О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А-32-10812/08-34/195
от 14 июля 2008 года
Арбитражный суд Краснодарского края в лице судьи Марчук Т.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Приват-Инвест» г. Краснодар
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе г. Краснодар
о признании незаконными действий руководителя группы его инспекторов и недействительным требования № 7 от 03.06.08
При участии в заседании: от заявителя – Гаспаряна Г.Т. по доверенности без номера от 06.05.08
От заинтересованного лица – Пашковского А.Е. и Кушу С.В. с подтвержденными полномочиями
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Приват-Инвест» (далее общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий руководителя группы его инспекторов и недействительным требования № 7 от 03.06.08, подписанным руководителем группы инспекторов РО ФСФР России в ПР Кущ В. А. о предоставлении группе инспекторов РО ФСФР России в ПР в срок до 04.06.08 выписки из штатного расписания ОАО «Приват-Инвест», содержащей данные о внутренней структуре подразделений организации, с указанием фамилий, имен, отчеств сотрудников организации (в том числе по совместительству) по состоянию на 28.03.08. Указанное требование предъявлено в связи с проведением внеплановой выездной проверки ОАО «Приват-Инвест» на основании приказа руководителя РО ФСФР России в ПР от 14.04.2008 г. №26-пр.
Действия руководителя группы инспекторов РО ФСФР России в ПР Кущ В. А. и подписанное им требование № 7 заявитель просит суд признать незаконными, так как они не связаны с проводимой проверкой соблюдения законодательства об акционерных обществах и рынке ценных бумаг РФ, а также не связано с предметом проверки, указанным в Приказе РО ФСФР России в ПР от 14.04.08 № 26-пр.
Кроме того, по мнению заявителя, пункт 19.3 Административного регламента по исполнению ФСФР государственной функции контроля и надзора (утв. Приказом ФСФР от 13.11.07 № 07-107/пз-н) содержит исчерпывающий перечень документов, которые в праве затребовать инспекторы ФСФР при проведении проверки организации.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на их необоснованность, и указало, что обжалуя оспариваемое требование, общество рассчитывает уйти от ответственности за невыполнение законного требования своего акционера.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела и документы, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд пришёл к выводу о неподведомственности заявленных требований арбитражному суду по следующим основаниям.
В соответствии с приказом руководителя РО ФСФР России в ПР от 14.04.08 № 27-пр и на основании запроса УВД по г. Краснодару (исх. № 33/4/9-629 от 31.03.08) была проведена внеплановая выездная проверка деятельности ОАО «Приват-Инвест».
В ходе проверки в адрес РО ФСФР России в ПР поступила жалоба от акционера ОАО «Приват-Инвест» Световидова Н.Н. (вх. №2464 от 11.04.08), в которой указывается на то, что ОАО «Приват-Инвест» не представило ему как акционеру общества документы по требованию о предоставлении информации, направленному в соответствии с пунктом 1 статьи 89 и статьи 91 Федерального закона РФ № 208-ФЗ от 24.11.95 «Об акционерных обществах».
Одновременно Светоидов Н.Н. является акционером ОАО «Финансовый партнер» и идентичное требование о предоставлении документов в соответствии со ст.91 Закона об «Об акционерных обществах» было направлено и в данное общество. Акционеру также было отказано в предоставлении по его требованию полагающейся ему информации.
Основанием к отказам в предоставлении испрашиваемой информации послужили материалы экспедиции ОАО «Приват-Инвест», в соответствии с которыми при вскрытии поступившего в его адрес конверта в него было вложено заявление Светоидова Н.Н., адресованное ОАО «Финансовый партнер».
Считая, что ОАО «Финансовый партнер» и ОАО «Приват-Инвест» находятся по одному юридическому адресу, представителем обоих обществ, а так же должностных лиц обоих обществ при рассмотрении дел об административных правонарушений в РО ФСФР России в ПР было одно и то же лицо (Никитина Т.Ю.), корреспонденция от акционера Световидова Н.И. в оба общества была принята одним и тем же лицом (Лакей М.В.), а манипуляции с конвертами были произведены этими обществами с целью уйти от ответственности в надежде в дальнейшем обжаловать решения РО ФСФР России в ПР, 03.06.08 в ОАО «Приват-Инвест» руководителем группы инспекторов РО ФСФР России в ПР Кущ В.А. было подготовлено и направлено требование № 7 о представлении в срок до 04.06.08 выписки из штатного расписания ОАО «Приват-Инвест», содержащей данные о внутренней структуре подразделений организации, с указанием фамилий, имен, отчеств сотрудников организации (в том числе по совместительству) по состоянию на 28.03.08.
Оспаривая действия руководителя группы заинтересованного лица и вынесенного ею требования, заявителем не учтено следующего.
