АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № А31-6586/2011
г. Кострома | 26 апреля 2012 года |
Арбитражный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Хубеева Александра Фаатовича, судей Сергушовой Татьяны Валерьевны, Денисенко Ларисы Юрьевны, лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Красавина Н.В., рассмотрев дело по заявлению Открытого акционерного общества «Костромская сбытовая компания», г. Кострома (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному унитарному предприятию города Костромы «Костромагорводоканал», г. Кострома (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании несостоятельным (банкротом),
при участии:
от УФНС по КО: ФИО1 – по дов. от 17.04.2012 №11-20/04522,
от должника: ФИО2 – по дов. от 10.01.2012 № 12,
от временного управляющего: ФИО3 – паспорт,
от Администрации г. Костромы: ФИО4 – по дов. от 23.03.2012 № 55-1344/12,
от Росреестра: ФИО5 – по дов. от 12.03.2012 № 12,
от Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества: ФИО6 – по дов. от 28.12.2011 № 33,
ФИО7 – по дов. от 28.12.2011 № 35,
ФИО8 – по дов. от 26.04.2012 № 12,
от ОАО «Костромская сбытовая компания»: ФИО9 – по дов. от 01.03.2012 № 07/109,
установил:
Определением Арбитражного суда Костромской области от 19 сентября 2011 года в отношении Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал», г. Кострома (ИНН 4401000622, ОГРН 1024400535356) введена процедура наблюдения.
Временным управляющим Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал», г. Кострома (ИНН <***>, ОГРН <***>) утвержден ФИО3.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал», г. Кострома (ИНН <***>, ОГРН <***>) МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества заявили о признании решения собрания кредиторов от 27.03.2012 недействительным.
Определением суда от 26 апреля 2012 года поименованные заявления объединены для совместного рассмотрения.
Должник поддержал требования заявления в полном объеме, просит суд признать решение собрания кредиторов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» от 27.03.2012 недействительным.
Представители Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества поддержали требования заявления о признании решения собрания кредиторов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» от 27.03.2012 по вопросам № 3, № 5 повестки собрания кредиторов недействительными, дополнительно пояснив следующее.
Заключение о финансовом состоянии МУП города Костромы «Костромагорводоканал» (далее Заключение) основано на нормативных документах, утративших силу, а именно:
- Постановление Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.04.2003 N218. - Распоряжение ФСДН РФ от 08.10.1999 N 33-р (О Методических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства) фактически утратило силу в связи с упразднением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, а
также изданием Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, утвердившего временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Квалификация специалиста, привлечённого для подготовки Заключения, не соответствует выполненной работе. ИП ФИО10, привлечённый для выполнения анализа финансового состояния предприятия, имеет высшее образование по специальности «Финансы и кредит» и специализацию «Оценка собственности». Дипломы о повышении квалификации ФИО10 получены также в сфере оценочной деятельности. Для проведения анализа финансового состояния предприятия необходимо привлечение специалиста имеющего образование по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», и специализацию в сфере финансового анализа.
Согласно пункту 5 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367, (далее Правила):
«при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми:
в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности;
в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные;
все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.»
В нарушение положений вышеуказанного пункта, в Заключении отсутствуют расчеты и реальные факты, подтверждающий выводы о том, что реальная к взысканию дебиторская задолженность составляет не более 50 % от балансовой стоимости этого актива. В Заключении не отражена информация о наличии у предприятия сформированных резервов по сомнительным долгам, балансовая стоимость дебиторской задолженности сокращается на сумму указанных резервов, что отражено в прилагаемом к Заключению бухгалтерском балансе предприятия по состоянию на 30.09.2011. (страница 191). В расшифровке строки 1230 бухгалтерского баланса указана строка с информацией по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам», по которому числится сумма 32 599 тыс. рублей. На указанную сумму сокращена сумма дебиторской задолженности и по итоговой строке № 1230. Итоговая сумма балансового значения дебиторской задолженности сформирована в размере 176 206 тыс. рублей. Непосредственно сумма дебиторской
задолженности предприятия больше итоговой суммы и по счетам 60.2 и 60.3 составляет соответственно 12 878 тыс. руб. и 190 022 тыс. руб.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утверждённому Приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. N 94н:
«Счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" предназначен для обобщения информации о резервах по сомнительным долгам.
На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Аналитический учет по счету 63 "Резервы по сомнительным долгам" ведется по каждому созданному резерву.»
Таким образом, нереальная к взысканию дебиторская задолженность обеспечивается соответствующими резервами, расходы по созданию которых, заранее включаются в расходы предприятия. Списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, не ухудшает текущий финансовый результат предприятия на момент списания и не ухудшает финансовое положение предприятия. Выводы, сделанные на странице 84 Заключения, о том, что «вероятность взыскания просроченной задолженности достаточно низка, так как многие дебиторы являются банкротами... С учётом уровня сбора платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, который составляет 91 %, величина дебиторской задолженности, реальной к взысканию, составит не более 50 % от балансовой стоимости этого актива», не в полной мере отражают влияние дебиторской задолженности на структуру баланса предприятия, оценка размера возможной к взысканию задолженности не подтверждена.
