в судебном заседании представители конкурсного управляющего требования поддержали.
После перерыва в судебном заседании представитель Главы городского поселения пос. Поназырево Костромской области возражал против удовлетворения требований по доводам отзывов. Представитель также суду пояснила, что имущество, по мнению главы городского поселения, в полном объеме подлежит передаче собственнику, и что Администрацией городского поселения часть имущества была принята без законных оснований, ошибочно, в связи с чем, будет также решаться вопрос о его возврате Администрации Поназыревского муниципального района.
После перерыва в судебном заседании третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Материалами дела подтверждено, что в ходе инвентаризации имущества должника конкурсным управляющим выявлено наличие у должника социально значимого имущества - движимого и недвижимого, в том числе недвижимое имущество - здание котельной, водонапорная башня, водозаброный береговой колодец, водопроводные сети, напорная линия водонасосной станции, разводящие сети, канализационная и насосная станции, наружные канализационные сети, канализационный коллектор, всасывающаящая линия.
Материалами дела подтверждено, что право хозяйственного ведения на объекты недвижимости, указанные в заявлении конкурсного управляющего и переданные должнику распоряжением Администрации Поназыревского района № 173-р от 07.09.2005 по актам приема-передачи за должником не зарегистрировано. Движимое имущество выявлено в ходе инвентаризации, часть спорного движимого имущества передана должнику по распоряжению № 173-р от 07.09.2005.
Указанные в заявлении объекты движимого и недвижимого имущества неоднократно выставлялись арбитражным управляющим на торги, однако остались нереализованными.
Предметом заявления конкурсного управляющего явилось требование об обязании Администрации городского поселения пос. Поназырево принять от должника недвижимое и движимое социально значимое имущество на основании пункта 6 статьи 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и оставшееся нереализованным движимое имущества должника на основании статьи 148 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Согласно пунктам 1,2 и 4 статьи 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество и несут все расходы на его содержание.
При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества, указанного в пункте 1 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества.
В статьях 8 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Принимая во внимание, что за должником не зарегистрировано право хозяйственного ведения на заявленные к передаче объекты недвижимости, суд считает, что должник в лице конкурсного управляющего необоснованно заявил требования об обязании Главы городского поселения пос. Поназырево принять спорное имущество в муниципальную собственность городского поселения.
Представитель Главы городского поселения в ходе рассмотрения дела заявил о том, что спорное имущество не может находиться в собственности городского поселения, поскольку уже имеет собственника в лице Администрации Поназыревского муниципального района, который и наделил данным имуществом созданное им муниципальное предприятие и в последующем при создании с 2006 года Администрации городского поселения пос. Поназырево не передал спорное имущество городского поселению в установленном законом порядке.
Материалами дела подтверждено, что распоряжением Администрации Поназыревского района № 173-р от 07.09.2005 утверждены акты приема-передачи основных средств от 05.09.2005, передаваемых с баланса МУП ЖКХ пос. Поназырево в хозяйственное ведение МУП п. Поназырево «Коммун-Сервис».
Из смысла статьи 132 Закона о банкротстве не следует, что разграничение статуса имущества предприятия-банкрота между муниципальным районом и городским поселением должно производиться на стадии конкурсного производства по инициативе конкурсного управляющего.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения конкурсного управляющего непосредственно к собственнику имущества муниципального предприятия с предложением о распоряжении спорным социально значимым имуществом.
Доводы конкурсного управляющего о том, что все спорные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность городского поселения, суд считает несостоятельными, так как доказательств того, что спорные объекты вошли в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность городского поселения пос. Поназырево из собственности Поназыревского муниципального района Костромской области не представлено.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из вышеназванных положений упомянутой законодательной нормы, вопросы, связанные с передачей имущества между соответствующими муниципальными образованиями и поселениями Костромской области урегулированы Законом Костромской области от 15.07.2009 N 513-4-ЗКО.
Таким образом, спорные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность Поназыревского муниципального района Костромской области, Администрация как орган муниципальной власти обязана принять его в муниципальную собственность в силу закона.
Доводы отзывов Администрации Поназыревского муниципального района о том, что она не может принять имущество, поскольку не наделена полномочиями по организации в границах городского поселения тепло-, водоснабжения и водоотведения, а потому логичным является передача спорного социально значимого имущества в собственность городского поселения, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право конкурсного управляющего на разграничение статуса имущества предприятия- должника между муниципальным районом и городским поселением.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего об обязании Главы городского поселения пос. Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области принять в муниципальную собственность городского поселения социально значимое имущество не имеется.
Кроме этого, суд считает, что не подлежит удовлетворению заявление о понуждении к принятию в муниципальную собственность не реализованного движимого имущества по следующим основаниям.
Конкурсный управляющий при обращении в суд с настоящим заявлением сослался на то, что им в полном объеме исполнены требования пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве в части процедуры передачи не проданного имущества органу местного самоуправления по месту нахождения имущества должника.
Вместе с тем, конкурсным управляющим в дело представлен договор аренды № 1 от 09.08.2013, из которого следует, что на момент рассмотрения спора судом спорное имущество находится в аренде у третьего лица, данный договор по пояснениям представителя конкурсного управляющего является действующим, имущество должнику не возвращено.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения требования конкурсного управляющего о понуждении органа местного самоуправления к принятию нереализованного движимого имущества у должника во владении отсутствует указанное имущество, заявленные требования не могут быть удовлетворены.
При этом суд также учитывает, что с даты вынесения судом определения по рассмотрению заявления конкурсного управляющего об обязании принять имущество в муниципальную собственность расходы на содержание имущества производятся за счет средств соответствующих бюджетов. По смыслу статьи 148 Закона о банкротстве передача имущества должна производиться должником органу местного самоуправления, в то время как в данном деле имущество передано третьему лицу по договору аренды на неопределенный срок.
Довод Главы городского поселения пос. Поназырево о неисправности имущества, как основании для отказа в удовлетворении заявления, судом отклоняется, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым при рассмотрении требований конкурсного управляющего о понуждении принять не реализованное имущество в муниципальную собственность.
При установленных судом обстоятельствах заявления конкурсного управляющего удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 132, 148 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. В удовлетворении заявлений отказать.
2. Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня вынесения через Арбитражный суд Костромской области.
Судья Т.В. Сергушова