Подведомственность спора арбитражному суду определяется параграфом 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Подведомственность арбитражных судов».
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом следует понимать юридически властное волеизъявление государственного или иного органа, обращенное к конкретному лицу, влекущее для него возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, рассчитанное на однократное применение.
В соответствии с пунктом 25 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденного приказом ФСФР от 13.11.07 № 07-107/пз-н работники ФСФР России (РО ФСФР России) несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий и должностных обязанностей, закрепленную в должностных регламентах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за совершением действий и принятием решений по итогам проверки Центрального аппарата ФСФР России, а также по итогам рассмотрения представлений РО ФСФР России о приостановлении действия/аннулировании лицензии возлагается на начальника Управления надзора. Начальник Управления надзора несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление функций и полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины. Контроль за совершением действий и принятием решений по итогам проверки РО ФСФР России возлагается на заместителей руководителей РО ФСФР России в соответствии с распределением обязанностей. Руководитель РО ФСФР России несет персональную ответственность за осуществление РО ФСФР России возложенных на него функций.
Согласно пункту 26 вышеназванного Регламента организации, иные лица имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц ФСФР России, РО ФСФР России в досудебном и судебном порядке. Контроль деятельности РО ФСФР России осуществляет ФСФР России.
Проверяемые организации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц: - инспекторов - руководителю группы инспекторов; руководителя группы инспекторов - начальнику Управления надзора (руководителю РО ФСФР России или его заместителям); РО ФСФР России (его отдельных работников) - ФСФР России; ФСФР России (его отдельных работников) - руководителю ФСФР России, Правительству Российской Федерации.
Согласно пункту 26.1. Административного регламента действия инспектора ФСФР России при проведении выездной проверки (плановой или внеплановой) обжалуются должностным лицом проверяемой организации руководителю группы инспекторов в письменной форме. Проверяемая организация вправе обжаловать действия только тех инспекторов, которые непосредственно осуществляют проверку данной организации (указаны в приказе о проведении данной проверки), и только в течение срока проведения проверки, указанного в приказе о проведении данной проверки.
Заявление (обращение, жалоба) должностного лица проверяемой организации (с приложением подтверждающих документов или без таковых) передается руководителю группы инспекторов в ходе проведения проверки в момент нахождения группы инспекторов на территории (в помещении) проверяемой организации. Заявление подготавливается работниками проверяемой организации в двух экземплярах. Первый экземпляр получает руководитель группы инспекторов, второй экземпляр с отметкой руководителя группы инспекторов о получении (с проставлением подписи, даты и времени получения) передается проверяемой организации.
Заявление (обращение, жалоба) должностного лица проверяемой организации должно быть рассмотрено руководителем группы инспекторов в срок не более 5 рабочих дней с даты получения такого заявления.
Решение по результатам рассмотрения заявления (обращения, жалобы) об обжаловании действий инспекторов принимает руководитель группы инспекторов и в срок, предусмотренный для рассмотрения такого заявления (обращения, жалобы), подготавливает письменный ответ на имя проверяемой организации. Ответ руководителя группы инспекторов подготавливается в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю (иному уполномоченному лицу) проверяемой организации, второй экземпляр с отметкой руководителя (иного уполномоченного лица) проверяемой организации о получении (с проставлением подписи, даты и времени получения) формируется в дело с материалами проверки.
В случае выявления руководителем группы инспекторов в действиях инспектора нарушения требований законодательства Российской Федерации или признаков совершения правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель группы инспекторов в срок, установленный абзацем 3 настоящего подпункта, передает заявление (жалобу, обращение) и докладывает обстоятельства начальнику Управления надзора.
Начальник Управления надзора рассматривает заявление (жалобу, обращение) и принимает решение о необходимости применения к инспектору мер дисциплинарного, административного или иного предусмотренного законодательством характера в соответствии с процедурами, установленными законодательством Российской Федерации. Начальник Управления надзора принимает в случае необходимости решение об устранении последствий нарушения, допущенного инспектором. Заявитель информируется обо всех принятых по его заявлению решениях.
В соответствии с пунктом 26.2. действия руководителя группы инспекторов при проведении выездной проверки (плановой и внеплановой) обжалуются должностным лицом проверяемой организации начальнику Управления надзора (заместителю руководителя ФСФР России, руководителю ФСФР России) в письменной форме. Заявление об обжаловании действий руководителя группы инспекторов (с приложением подтверждающих документов или без таковых) направляется почтой в адрес ФСФР России на имя начальника Управления надзора (заместителя руководителя ФСФР России, руководителя ФСФР России) или передается в установленном порядке в экспедицию ФСФР России.