Из всех дебиторов предприятия сумма задолженности дебиторов, находящихся в процессе конкурсного производства по состоянию на 30.09.2011. составляет 15,1 млн. рублей, при этом созданные резервы составляют 32,6 млн.
рублей. В Заключении не учтён тот факт, что списание нереальной к взысканию задолженности не ухудшит финансовое состояние предприятия, т.к. созданы соответствующие резервы.
Выводы о реальности взыскания дебиторской задолженности также противоречат следующей информации, представленной на странице 20 Заключения: "расчёт за произведённые услуги по водоснабжению и водоотведению производится по факту оказания услуг, текущие расчёты производятся, как правило, без задержек (по данным руководства предприятия оплата услуг за 9 месяцев 2011 года составила 99 % против 96 % за аналогичный период 2010 года)". Таким образом, при указанном уровне платежей формирование дебиторской задолженности практически отсутствует, числящаяся просроченная задолженность погашается, а нереальная к взысканию задолженность обеспечена резервами.
Кроме того, предприятием дебиторская задолженность принимается к учёту как просроченная при неуплате абонентом поданной ему питьевой воды и (или) принятых сточных вод за два расчётных периода, установленных договором. Расчётным периодом является месяц, таким образом, дебиторская задолженность числится просроченной уже через 2 месяца. При уровне оплаты 99 % можно сделать вывод, что данная задолженность, несмотря на её текущий характер, регулярно погашается.
На основании вышеуказанной оценки дебиторской задолженности, в Заключении на странице 7 в разрез с требованиями пункта 1 Приложения 1 к Правилам, определяющим перечень показателей, используемых для расчёта коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, введены показатели «Потенциальные оборотные активы к возврату» и «Скорректированная дебиторская задолженность». Сопоставимость значений в рассматриваемых периодах по указанным показателям отсутствует, так как они определены только на 01.10.2011. Показатель «Потенциальные оборотные активы к возврату», согласно сноске к таблице, отражает просроченную дебиторскую задолженность, однако, данный показатель не указывается в отчётных периодах с 01.04.2009 по 01.07.2011. Показатель «Скорректированная дебиторская задолженность» в периодах с 01.04.2009 по 01.07.2011. принят равным показателю «Краткосрочная дебиторская задолженность», а по состоянию на 01.10.2011 указан в размере 86198 тыс. рублей, что значительно отличается от показателя «Краткосрочная дебиторская задолженность» на соответствующую дату. Как следствие, нарушен главный
принцип анализа - сопоставимость и достоверность показателей, а также нарушены требования пункта 5 Правил. В дальнейшем на основании показателя «Скорректированная дебиторская задолженность» построен график на странице 8 Заключения, который основывается на недостоверных данных и отражает недостоверно динамику показателей.
Согласно подпункту «д» пункта 6 Правил, в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются коэффициенты финансово- хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, согласно приложению N 1, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения.
Согласно пункту 3 приложения 1 к Правилам, «коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств и определяется как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам должника».
На странице 10 Заключения коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 01.10.2011. указан в размере 0,363. В составе показателей финансово- хозяйственной деятельности, указанных на странице 7, значение показателя «Ликвидные активы» на 01.10.2011. указано в размере 177530 тыс. рублей, значение показателя «Текущие обязательства должника» на 01.10.2011. - 240832 тыс. рублей. Расчёт коэффициента текущей ликвидности, выполненный согласно Правилам, как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам должника будет соответственно 177530/240832 = 0,737.
Таким образом, расчёт коэффициента текущей ликвидности по состоянию на 01.10.2011. выполнен неверно, показатель занижен. Отметим, что коэффициент текущей ликвидности является одним из основных показателей, на основании которых была выполнена оценка финансового состояния предприятия, что послужило основанием для неверного вывода о снижении платёжеспособности предприятия.
Утверждения, выраженные на странице 77, 85 Заключения о том, что исходя из предназначения основных средств должника (водоснабжение и канализация города Костромы) и прав собственности на них можно сделать вывод о низкой ликвидности данного актива", о том, что "величина собственного
капитала, отражённая в бухгалтерской отчётности, может не соответствовать его
величине, так как реальная стоимость активов должника может быть ниже, чем отражённая в бухгалтерской отчётности", в полной мере не соответствует действительности по следующим причинам.
В прилагаемом к заключению бухгалтерском балансе предприятия по состоянию на 30.09.2011. (страница 191 Заключения) имеется строка «Добавочный капитал». Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Министерства финансов от 31 октября 2000 г. N 94н:
«Счет 83 "Добавочный капитал " предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации. По кредиту счета 83 "Добавочный капитал" отражаются:
прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;
сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".»
Так как муниципальное предприятие не может иметь акций, показатель «Добавочный капитал» может быть сформирован в бухгалтерском балансе исключительно в результате переоценки.
