АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32; тел. 8(861)293-81-03
Сайт: http://krasnodar.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар
Дело № А32-18115/2017
11 августа 2017 года
Резолютивная часть определения объявлена 10.08.2017
Полный текст определения изготовлен 11.08.2017
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Левченко О.С.,
при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Хачатрян Л.В.
рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Объединение» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 353500, <...> (далее – заявитель, общество)
заинтересованные лица:
1.Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>), 105064, <...> стар., 11/2, строение 2 (далее – Росжелдор, агентство)
2.Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>), 350000, <...> (далее – управление)
о признании недействительным решения об изъятии земельного участка
при участии в предварительном судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 – представитель, по доверенности
от иных лиц, участвующих в деле: не явились, извещены
ФИО2 – паспорт, без полномочий;
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Росжелдор от 31.03.2017 №ВЧ-15-р «Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения строительства железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» в части изъятия части земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:1871, общей площадью 702 598 кв. м, адрес (местоположение): Российская Федерация, Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Вышестеблиевская – п. Волна, площадью изъятия – 1 299 кв. м.
В материалы дела поступили возражения агентства относительно перехода в судебное разбирательство.
Суд по ходатайству агентства, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлекает к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 109012, <...> корп. стр. 1.
Также агентство ходатайствует о передачи настоящего спора по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что дело подлежит передаче в Арбитражный суд города Москвы, по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
По общему правилу, закрепленному положениями статьи 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
Согласно пункту l статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляются на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 397 (далее – Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта) агентство уполномочено на принятие решений о резервировании земель и об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также обеспечение необходимых действий, связанных с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 утверждена федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» (далее - ФЦП).
Одной из подпрограмм ФЦП является подпрограмма «Развития экспорта транспортных услуг».
Пунктом 6 приложения № 2 к программе «Развития экспорта транспортных услуг» («Описание важнейших инвестиционных проектов» программы «Развитие экспорта транспортных услуг») утвержден инвестиционный проект «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» (далее – Проект).
В целях реализации Проекта и в рамках компетенции, определенной пунктом 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, агентством принято распоряжение от 31.03.2017 № ВЧ-15-р «Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».
Согласно Положению о Федеральной службе государственно регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр (в том числе его управления) полномочиями по изъятию земельных участков не наделен.
Более того, в просительной части заявленных требований отсутствуют требования, предъявленные к управлению Росреестра.
Таким образом, суд приходит к выводу, что рассмотрение настоящего дела подсудно Арбитражному суду города Москвы, по месту нахождения заинтересованного лица – Росжелдор.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является - по смыслу статей 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации и соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права - законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Таким образом, дело подлежит передаче по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Руководствуясь статьями 35, 36, 39, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ОГРН <***>, ИНН <***>), 109012, <...> корп. стр. 1.
Передать дело № А32-18115/2017 на рассмотрение Арбитражного суда города Москвы (115225, ул. Большая Тульская, 17).
Жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции может быть подана в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения.
Судья
О.С. Левченко