Проверяемая организация вправе обжаловать действия только руководителя группы инспекторов, который непосредственно руководит проверкой данной организации (указан в приказе о проведении данной проверки в качестве руководителя группы инспекторов), и только в течение срока проведения проверки, указанного в приказе о проведении данной проверки.
Заявление (обращение, жалоба) об обжаловании действий руководителя группы инспекторов должно быть рассмотрено в срок не более 30 дней с даты поступления такого заявления в ФСФР России. Решение по результатам рассмотрения принимает заместитель руководителя ФСФР России. Письменный мотивированный ответ на заявление направляется в адрес проверяемой организации. Указанный ответ подписывает заместитель руководителя ФСФР России, курирующий деятельность Управления надзора.
В случае выявления в действиях руководителя группы инспекторов нарушения требований законодательства Российской Федерации или признаков совершения правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник Управления надзора в установленном порядке докладывает заместителю руководителя ФСФР России о выявленном нарушении (правонарушении). Заместитель руководителя ФСФР России в установленный законодательством срок принимает решение о применении к руководителю группы инспекторов мер дисциплинарного, административного или иного предусмотренного законодательством характера в соответствии с процедурами, установленными законодательством Российской Федерации. Заместитель руководителя ФСФР России принимает в случае необходимости решение об устранении последствий нарушения, допущенного руководителем группы инспекторов. Заявитель информируется о всех принятых по его заявлению решениях.
Действия РО ФСФР России (его отдельных работников) обжалуются должностным лицом организации, в отношении которой РО ФСФР России проводит надзорные мероприятия. Организация вправе обжаловать действия РО ФСФР России или его отдельных работников в случае, если полагает (имеет подтверждающие документы), что ее права нарушаются действиями РО ФСФР России (его отдельных работников). Заявление об обжаловании действий РО ФСФР России и/или его отдельных работников (с приложением подтверждающих документов или без таковых) направляется почтой в адрес ФСФР России на имя руководителя ФСФР России (заместителя руководителя ФСФР России) или передается в установленном порядке в экспедицию ФСФР России. Заявление об обжаловании действий РО ФСФР России и/или его отдельных работников рассматривает структурное подразделение ФСФР России в соответствии с распределением полномочий.
Заявление (обращение, жалоба) об обжаловании действий РО ФСФР России и/или его отдельных работников должно быть рассмотрено в срок не более 30 дней с даты поступления такого заявления в ФСФР России. Решение по результатам рассмотрения принимает заместитель руководителя ФСФР России, курирующий деятельность структурного подразделения, рассматривавшего данное заявление. Письменный мотивированный ответ за подписью заместителя руководителя ФСФР России на заявление подготавливается соответствующим структурным подразделением и направляется в адрес заявителя.
В случае выявления в действиях РО ФСФР России и/или его отдельных работников нарушения требований законодательства Российской Федерации или признаков совершения правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель ФСФР России (заместитель руководителя ФСФР России) в установленный законодательством срок принимает решение о применении к работнику РО ФСФР России, ответственному за совершенное нарушение (правонарушение), мер дисциплинарного, административного или иного предусмотренного законодательством характера в соответствии с процедурами, установленными законодательством Российской Федерации. Руководитель ФСФР России (заместитель руководителя ФСФР России) принимает в случае необходимости решение об устранении последствий нарушения, допущенного работником РО ФСФР России. Заявитель информируется о всех принятых по его заявлению решениях.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Решения и действия ФСФР России могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым ФСФР России осуществляет свои функции (пункт 27 Административного регламента).
В этой связи действия руководителя группы инспекторов РО ФСФР России в ПР Кущ В. А. в части истребования им от заявителя информации, не относящейся к предмету проверки, не подлежат обжалованию в арбитражный суд , а подписанное им требование № 7 от 03.06.06 не является ненормативным правовым актом и не несет для заявителя никакой правовой нагрузки, поскольку подписано не должностным лицом, уполномоченным принимать решения, обязательные для исполнения, лицом, которому этот акт адресован.
Анализ оспариваемого требования позволяет сделать вывод, что оно не является ненормативным актом государственного органа, поскольку не содержит властных предписаний, обязательных для исполнения юридическим лицом, а также сведений и сроков, обязывающих ОАО «Приват-Инвест» совершить какие-либо действия, нарушающие его права и интересы.
Следовательно, оспариваемое заявителем требование не несет для заявителя никакой правовой нагрузки как ненормативный акт и не влечет за собой никаких правовых последствий при его неисполнении, поэтому в силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалование его не подведомственно арбитражному суду.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в арбитражный суд, подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 27 - 33, 104, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184-185, 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Производство по делу прекратить.
Выдать ОАО «Приват-Инвест» г. Краснодар справку на возврат из доходов федерального бюджета 5 000 руб. уплаченной государственной пошлины по квитанциям от 04.06.08.