Согласно пункту 15 Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ГЕБУ 6/01":
«Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на финансовый результат в качестве прочих расходов, зачисляется в финансовый результат в качестве прочих доходов.
Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.
При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации.»
Согласно пункту 41 Приказа Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств":«Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными иенами и условиями воспроизводства на дату переоценки.»
Таким образом, стоимость основных средств, указанная в бухгалтерском балансе по состоянию на 30.09.2011. в размере 568,7 млн. рублей близка к рыночной стоимости указанного актива и значительно превышает стоимость обязательств предприятия.
Собственником имущества МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» дано согласие на продажу имущества, не задействованного в основном производственном процессе, а именно, Решением Думы города Костромы от 20.10.2011 №243 дано согласие МУП города Костромы «Костромагорводоканал» на продажу принадлежащего
предприятию на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества (зданий) по ул. Ленина 1/2, Профсоюзная 15-а, Ю. Пионеров, 3, Советская, 120. Управлением территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества произведена оценка рыночной стоимости указанного имущества, которая в сумме составила 184,9 млн. рублей, и на порядок превысила балансовую стоимость указанного имущества. Например, нежилые помещения в здании по ул. Советской, 120 имели по состоянию на 01.01.2011. остаточную стоимость 4 млн. рублей, а оценены были на сумму 148,6 млн. рублей. Общая сумма требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, составляет всего 74 млн. рублей, что значительно ниже выручки, которую можно получить от продажи указанного имущества.
Таким образом, выводы, сделанные на странице 77, 85 Заключения о том, что "исходя из предназначения основных средств должника (водоснабжение и канализация города Костромы) и прав собственности на них можно сделать вывод о низкой ликвидности данного актива", "величина собственного капитала, отраженная в бухгалтерской отчётности, может не соответствовать его реальной величине, так как реальная стоимость активов должника может быть ниже, чем отраженная в бухгалтерской отчётности" недостоверны, так как собственник подтвердил своими решениями готовность к согласованию продажи основных средств, и форма права не препятствует распоряжению указанным имуществом. Предприятие имеет достаточно непрофильных внеоборотных активов - зданий, не используемых в основном производственном процессе, продажа которых позволит погасить задолженность перед кредиторами, оценка только непрофильных активов в несколько раз превышает их балансовую стоимость.
В анализе структуры активов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», выполненном на страницах 22-23, 79-80 Заключения не учтена отраслевая специфика работы предприятия и формирования оборотных активов, не сделаны полноценные выводы. Основными составляющими оборотных активов являются: запасы сырья и материалов, запасы готовой продукции, дебиторская задолженность и денежные активы. В обычных производственных предприятиях значительную часть оборотных активов, обеспечивающих текущие пассивы (текущую кредиторскую задолженность), являются запасы готовой продукции или товаров для перепродажи (товарные остатки), и запасы сырья для производства продукции, за счёт которых обеспечивается текущая ликвидность предприятия.
МУП города Костромы «Костромагорводоканал» в силу специфики деятельности, не хранит на складе запасы готовой продукции и сырья, так как они не формируются. То есть, вода и стоки не лежат на складе ни до производства, ни после. Накопление денежных средств на счетах может обеспечить ликвидность предприятия, но в условиях их недостатка, является нецелесообразным. При этом денежные средства имеют высокую оборачиваемость, и, соответственно, высокую эффективность использования. Указанная специфика делает закономерным состояние оборотных активов, при котором основная доля оборотных активов состоит из дебиторской задолженности, а основные средства частично обеспечивают требования кредиторов. Исходя из указанной специфики, а также учитывая недостоверность выполненного анализа дебиторской задолженности, объяснение значений коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, иных показателей, в расчете которых используются значения оборотных активов, а также выводы, не учитывающие специфику их формирования, являются недостоверными и необъективными.
Наличие у предприятия значительной доли основных средств в структуре баланса, значение коэффициента автономии 0,672 на 01.10.2011. при нормативном значении 0,5, положительный трэнд роста коэффициента автономии, свидетельствуют о долгосрочной ликвидности предприятия и наличии перспектив привлечения ресурсов для развития.
Финансовые трудности предприятия носят временный характер и обусловлены тарифной политикой, которую возможно изменить.
На странице 20 Заключения сделан вывод о том, что "тарифы по которым осуществляются услуги, устанавливаются Администрацией Костромской области исходя из затрат на оказание этих услуг. Соответственно, увеличение тарифов маловероятно." Однако, основной проблемой предприятия является недостаток выручки от реализации продукции (работ, услуг), рост которой напрямую зависит от установленных тарифов. Сведения о том, что изменить ситуацию не представляется возможным, не соответствуют действительности. Так, 29 февраля 2012 года МУП города Костромы «Костромагорводоканал» обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд Костромской области о взыскании с муниципального образования городской округ города Костромы за счёт казны в пользу предприятия убытков в виде выпадающих доходов от оказания услуг по водоснабжению и водоотведению за 2010 год в виде разницы между тарифами предприятия, установленными Администрацией города Костромы и экономически обоснованными затратами на данные услуги в сумме 184 828 060 рублей.
