ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А32-12116/2012 от 09.07.2012 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

350063, г. Краснодар, ул. Красная, д.6, факс судьи 8-(861)-268-30-68

Интернет-сайт Арбитражного суда Краснодарского края: www.krasnodar.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                            Дело № А32-12116/2012

«09» июля  2012 г.

Резолютивная часть определения объявлена 09.07.2012 г. Определение в полном объёме изготовлено 09.07.2012 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Пристяжнюка А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Овакимян О.М. при рассмотрении заявления Федерального государственного казенного учреждения «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Сочи об установлении факта владения и пользования нежилыми помещениями на праве оперативного управления. Заинтересованное лицо – Управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел г. Сочи. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ФГУП «Южный федеральный центр спортивной подготовки», г. Сочи.

В судебном заседании участвуют представители:

От заявителя: ФИО1 – по доверенности от 03.07.2012г.; ФИО2 – по доверенности от 26.03.2012г.

От заинтересованного лица: не явился.

От третьего лица: не явился.

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Сочи обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об установлении факта владения и пользования  Федеральным государственным казенным учреждением «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» нежилыми помещениями на праве оперативного управления расположенными: <...>

- литер «В», номер на поэтажном плане: 7, 77, 711 , 1980 г. площадью 113,2 кв.м. 1-ый этаж;

- литер «В», номер на поэтажном плане: 21, 22, 23, 24, 25, 251, 26, 27, 28, 281, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 1980 г. площадью 200,9 кв.м. 3-ый этаж;

- литер «В», номер на поэтажном плане: 12, 121, 1211, 12111, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 1980 г. площадью 232,6 кв.м. 1-ый этаж;

Заинтересованное лицо – Управление  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел г. Сочи.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ФГУП «Южный федеральный центр спортивной подготовки», г. Сочи.

Заявитель заявленные требования поддержал.

Суд, с учетом мнения заявителя, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в стадии судебного разбирательства.

Заявитель просит удовлетворить заявленные требования полном объеме.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, считает, что заявление следует оставить без рассмотрения по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, 02.10.1996г. Постановлением № 692 Главы администрации города Сочи было принято решение о закреплении в постоянное совместное пользование за Яхт-клубом «Сочи», Муниципальной жилищно-коммунальной фирмой города и Сочинской объединенной технической организацией земельный участок общей площадью 1,0 га, в том числе дорога общего пользования с тротуаром 0,085 га, фактически занимаемый зданием Яхт-клуба по ул. Бзугу, 6 в Хостинском районе.

Постановлением Главы администрации города Сочи от 28.11.1996г. №862 было принято решение об отводе дополнительных площадей и выдаче государственных актов на право пользования землей, предоставляемой для строительства и иных целей предприятиям и организациям города, в том числе и Яхт-клубу «Сочи», Муниципальной жилищно-коммунальной фирмой города и Сочинской объединенной технической организации (совместное пользование) было дополнительно отведено 0,34 га.

Пользователи земельного участка произвели раздел земельного участка Яхт-клуба «Сочи» в соответствии с балансовой принадлежностью, что подтверждается Актом раздела земельного участка. (л.д. 88).

Выделенный земельный участок площадью 13 400 кв.м. зарегистрирован как федеральная собственность, кадастровый номер 23:49:03 02 025:0005, что подтверждается Свидетельством о Государственной регистрации права от 10.09.2004 Серия 23-АБ 582173.

В соответствии с распоряжением Комитета по управлению имуществом города Сочи от 26.07.1996 № 271-р состоялась передача на баланс муниципальной жилищно-коммунальной фирме части нежилых помещений здания по адресу: <...>., предназначенных для размещения спасательной службы МЖКФ г. Сочи, общей площадью 537,0 кв.м., что подтверждается так же актом передачи с баланса Яхт-клуба «Сочи» на баланс Сочинской МЖКФ (л.д. 108).

Спасательная служба МЖКФ переименована в Сочинское отделение Государственной инспекции по маломерным судам Краснодарского края.

В соответствии с Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.08.2004 № 410 создана в составе ФГКУ «ЮРПСО МЧС России» поисково-спасательная служба на акватории.

Согласно приказу Государственной инспекции по маломерным судам Краснодарского края от 03.11.2004 № 01/105-П произведено сокращение гражданского персонала ГИМС Краснодарского края. Вся служебная документация Сочинского отделения ГИМС Краснодарского края передано в «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России».

В результате чего, актом приема-передачи от 30.11.2004г., основные фонды и имущество Сочинского отделения ГИМС Краснодарского края переданы в ФГКУ «ЮРПСО МЧС России».

10.11.2010г. ФГКУ «ЮРПСО МЧС России» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Хостинский отдел г. Сочи с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на спорные помещения.

Однако сообщениями от 11.01.2011г. №19/104/2010-435, 19/104/2010-434, 19/104/2010-433 в осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на указанные помещения - отказано, в связи с возникновением противоречий между заявленными и зарегистрированными ранее правами.

Считая, что отсутствие возможности получить надлежащие документы, удостоверяющие факт владения и пользования указанными нежилыми помещениями на праве оперативного управления, послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.

При рассмотрении заявления суд исходит из следующего.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным  процессуальным  кодексом Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными в главе 27 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 217 АПК РФ предусмотрено, что Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 219 АПК РФ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13, арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий:

            1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;

3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;

4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.

Согласно части 4 статьи 221 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение. В определении заявителю и другим заинтересованным по делу лицам разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства

Как усматривается из содержания заявления Федерального государственного казенного учреждения «Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», г. Сочи и приложенных к нему доказательств, у заявителя возник вопрос о государственной регистрации права оперативного управления на указанное в заявлении имущество.

В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" заявление об установлении наличия или отсутствия права не подлежит рассмотрению в порядке особого производства об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Исходя из смысла норм главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке особого производства не может быть установлено наличие права у конкретного лица. Фактически истец просит об установлении права, а не факта, имеющего значение для возникновения, изменения или прекращения такого правоотношения.

В случае если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд, руководствуясь статьей 148 и частью 3 статьи 217, частью 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса, оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке.

При таких обстоятельствах, с учетом требований п. 3 ст. 148 АПК РФ иск подлежит оставлению без рассмотрения.

Руководствуясь ст. 27, 104, 148, 184, 217, 221, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление заявителя об установлении факта имеющее юридическое значение  оставить без рассмотрения.

Заявителю выдать справку на возврат из бюджета уплаченную по платежному поручению № 4730320 от 17.05.2012 года госпошлину в размере 2 000 рублей.

Определение может быть обжаловано в месячный срок от даты его принятия в 15-й арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья                                                                                                    А.Г. Пристяжнюк