ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А31-98/2020-ИП от 11.06.2020 АС Костромского области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

http://kostroma.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об уменьшении исполнительского сбора

и предоставлении рассрочки исполнения постановления

Дело № А31-98/2020-ИП

г. Кострома 11 июня 2020 года

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Мосунова Дениса Александровича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочетковой Д.Н, рассмотрев в судебном заседании заявление муниципального унитарного предприятия города Костромы «Троллейбусное управление» об уменьшении размера исполнительского сбора на ? по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2018 № 44001/18/224812 на сумму 10000 руб. 00 коп. до 7500 руб. 00 коп., предоставлении рассрочки исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2018 на 3 года,

без участия представителей сторон,

установил:

муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Троллейбусное управление» обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора на ? по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2018 № 44001/18/224812 на сумму 10000 руб. 00 коп. до 7500 руб. 00 коп, предоставлении рассрочки исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2018 на 3 года.

Взыскатель по исполнительному производству – Государственное учреждение – УПФР по Костроме и Костромскому району Костромской области.

Судебный пристав-исполнитель явку представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении заявления без его участия, отзыв, в соответствии с которым считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Третьи лица (УФССП России по КО и взыскатель) явку также не обеспечили.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд устано­вил следующие обстоятельства.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области на основании исполнительного документа – постановления органа пенсионного фонда о взыскании с муниципального унитарного предприятия города Костромы «Троллейбусное управление» задолженности по страховым взносам в сумме 2151024,11 руб., 29.11.2016 возбуждено исполнительное производство № 81644/16/44001.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольной уплаты взыскиваемых сумм задолженности.

Кроме того, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств, подтверждающих, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и десяти тысяч с должника-организации.

Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, и не уведомил судебного пристава-исполнителя о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельствах и других непредвиденных и непреодолимых препятствиях, влекущих невозможность добровольного исполнения исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем 09.10.2019 в рамках указанного выше исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 92982 руб. 93 коп.

МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию по исполнительному производству № 81644/16/44001, поскольку должник находится в тяжелом финансовом положении. В качестве доказательств тяжелого финансового положения должник указал следующее.

МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» не отрицало наличие задолженности перед налоговым органом, но не имело возможности произвести погашение, в связи с тяжёлым финансовым положением предприятия и имеющейся задолженностью в сумме более 70 000 000 руб.

06.08.2018 УФНС России по КО была инициирована подача в Арбитражный суд Костромской области заявления о признании МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» несостоятельным (банкротом).

МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» по мере возможностей предпринимало меры к погашению задолженности как собственными средствами, так и за счет предоставляемых администрацией города Костромы санаций. Так, за период с 06.08.2018 по 12.09.2019 предприятие погасило сумму задолженности перед УФНС в размере 41734556,4 руб. в рамках дела № A31-10066/2018 о несостоятельности. 12.09.2019 УФНС России по КО было отказано в признании МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» банкротом.

За вышеуказанный период между предприятием и УФНС России по КО велись переговоры по заключению мирового соглашения на всю имеющуюся сумму задолженности.

В связи с отказом УФНС России от предоставления рассрочки на 3 года предприятие с помощью санации предоставленной администрацией города Костромы удалось избежать банкротства и продолжить переговоры по заключению мирового соглашения и урегулированию между сторонами процесса погашения.

27 ноября 2019 года УФНС России по КО повторно подало заявление о признании МУП г. Костромы «ТУ» банкротом. Были предъявлены требования на сумму 68 300 743,05. На данную сумму было заключено мировое соглашение 09.01.2020 сроком на 3 года. 16.01.2020 мировое соглашение по делу № А31-16755/2019 было утверждено Арбитражным судом КО.

После того, как из производства МОСП по ОВИП была исключена задолженность перед УФНС, МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» приняло исчерпывающие меры и в полном объёме погасило основную сумму долга перед оставшимися взыскателями.

Таким образом, по состоянию на 17.03.2020 в производстве МОСП по ОВИП находится только исполнительский сбор, в сумме 7022545,51 руб., часть из которого оспаривается в судебном порядке на сумму 3204746,39 руб., производство приостановлено.

В соответствии с Уставом МУП г. Костромы «Троллейбусное управление», основным источником финансирования деятельности предприятия являются денежные средства, получаемые за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа в размере тарифа, установленного уполномоченным органом. В настоящее время предприятие является убыточным в силу того, что тариф составляет 20 руб. за одну поездку, при экономически обоснованном тарифе в сумме 36,37 руб.