Данный факт свидетельствует о том, что МУП города Костромы «Костромагорводоканал» стремится к восстановлению платёжеспособности предприятия путём возмещения недополученной выручки от реализации продукции (работ, услуг). На странице 93 Заключения не указана возможность восстановления платёжеспособности должника путём увеличения выручки от реализации продукции, работ, услуг, что свидетельствует об отсутствии полноты анализа.
На странице 95 Заключения общие выводы по анализу финансового состояния должника противоречат друг другу: в пункте 3 сделан вывод о наличии возможности восстановления безубыточной деятельности должника, при этом в пункте 4 наиболее оптимальной процедурой предлагается конкурсное производство. Восстановление безубыточной деятельности влечёт восстановление платёжеспособности должника, поэтому, учитывая наличие непрофильных активов, наиболее оптимальной процедурой по результатам анализа целесообразно рекомендовать внешнее управление. Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", "внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности";
Таким образом, в Заключении о финансовом состоянии МУП города Костромы «Костромагорводоканал» представлено недостоверное обоснование введения в отношении должника процедуры конкурсного производства.
Представитель уполномоченного органа считает заявления МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» о признании решения собрания кредиторов от 27.03.2012 подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Первое собрание кредиторов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» состоялось 27.03.2012.
При рассмотрении вопроса 3 повестки: «Принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в Арбитражный суд с соответствующим ходатайством» большинством голосов (ОАО «Костромская сбытовая компания») принято решение: не ходатайствовать перед Арбитражным судом о введении внешнего управлении».
При рассмотрении вопроса 5 повестки: «Принятие решения об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства» большинством голосов (ОАО «Костромская сбытовая компания») принято решение об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника
банкротом с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Должник - МУП г.Костромы «Костромагорводоканал», не согласившись с принятыми по указанным вопросам решениям, обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании решения собрания кредиторов недействительным, т. к. считает, решение собрания кредиторов от 27.03.2012 по вопросу 2 является незаконным и нарушающим законные права и интересы предприятия, так как в собрании кредиторов не принимал участие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
ФНС в лице УФНС России по Костромской области считает данный довод МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» обоснованным.
МУП г.Костромы «Костромагорводоканал» является субъектом естественной монополии и к нему должны применяться особенности банкротства субъектов естественных монополий, предусмотренные § 6 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе о том, что наряду с лицами, определенными Законом о банкротстве, лицом участвующим в деле о банкротстве (в том числе с правом участия в собрании кредиторов) признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
В первом собрании кредиторов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», которое состоялось 27.03.2012, представитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии участия не принимал, временным управляющим надлежаще
не уведомлялся (уведомления вручены лишь представителям кредиторов и уполномоченного органа).
Заявление Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества представитель уполномоченного органа о признании решения собрания кредиторов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» от 27.03.2012 по вопросам № 3, № 5 повестки собрания кредиторов недействительными также считает подлежащим удовлетворению, указав, что первое собрание кредиторов МУП г.Костромы «Костромагорводоканал» состоялось 27.03.2012.
При рассмотрении вопроса 3 повестки: «Принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в Арбитражный суд с соответствующим ходатайством» большинством голосов (ОАО «Костромская сбытовая компания») принято решение: не ходатайствовать перед Арбитражным судом о введении внешнего управлении».
При рассмотрении вопроса 5 повестки: «Принятие решения об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства» большинством голосов (ОАО «Костромская сбытовая компания») принято решение об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы, не согласившись с принятыми по указанным вопросам решениям, обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании решения собрания кредиторов недействительным, т. к. считает, решение собрания кредиторов от 27.03.2012 по вопросу 2 является незаконным и нарушающим законные права и интересы предприятия, так как в собрании кредиторов не принимал участие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Временный управляющий просит суд отказать в удовлетворении заявлений МУП г.Костромы «Костромагорводоканал» и Управления территориального планирования,
городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества
администрации города Костромы, указав следующее. Определением Арбитражного суда Костромской области, г.Кострома, ул. Долматова, д.2 от 19 сентября 2011г. по делу A31-6586/2011 о несостоятельности (банкротстве) предприятий, в отношении Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» (156000, г. Кострома, ул. 1 Мая,2а ИНН 4401000622, ОГРН 1024400535356) введена процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим назначен Бутенко Андрей Владимирович, Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация «Сибирский центр экспертов антикризисного управления», г.Ярославль, Ярославская область, ул. Лескова, 28-2-78.
Первое собрание кредиторов проведено 27 марта 2012 г. На первом собрании кредиторов по результатам регистрации присутствовало 99,77% кредиторов, внесенных в реестр требований кредиторов, которые рассмотрели следующие вопросы:
1. Отчет временного управляющего о проведении процедуры - наблюдение.
