ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А31-6896/10 от 23.03.2011 АС Костромского области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
Дело № A31-6896/2010

г. Кострома

23 марта 2011 года

Резолютивная часть определения объявлена 21 марта 2011 года.

Полный текст определения изготовлен 23 марта 2011 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Зиновьева Андрея Викторовича,

рассмотрел в судебном заседании заявление Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области

к администрации Кологривского муниципального района Костромской области

третьи лица - Департамент финансов Костромской области, департамент внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики, Шарьинское отделение ОСБ № 4366 Сбербанка РФ

о взыскании денежных средств использованных по нецелевому назначению

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В.Суворовой

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, зам.директора департамента, доверенность от 14.07.2010 № 2105,

от администрации – ФИО2, доверенность от 15.03.2011 № 8,


от третьих лиц - Департамент финансов – Орлова И.Ю., начальник юр.отдела, доверенность от 01.12.2010 № 10-06/8,

Департамент внешнеэкономических связей – ФИО4, зам.начальника отдела молодежной политики, доверенность от 20.01.2011 № 20,

Шарьинское отделение ОСБ – не явились.

установил:

Департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным решения от 09.02.2010 администрации Кологривского муниципального района Костромской области, разрешающих перечисление денежных средств на обеспечение жильем молодых семей в размере 237303 рубля семье К-вых и взыскании с администрации района данных денежных средств ввиду их нецелевого использования.

Определением от 03.12.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Департамент финансов Костромской области, Департамент внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодежной политики, Шарьинское отделение ОСБ № 4366 Сбербанка РФ.

В ходе рассмотрения дела заявитель неоднократно уточнял свои требования и в окончательном варианте заявил требования о взыскании с администрации Кологривского муниципального района денежных средств, выделенных из областного и федерального бюджетов в виде субсидий на приобретение жилья для молодых семей в размере 213572 рубля ввиду их нецелевого использования (уточнение требований от 21.03.2011 г.)

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель администрации возражает против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Третьи лица направили в суд письменные пояснения по заявленным требованиям и возражениям против них.


Представители третьих лиц дали пояснения по существу заявленных требований.

Шарьинское отделение ОСБ № 4366 Сбербанка РФ не направило в суд своего представителя, суд рассматривает дело в отсутствие его представителя.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

14 октября 2008 года между департаментом строительства Костромской области и администрацией Кологривского муниципального района заключен договор № 176 о совместной деятельности по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010гг. В соответствии с условиями договора:

- п. 1.1 «В соответствии с «Положением о предоставлении на территории Костромской области молодым семьям безвозмездных социальных выплат на приобретение (строительство) жилья», утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 28.07.2008 г. № 235-а, Департамент предоставляет безвозмездные социальные выплаты, предусмотренные областным бюджетом на реализацию областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 г.г., в т.ч. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;

Департамент:

- п.2.1.4 «Перечисляет на расчетный счет Администрации денежные средства, предусмотренные областным бюджетом на реализацию областной целевой программы «Жилище» на 2006-2010 г.г., в т.ч. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в сумме 71190 рублей»;

- п.2.1.5 «Контролирует целевое использование денежных средств»;

Администрация:

- п.2.2.1 «Предусматривает в расходной части местного бюджета на 2008 год денежные средства для предоставления молодым семьям безвозмездных социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в сумме 23731 руб.»;


- п.2.2.4 «Обеспечивает использование полученных денежных средств на цели, указанные в настоящем договоре».

Платежным поручением № 1158 от 07.11.2008 г. денежные средства в размере 71190 руб. департаментом строительства перечислены на счет финансового управления администрации муниципального образования Кологривский муниципальный район.

В соответствии с приложением 1 к Закону Костромской области от 03.12.2007 г. № 233-4-ЗК «Об областном бюджете на 2008 год» главным администратором доходов областного бюджета по субсидиям бюджетам на обеспечение жильем молодых семей являлся департамент финансов Костромской области.

В соответствии с приложением 8 к Закону Костромской области от 03.12.2007 г. № 233-4-ЗК «Об областном бюджете на 2008 год» главными распорядителями расходов средств по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 гг. подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в сумме 17753,8 тыс.руб. являлся департамент финансов Костромской области, по региональной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в сумме 9175 тыс.руб. являлся департамент строительства Костромской области.

В соответствии с приложением 43 к Закону Костромской области от 03.12.2007 г. № 233-4-ЗКО «Об областном бюджете на 2008 год» Кологривскому муниципальному району выделены субсидии в 2008 году на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» и подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в размере 142400 рублей за счет средств федерального бюджета.

Платежным поручением № 6075 от 18.08.2008 г. денежные средства в размере 142400 руб. перечислены на счет финансового управления администрации муниципального образования Кологривский муниципальный район.


В соответствии с приложениями № 2 и № 8 к Закону Костромской области от 16.12.2009 г. №552-4-ЗКО (ред. от 22.07.2010 г.) «Об областном бюджете на 2010 год» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем расходов средств по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и по региональной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» определен департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области.

Согласно сведениям, представленным администрацией Кологривского муниципального района, социальная выплата в размере 237303 рубля (142400 руб. - за счет средств федерального бюджета, 71190 руб. - областного бюджета и 23731 руб.- местного бюджета) по решению администрации Кологривского муниципального района от 9 февраля 2010 года выплачена Шарьинским отделением ОСБ № 4366 СБ РФ семье К-вых на переустройство и перепланировку жилого дома.

По мнению заявителя, данное решение противоречит требованиям пункта 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, в соответствии с которым: «социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе, на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов,


комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается».

В соответствии с частью 1 статьи 269 БК РФ «Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

Заявитель, полагая, что ответчиком допущено нецелевое использование бюджетных средств, обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании их с ответчика.

Суд полагает, что данный спор не подлежит рассмотрению в судебном порядке.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Данной нормой прямо предусмотрена возможность изъятия бесспорного изъятия денежных средств, используемых не по целевому назначению.

Обосновывая возможность обращения в суд с заявленными требованиями заявитель указал, что в соответствии с частью 1 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 БК РФ.

Статьей 239 БК РФ установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта,


за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Главой 24.1. «ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ОБРАЩЕНИЮ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» перечислены случаи, когда взыскание производится на основании судебных актов.

При этом возможность взыскания денежных средств, используемых не по целевому назначению, данной главой, а также и главой 24, в которой находится статья 239 БК, не предусмотрена.

При таких обстоятельствах суд полагает, что статья 239 БК РФ к настоящим правоотношениям не применима, и в силу прямого указания, содержащегося в статье 289 БК РФ, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 АПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Производство по делу прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия определения путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Костромской области.

Судья

А.В.Зиновьев



2

3

4

5

6

7