Ежемесячно МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» необходимо более 19156 000 руб., для осуществления следующих платежей:

- по мировому соглашению между предприятием и УФНС России по КО - 1 956 000 руб.;

- запчасти для подвижного состава - 500 000 руб.;

- электроэнергия - 2 250 000 руб.;

- топливо - 2 350 000 руб.;

- отопление, водоснабжение - 800 000 руб.;

- текущие налоги - 1 300 000 руб.;

- страховые взносы с ФОТ - 2 600 000 руб.;

- охрана, услуги связи, тех. осмотр ТС, Глонасс, ОСАГО, ОСГОП - 350 000 руб.

- услуги банка - 50 000 руб.;

Численность работников предприятия составляет 329 человек. На заработную плату ежемесячно требуется 7 000 000 руб. При этом, выручка предприятия составляет 14 800 000 руб., из них:

- от продажи контрольных билетов - 9 000 000 руб.;

- от транспортной работы - 5 500 000 руб.;

- от доходов от прочих видов деятельности - 300 000 руб., которые направляются напрямую МОСП по ОВИП контрагентами.

Наличие значительной суммы задолженности по исполнительскому сбору затрудняет нормальную финансово - хозяйственную деятельность предприятия, так как судебным приставом исполнителем предпринимаются меры в виде ограничений по кассе на 80%, арестов имущественных прав, недвижимого и движимого имущества предприятия, счетов и т.д. По сути, исполнительский сбор в таком объёме затрудняет исполнение утверждённого Арбитражным судом Костромской области мирового соглашения заключенного между МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» и УФНС России по КО. Взыскание исполнительского сбора в полном объеме нарушает имущественное право как должника, так и основного кредитора - ИФНС России по г. Костроме.

Изучив представленные доказательства, суд признает требование о снижении размера исполнительского сбора подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (пункт 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (пункт 3).

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7).

При рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора суду следует исследовать вопрос вины должника, устанавливать наличие обстоятельств, которые препятствовали своевременному исполнению требований исполнительного документа, размер исполнительского сбора может быть снижен судом при наличии соответствующих оснований.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду.

Аналогичная позиция выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, согласно которому размер исполнительского сбора, установленный пункте 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Суд установил, что МУП г. Костромы «Троллейбусное управление» не могло своевременно выполнить требования судебного пристава – исполнителя по оплате задолженности вследствие тяжелого финансового положения.

Таким образом суд, принимая во внимание тяжелое финансовое положение предприятия, а также исходя из принципа справедливости и соразмерности применяемой санкции, оценки характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и того факта, что взыскание исполнительского сбора в максимальном размере может привести к еще большему ухудшению его финансового положения, приходит к выводу о том, что взыскание исполнительского сбора в размере 35645 руб. 76 коп. несоразмерно совершенному нарушению и размер исполнительского сбора подлежит снижению на одну четверть от взыскиваемой суммы, что составляет 26734 руб. 32 коп.

Одновременно заявитель ходатайствует о предоставлении рассрочки оплаты исполнительского сбора.

В силу части 6 статьи 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением о рассрочке взыскания исполнительского сбора.

Из части 1 статьи 324 АПК РФ следует, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с частью 2.1. статьи 324 АПК РФ по правилам, установленным частью 2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.

При разрешении данного вопроса арбитражным судом могут быть приняты во внимание установленные по делу обстоятельства, финансовое положение должника, применяемые им меры к погашению задолженности, интересы должника и взыскателя.

Взыскание значительной суммы задолженности по исполнительскому сбору затруднит нормальную финансово - хозяйственную деятельность предприятия, так как судебным приставом исполнителем предпринимаются меры в виде ограничений по кассе на 80 %, арестов имущественных прав, недвижимого и движимого имущества предприятия, счетов и т.д.

Таким образом, единовременное взыскание исполнительского сбора в полном объеме нарушит имущественное право как должника, так и основного кредитора - ИФНС России по КО.

Выводы суда о тяжелом финансовом положении должника как обстоятельстве, затрудняющем исполнение постановления судебного пристава-исполнителя, подтверждаются материалами дела, в связи с чем суд считает правомерным предоставить рассрочку по уплате исполнительского сбора в сумме 7500 руб. 00 коп. сроком на 3 года с 1 июля 2020 года равными долями (208,33 руб. в месяц).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с муниципального унитарного предприятия города Костромы «Троллейбусное управление» на основании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области о взыскании исполнительского сбора 09.07.2018 № 44001/18/224812 на одну четверть от взыскиваемой суммы - до 7500 руб. 00 коп.

Предоставить муниципальному унитарному предприятию города Костромы «Троллейбусное управление» рассрочку исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2018 № 44001/18/224812 на 3 года, начиная с 1 июля 2020 года, равными долями.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия определения путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Костромской области.

Судья Д.А.Мосунов