2. Принятие решения о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.
3. Принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.
4. Принятие решения о заключении мирового соглашения и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.
5. Принятие решения об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.
6. Образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов, избрание членов комитета кредиторов.
7. Определение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего.
8. Определение кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.
9. Об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.
10. Избрание представителя собрания кредиторов.
11. Выбор реестродержателя.
12. Установление периода предоставления арбитражным управляющим отчета о своей деятельности.
13. Определение | места проведения последующих собраний |
(комитетов) кредиторов МУП г. Костромы «Костромагорводоканал»
В силу п.2.ст. 12 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. №127-ФЗ принятие решения об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.
В результате голосования по вопросам повестки дня первого собрания кредиторов, по 5 вопросу большинством голосов (80,97%) было принято решение об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства.
Выводы заявителя, что:
1. «Предприятие не обладает признаками несостоятельности (банкротства) и имеет реальную возможность произвести расчет по обязательствам и продолжить деятельность» считаю не обоснованными по следующим основаниям:
1.1 п. 2.5 анализа финансового состояния должника «Причины утраты платёжеспособности на основании динамики изменения коэффициентов» говорит о следующем:
- Валюта баланса должника за период анализа увеличилась с 462 176 тысяч рублей на 01.04.2009 г. до 789 967 тысяч рублей на 01.10.2011г. Рост составил 71%. При этом, за тот же период внеоборотные активы увеличились на 90%, а оборотные активы увеличились на 35%. Однако, с учётом ликвидности дебиторской задолженности (более 50% дебиторской задолженности является просроченной), реальная величина оборотных активов снизилась примерно на 30%. Платёжеспособность должника неудовлетворительная, о чём свидетельствует низкое значение коэффициента абсолютной ликвидности - 0,0055 при нижней границе нормы 0,2. Коэффициент абсолютной ликвидности близок к нижней границе нормы (0,2). Коэффициенты текущей ликвидности, равный 0,363, так же существенно ниже нормы. Показатель обеспеченности обязательств активами равен 2,758, что выше минимального значения. Однако, такое значение коэффициента получено за счёт большой стоимости внеоборотных активов, которые принадлежат должнику на праве хозяйственного ведения и не могут быть реализованы без согласия учредителя. Степень платёжеспособности по текущим обязательствам равна 5, то есть, текущие обязательства в пять раз больше
среднемесячной выручки. Финансовая устойчивость должника неудовлетворительна, так как коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами отрицателен, то есть у должника отсутствуют собственные оборотные средства. Показатели деловой активности на всём периоде анализа демонстрируют негативную динамику. Рост показателей в первом квартале обусловлен списанием просроченной кредиторской задолженности и не связан с увеличением эффективности основной деятельности. Рентабельность основной деятельности должника отрицательна практически на всём периоде анализа и на 01 октября 2011 года составляет минус 3,4%. То есть, хозяйственная деятельность должника всегда была убыточна. Таким образом, значения и динамика изменения коэффициентов свидетельствуют о глубоком кризисе должника. Предприятие ведёт свою деятельность за счёт постоянно увеличивающейся кредиторской задолженности.
1.2 Большую часть основных средств должника составляют здания и сооружения, предназначенные для водоснабжения и водоотведения, - доля в первоначальной и остаточной стоимости составляет 88%. Износ этой ГОУППЫ основных
средств, в среднем, составляет не менее 75%. Доля машин и оборудования составляет 5,45%, доля транспортных средств - 5,54%. Основные средства предприятия являются собственностью города Костромы и находятся у должника на праве хозяйственного ведения. Исходя из предназначения основных средств должника (водоснабжение и канализация города Костромы) и прав собственности на них можно сделать вывод о низкой ликвидности данного актива. Значительная часть основных средств должника (сооружения и сети водопровода и канализации) существенно изношены, о чём свидетельствует значительный уровень потерь воды при транспортировке. В 2010 году подача воды в сети составила 44 584 тысяч мЗ, а реализация воды за этот же период составила всего 27 635 тысяч мЗ.
1.3 Заявитель ссылается, что чистая прибыль предприятия на 01.10.2011 г. составляет 20 555 тыс. руб. не указывая, что данная прибыль получена путем списания просроченной кредиторской задолженности в сумме 60 306 тыс. руб.
1.4 Валовый убыток за 9 месяцев 2011 г. составил 27, 2 млн. руб., при этом по основному виду деятельности получен убыток 34,9 млн. руб. Кроме этого за 9 месяцев 2011 г. в оборотные активы привлечено займов и кредитов на сумму 154,8 млн. руб.
2. «Анализ финансового состояния предприятия основан на нормах права,
которые на момент его проведения были признаны утратившими силу», считаю необоснованными по следующим основаниям:
2.1 На странице 3 «Заключения о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в списке нормативных актов, на основании которых проводилась экспертиза, ошибочно не указано Постановление Правительства РФ от 27.12.2004г. №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства». В то же время определение наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства производилось по методике, изложенной в указанном руководящем документе (приложение №1 Копия письма Независимого оценщика ФИО10 №21 от 29 марта 2012г.
