ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А31-2357/2018 от 25.05.2018 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

Дело № А31-2357/2018

г. Кострома 25 мая 2018 года

Судья Арбитражного суда Костромской области судьи Зиновьев Андрей Викторович, рассмотрев заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области

к областному государственному бюджетному учреждению «Областная телерадиокомпания «Русь» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной часть частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабаровой К.И.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 09.01.2018,

от ответчика: ФИО2, доверенность от 15.01.2018,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении областного государственного бюджетного учреждения «Областная телерадиокомпания «Русь» - (далее Телерадиокомпания «Русь») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области 28.02.2018 при анализе поступившей информации от Федерального агентства связи (далее ФАС) исх. от 14.02.2018 № РШ-ПЗЗ-1631 (вх. от 15.02.2018 № 786/44) было выявлено, что оператор связи областное государственное бюджетное учреждение "Областная телерадиокомпания "Русь", оказывающий услуги связи по лицензии № 147609 от 17.03.2013 (услуги связи для целей эфирного вещания), не предоставил в ФАС сведения за 4 квартал 2017 г. о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в срок до 30.01.2018. Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания утвержден приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 № 41.

По мнению административного органа, телекомпанией были нарушены: п. 5 ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пунктов 1-4 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.208 № 41 и лицензионные требования, установленные п.9 лицензии № 147609 от 17.03.2013.

В связи с выявленным административным правонарушением ведущим специалистом - экспертом отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении в сфере массовых коммуникаций от 28.02.2018 № АП-44/2/132 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что явилось основанием для обращения с заявлением в суд о привлечении Учреждения к административной ответственности.

Телекомпания «Русь» заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Представитель телекомпании в судебном заседании указал, что они являются некоммерческой организацией и не могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку объектом посягательства по данной статье является предпринимательская деятельность.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, суд пришёл к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению в силу следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом названного правонарушения является порядок осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом. В свою очередь, лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 5 Устава областного государственного бюджетного учреждения «Областная телекомпания «Русь», утвержденного приказом информационного аналитического управления Костромской области от 03.07.2013 г. №187, учреждение является некоммерческой организацией – государственным бюджетным учреждением Костромской области.

В соответствии с пунктом 10 Устава целями деятельности учреждения являются обеспечение конституционного права граждан на информацию путем трансляции и ретрансляции теле- и радиопрограмм, содержащих общественно значимые сведения, затрагивающие интересы населения Костромской области; обеспечение конституционного права граждан на свободу мысли и слова путем организации в эфире открытого обсуждения общественно значимых проблем жизни области и его жителей, работы органов государственной власти и местного самоуправления, различных аспектов социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни, а также других вопросов, интересующих зрителей; способствование становлению в обществе морально-этических отношений, основанных на демократических, правовых и гуманитарных началах.

Согласно пункту 12 Устава учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей ради которых оно создано и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его Уставе.

Таким образом, учитывая, что деятельность учреждения носит некоммерческий характер и не направлена на систематическое извлечение прибыли, суд считает, что Областное государственное бюджетное учреждение «Областная телерадиокомпания «Русь» не является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена в части 2 статьи 19.20 КоАП РФ.

Аналогичный вывод сделан в постановлении мирового судьи от 09.04.2018 г. по делу № 5-243/2018 о привлечении к административной ответственности генерального директора ОГБУ «Телекомпания «РУСЬ» ФИО3, вступившим в законную силу.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.

Согласно правилам, установленным статьей 23.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.20 КоАП РФ, арбитражным судам неподведомственно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, так как дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы возвратить административному органу.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения, путем подачи жалобы через арбитражный суд Костромской области.

Судья А.В.Зиновьев