АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156000, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № А31-7464/2016
г. Кострома 25 апреля 2022 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Хубеев Александр Фаатович,рассмотрев заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ» ФИО1 о процессуальном правопреемстве на стороне должника и изменении способа исполнения судебного акта,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ», Костромская область, Судиславский район, пгт. Судиславль, ул. Советская, д. 18б (ИНН <***>, ОГРН <***>),
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Болотова С.В.,
без участия представителей сторон, установил:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ» конкурсный управляющий ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением, просила:
Произвести процессуальную заменудолжника по определению Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2021 г. а также по исполнительному листу серии ФС № 012423489, дата выдачи 03.06.2021 г., по делу № A31-7464/2016 с Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН <***>), на его правопреемника Администрацию Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН <***>);
Изменить порядок исполнения:установив исполнение определения Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2021 г. по делу № A31-7464/2016 в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
Конкурсный управляющий представила дополнительные пояснения по заявлению, требования поддержала.
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, против процессуального правопреемства не возражала, просила отказать в удовлетворении требований об изменении порядка исполнения судебного акта.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив представленные материалы, проверив обоснованность доводов заявления, суд приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 18 октября 2017 года по делу № А31-7464/2016 муниципальное унитарное предприятие «Судиславское ЖКХ», Костромская область, Судиславский район, пгт. Судиславль, ул. Советская, д. 18б (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом). Конкурсным управляющим утверждена ФИО1.
06.08.2020 конкурсный управляющий ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением об исключении имущества из конкурсной массы должника.
Определением от 05.05.2021 производство по заявлению в части признания объектов коммунальной инфраструктуры, входящих в обслуживание систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с Перечнем имущества, находящегося на балансе организации и входящих в единый цикл производства, подлежащими возврату Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области, в соответствии с Таблицей №1 в ходатайстве от 01.08.2020 и установления срока для передачи имущества прекращено; установлен размер компенсации уменьшения конкурсной массы должника в размере 2597419 руб. 08 коп.; с Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в конкурсную массу Муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ», Костромская область, Судиславский район, пгт. Судиславль, ул. Советская, д. 18б (ИНН <***>, ОГРН <***>) взысканы денежные средства в размере 2597419 руб. 08 коп.; в остальной части отказано.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН <***>) 14.07.2021 г. налоговым органом принято и зарегистрировано решение о ликвидации Администрацией городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области от 30.06.2021 г.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется, глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Это положение закона само по себе указывает на то, что местная администрация муниципального района является правопреемником местной администрации соответствующего поселения как в публично-правовом (полномочия), так и гражданско-правовом (обязательства) отношении.
Важно отметить, что создание единой администрации не повлечёт за собой упразднения муниципальных образований. Речь идёт только о создании единой исполнительно-распорядительной власти при безусловном сохранении представительных органов муниципального района и городского поселения.
Решением Совета депутатов городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области от 31.10.2018 г. № 53 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования городское поселение посёлок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области (далее — Устав поселения), согласно которых после истечения срока полномочий ныне действующего Совета депутатов городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области администрацией Судиславского муниципального района Костромской области будут исполнятся полномочия администрации городского поселения посёлок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области.
Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района Костромской области от 31.10.2018 г. № 99 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области (далее - Устав района), согласно которых Администрация муниципального района в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования городское поселение поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области, настоящим Уставом исполняет полномочия администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области.
Полномочия администрации Судиславского муниципального района в части исполнения полномочий администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района определяются Уставом муниципального образования городское поселение поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области и принятыми в соответствии с ним решениями Совета депутатов городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области.
Администрация городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района ликвидируется как юридическое лицо, приобретенные ею гражданские права и обязанности переходят к администрации Судиславского муниципального района муниципального района.
В соответствии с абзацем 2 части 8 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Полномочия Совета депутатов городского поселения поселок Судиславль истекли 19 сентября 2021 года (выборы депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Судиславль нового созыва), следовательно, начиная с 20 сентября 2021 года администрация Судиславского муниципального района исполняет полномочия администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района.
Согласно части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), в том числе Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования и т.д.) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Процессуальное правопреемство возможно при доказанности состоявшейся уступки в материальном правоотношении.
Лица, участвующие в деле против процессуального правопреемства не возражали.
Таким образом, заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ» ФИО1 о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
В отношении требования конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ» ФИО1 об изменении способа исполнения судебного акта, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1, 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно части 2 статьи 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В пункте 4 статьи 242.2 БК РФ установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Кодекса).
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Согласно определению суда от 05.05.2021 обращение взыскания осуществляется на средства казны по денежным обязательствам Муниципального образования городское поселение поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области, а не по денежным обязательствам муниципального казенного учреждения (администрации).
Таким образом, взыскание задолженности по определению суда от 05.05.2021 должно быть произведено за счет казны Муниципального образования городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в соответствии с частью 4 статьи 242.2 БК РФ.
В заявлении (ходатайстве) конкурсный управляющий МУП «Судиславское ЖКХ» ФИО1 от 06.08.2020 г., на основании которого принято определение суда от 05.05.2021 просила суд установить размер компенсации уменьшения конкурсной массы подлежащий возмещению Администрацией городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области в конкурсную массу должника в размере балансовой стоимости имущества 13 306 913,38 рублей и взыскать данную сумму за счет казны Муниципального образования «городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области» в лице Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области.
По вопросу не исполнения Определения суда от 05.05.2021 г., администрация пояснила, что не имеет возможности его исполнить в связи с отсутствием в бюджете городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области денежных средств на эти цели.
В адрес первого заместителя губернатора Костромской области ФИО2 и заместителя губернатора Костромской области ФИО3 администрацией Судиславского муниципального были направлены обращения об оказании финансовой помощи для исполнения определения арбитражного суда Костромской области от 05.05.2021 г. по делу № А31-7464/2016. По результатам рассмотрения обращений финансовая помощи из областного бюджета не оказана.
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области направила в адрес Совета депутатов городского поселения поселок Судиславль ходатайство с просьбой предусмотреть в бюджете городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области на 2022 год денежные средства в сумме 2 597 419 руб. 08 коп. для расчета с МУП «Судиславское ЖКХ», в удовлетворении ходатайства было отказано в связи с дефицитом бюджета поселения.
С учетом изложенного требования конкурсного управляющего об изменении порядка исполнения, установлении исполнения определения Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2021 г. по делу № A31-7464/2016 в порядке статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 48, 184, 185, 223, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Судиславское ЖКХ» ФИО1 о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести процессуальную заменудолжника по определению Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2021, по исполнительному листу серии ФС № 012423489, дата выдачи 03.06.2021 г., по делу № A31-7464/2016 с Администрации городского поселения поселок Судиславль Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН <***>), на его правопреемника Администрацию Судиславского муниципального района Костромской области (ИНН <***>).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Костромской области в месячный срок со дня его вынесения.
Судья А.Ф. Хубеев