3. «Большая часть требований не подтверждена исполнительными документами, более того на вышеуказанное имущество должника взыскание не обращалось» и «в силу ст. 198 Закона о банкротстве лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Данный орган исполнительной власти к участию в деле привлечен не был» считаю необоснованной по следующим основаниям:
3.1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
3.2 В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки
банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.
3.3 Согласно п. 2. ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Руководствуясь указанными нормами определением Арбитражного суда Костромской области от 19.09.2011 по делу № А31-6586/2011 заявление ОАО «КСК» к МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» о признании несостоятельным (банкротом)
признано обоснованным и в отношении МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» введена процедура наблюдения.
3.5 В период проведения процедуры наблюдения Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» внесены изменения в отдельные положения, в том числе расширена сфера деятельности естественных монополий деятельностью в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, (вступил в силу 06.01.2012 г.)
3.6 Определение Арбитражного суда Костромской области от 19 сентября 2011г. по делу A31-65 86/2011 о несостоятельности (банкротстве) предприятий, в отношении Муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» принималось судом без учета положений предусмотренных параграфом 6 главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», т.к. изменения внесенные Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147- ФЗ «О естественных монополиях» вступили в силу 06.01.2012 г.
Представитель ОАО «Костромская сбытовая компания» считает не подлежащими удовлетворению заявления МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», Управления территориального планирования, городских
земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации города Костромы о признании решения собрания кредиторов от 27.03.2012 недействительным на основании нижеследующего. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений в том числе:
о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Статьей 70 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника временным управляющим проводится анализ финансового состояния должника.
Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
В соответствии с п. 1 ст. 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» временным управляющим МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» ФИО3 был привлечен на договорной основе для проведения финансового анализа должника независимый оценщик (ИП) ФИО10, имеющий высокую квалификацию и большой опыт работы.
Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее -Правила).
Согласно п. 2 Правил финансовый анализ проводится арбитражным управляющим в целях подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства.
Правилами установлены коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п. 1 и п. 2 заключения о финансовом состоянии МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» при анализе финансового состояния предприятия применялись Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367, а также применялись утвержденные Правилами коэффициенты финансово хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета.
В ходе анализа коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, Павловым А.Г. сделан вывод о том, что значения и динамика изменения коэффициентов свидетельствуют о глубоком кризисе должника. Предприятие ведет свою деятельность постоянно увеличивающейся кредиторской задолженности. Исходя из анализа приведенных показателей и коэффициентов, можно утверждать, что должник не в состоянии погасить свои обязательства за счет текущей деятельности. Все это свидетельствует о состоянии банкротства должника.
Исходя из анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника основными видами деятельности должника являются деятельность по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод.
В ходе анализа влияния на финансовое состояние должника доли на рынках выпускаемой им продукции, увеличения цены на используемые должником товары, увеличение цен на продаваемые товары, работы, услуги ФИО10 делается вывод о том, что увеличение доли на рынке должника невозможно, так как он является единственной организацией в городе Кострома, осуществляющей водоснабжение и водоотведение по установленным тарифам. Увеличение цены на используемые должником товары существенно ухудшает его финансовое состояние, так как у предприятия отсутствует запас устойчивости по рентабельности оказания услуг. Увеличение тарифов маловероятно.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод подлежат регулированию в соответствии с настоящим законом.
Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Таким образом, увеличение тарифов в необходимом размере для покрытия затрат должника на производство товаров, работ и услуг, а также расчетов с кредиторами в условиях действующего законодательства о тарифном регулировании в настоящее время невозможно.
В результате анализа активов и пассивов должника Павловым А.Г.сделан вывод о том, что структура активов должника не оптимальна. Оборотных активов недостаточно для эффективной хозяйственной деятельности.
Кроме того, основные средства должника нуждаются в реконструкции. Требуют замены 76 % водопроводных и 60 % канализационных сетей. Проводящиеся работы по модернизации основных средств недостаточны для существенного снижения издержек (доля потерь в сетях достигает 38 %).
Структура оборотных активов не оптимальна. На дату проведения анализа оборотные активы должника не позволяют вести эффективную хозяйственную деятельность. Дебиторская задолженность, составляющая 87,6 % от общей величины оборотных активов реальна к взысканию не более чем на 50 %. Предприятие испытывает существенный недостаток оборотных активов.
Согласно анализа, абсолютный размер краткосрочных обязательств должника на дату проведения анализа составлял 240 834 тыс. руб., что больше его среднемесячной выручки за 2010 и 9 месяцев 2011 практически в пять раз. На дату проведения первого собрания кредиторов обязательства МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» только перед ОАО «КСК» увеличились на 60 000 тыс. руб.
Делая общий вывод по анализу финансового состояния должника, ФИО10 указывает на то, что в результате проведенного анализа МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» установлено, что должник не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам, утрачена ликвидность и финансовая устойчивость. То есть, на лицо все основания для признания должника банкротом. Наиболее оптимальной процедурой банкротства для должника является конкурсное производство.
Таким образом, доводы Должника, Управления о необоснованности принятия собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного являются необоснованными.
Решение собрания кредиторов основывается на отчете временного управляющего МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» ФИО3 и анализе финансового состояния «МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», проведенного в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим
финансового анализа утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367.
Кроме того, согласно отчета директора предприятия МУП г. Костромы, «Костромагорводоканал» за 9 месяцев 2011 расходы предприятия в сумме 506,6 млн. руб. превышают начисленные доходы в сумме 479,3 млн. руб. валовый убыток составил 27,2 млн. руб. Против факта 9 месяцев прошлого года убыток снижен на 4 млн. руб. При этом по основному виду деятельности получен убыток 34,9 млн. руб. при плановой прибыли 33,1 млн. руб., по прочей деятельности прибыль 7,7 млн. руб.
Прибыль до налогообложения составила 16,5 млн. руб., в т.ч. за счет прочих доходов, которые увеличились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 42,5 млн. руб. за счет списания задолженности по налогам с истекшим сроком исковой давности в сумме 60 306 тыс. руб.
Чистая прибыль получена в сумме 20 555 тыс. руб. против убытка за прошлый год в сумме 27,3 млн. руб.
Большую часть основных средств должника составляют здания и сооружения, предназначенные для водоснабжения и водоотведения, - доля в первоначальной и остаточной стоимости составляет 88%. Износ этой группы основных средств, в среднем, составляет не менее 75%. Доля машин и оборудования составляет 5,45%, доля транспортных средств - 5,54%. Основные средства предприятия являются собственностью города Костромы и находятся у должника на праве хозяйственного ведения. Исходя из предназначения основных средств должника (водоснабжение и канализация города Костромы) и прав собственности на них можно сделать вывод о низкой ликвидности данного актива. Значительная часть основных средств должника (сооружения и сети водопровода и канализации) существенно изношены, о чём свидетельствует значительный уровень потерь воды при транспортировке. В 2010 году подача воды в сети составила 44 584 тысяч м3, а реализация воды за этот же период составила всего 27 635 тысяч м3.
Таким образом, указанные сведения подтверждают отрицательные финансовые результаты МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» полученные от основного вида деятельности и отсутствие возможности восстановления платежеспособности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Должник, Управление в заявлении указывает на возможность восстановления платежеспособности должника, однако помимо изложения самих доводов не предоставил доказательств в их подтверждение.
Необоснованны ссылки Должника на Постановление Администрации города Костромы № 316 от 28.02.2012 «Об увеличении уставного фонда муниципального унитарного предприятия города Костромы «Костромагорводоканал» о передаче в уставный капитал Должника денежных средств, в размере 100 000 000,00 руб.
До настоящего времени указанное Должником Постановление Администрации города Костромы в порядке, предусмотренном Уставом города Костромы, не издано и официально не опубликовано.
Пунктом 1 ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2. ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
Руководствуясь указанными нормами определением Арбитражного суда Костромской области от 19.09.2011 по делу № A31-6586/2011 заявление ОАО «КСК» к МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» о признании несостоятельным (банкротом) признано обоснованным и в отношении МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» введена процедура наблюдения.
В период проведения процедуры наблюдения Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ в Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» внесены изменения в отдельные положения, в том числе расширена сфера деятельности естественных монополий деятельностью в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно ст. 168 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также к отношениям, связанным с банкротством застройщиков, применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников - юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Статьей 197 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено что, для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, кроме того определены специфические признаки банкротства и условия возбуждения дела о банкротстве.
Статус предприятия банкрота и нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с которыми рассматривается дело о банкротстве определяются при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).
В связи с тем, что при рассмотрении заявления ОАО «КСК» о признании несостоятельным (банкротом) МУП г. Костромы «Костромагорводоканал», признанного судом обоснованным, применялись общие нормы регулирующие банкротство должников - юридических лиц, к отношениям, связанным с проведением процедуры наблюдения не могут применяться положения банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.
Представитель собственника имущества должника, Администрации г. Костромы, считает подлежащими удовлетворению требования Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества в силу следующего. В соответствии с Уставом МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» видами деятельности предприятия являются: производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей; удовлетворение потребностей города по обеспечению питьевой водой, отводу и очистке сточных вод. Согласно письму Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 22 марта 2012 года № Д/ТЭК- 1315 МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» является субъектом естественной монополии. В письме Управления ФАС по Костромской области от 15 марта 2012 года № 635/04 указано, что МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, следовательно, является субъектом естественной монополии.
В соответствии со статьей 168 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) к отношениям, связанным с банкротством субъектов естественных монополий, Закон о банкротстве применяется с особенностями, установленными главой IX Закона. Параграф 6 указанной главы регламентирует непосредственно банкротство субъектов естественных монополий. В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), под субъектом естественной монополии для целей данного Закона понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии Естественная монополия в силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - закон N 147-ФЗ) - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема
производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. В соответствии с абз. 2, 3 ст. 3 Закона N 147-ФЗ субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Сферы деятельности, осуществляемой субъектом естественной монополии, представлены в виде закрытого перечня в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ, включающем в себя, в том числе, деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Предусмотренные Законом N 147-ФЗ сферы деятельности деятельностью по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры были дополнены Федеральным законом от 6 декабря 2011 N 401-ФЗ (статья 3).
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При этом по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Кроме того, согласно положению части 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
Таким образом, так как Федеральным законом от 6 декабря 2011 N 401-ФЗ не предусмотрено особого порядка вступления в силу нормы, предусмотренной статьей 3 данного закона, начиная со дня вступления его в силу, отношения, связанные с банкротством МУП г.Костромы «Костромагорводоканал», регламентируются законом о банкротстве с особенностями, установленными его главой IX.
В силу статьи 198 Закона о банкротстве лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить
государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Согласно части 4 статьи 20.3 закона о банкротстве арбитражный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В соответствии со статьей 72 закона о банкротстве временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Статья 34 закона о банкротстве предусматривает перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, к которым в случаях, предусмотренных данным законом, в том числе, относятся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, временным управляющим для участия в первом собрании кредиторов должен быть пригашен орган, уполномоченный проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии, что однако не было обеспечено. В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника, созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Согласно пункту 1 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены данным законом. На основе анализа финансового состояния должника временный управляющий осуществляет обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Анализ финансового состояния должника проводится в соответствии с Правилами N 367, согласно пункту 4 которых финансовый анализ проводится на основании статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, материалов налоговых проверок и судебных процессов, нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
Арбитражным судом в соответствии со статьей 75 решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается на основании решения собрания кредиторов. При этом в силу статьи 53 закона о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве. Согласно статье 2 закона о банкротстве внешнее управление вводится для восстановления платежеспособности должника.
Администрация города Костромы поддерживает представленные Управлением территориального планирования доводы о необоснованности и недостоверности выводов, сделанных временным управляющим в заключении о финансовом состоянии МУП г.Костромы «Костромагорводоканал», и полагает, что они подтверждают, во-первых, необоснованность невозможности восстановления платежеспособности должника, во-вторых, необоснованность принятых первым собранием кредиторов решений о необходимости введения конкурсного производства, так как в основу решения положено указанное заключение, и в- третьих, вразрез требований статьи 20.2 закона о банкротстве недобросовестность действий арбитражного управляющего, не в интересах должника, кредиторов и общества.
Кредитор – ООО «Юбилейный 2007», считает требования МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» подлежащими удовлетворению на основании следующего.
01.03.2012 г. в адрес ООО «Юбилейный 2007» поступило письмо от МУП «Костромагорводоканал», содержащее предложение рассмотреть вопрос о заключении мирового соглашения и рассрочке погашения задолженности. Согласно предложенному графику МУП «Костромагорводоканал» обязался погасить задолженность до 10.08.2012 г. перед всеми кредиторами в полном объеме. Заключение мирового соглашения на данных условиях удовлетворяет интересам ООО «Юбилейный 2007».
Кроме того, согласно Постановлению Администрации г. Костромы от 28.02.2012 г. № 316 МУП «Костромагорводоканал» были выделены денежные средства в размере 100 000 000 руб.* что следует рассматривать как меры по предупреждению банкротства,
предпринятые собственником имущества должника. В результате которых МУП «Костромагорводоканал» восстановил свою платежеспособность.
Как обоснованно полагает должник, МУП «Костромагорводоканал» может быть признан субъектом естественной монополии согласно ст. 4 ФЗ N 147 от 17.08.1995 "О естественных монополиях" и Уставу должника. Следовательно, в собрании кредиторов необходимо участие федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии (ст. 198 ФЗ «О несостоятельности «банкротстве»).
Суд, с учетом представленных в судебном заседании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, считает необходимым отложить судебное заседание и предложить сторонам обосновать свою позицию с учетом заявленных доводов и возражений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями, 158, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Судебное заседание отложить на 24 мая 2012 года на 14 час. 10 мин. в помещении суда по адресу: <...>, зал № 2.
2. Сторонам представить все имеющиеся доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, в том числе, МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» и Управлению территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества представить дополнительное обоснование требований с учетом возражений временного управляющего и ОАО «Костромская сбытовая компания».
3. Лица, участвующие в деле, информируются о том, что они могут получить сведения о перерывах, которые могут быть объявлены судом в судебных заседаниях при рассмотрении настоящего дела, по телефону: <***> (помощник судьи, секретарь судебного заседания) а также на официальном веб-сайте суда в сети Интернет (www.kostroma.arbitr.ru).
Председательствующий судья А.Ф. Хубеев
Судья Т.В. Сергушова
Судья Л.Ю. Денисенко
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29