Арбитражный суд Краснодарского края
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А-32-20147/2008-58/363
20 ноября 2008 г.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шкира Д.М.
судей: Мицкевич С.Р., Буренкова Л.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шкира Д.М.
рассмотрев дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Теплоэнергетическая Компания Краснодарского края»», г. Краснодар
к Муниципальному образованию Мостовской район лице Совета Муниципального образования Мостовской район, п. Мостовской
о признании недействующим решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – доверенность от 14.10.2008 № 467
ФИО2 – доверенность от 27.05.2008 № 378,
от ответчика: ФИО3 – доверенность от 16.09.2008 № 86
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Теплоэнергетическая Компания Краснодарского края»», г. Краснодар обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному образованию Мостовской район лице Совета Муниципального образования Мостовской район, п. Мостовской с требованием признать недействующим Решение Совета Муниципального образования Мостовской район от 04.12.2007 № 335.
Заявитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал. Поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнительном обосновании заявленных требований. Так пояснил, что оспариваемое решение об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в Муниципальном образовании Мостовской район противоречит действующему законодательству в сфере регулирования данных правоотношений по установлению обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг.
Утвержденные нормативы не дифференцируются в зависимости от группы жилых домов и являются необоснованно заниженными от фактически потребляемых, что приводит к возникновению не возмещенных затрат общества на производство и отпуск в необходимом объеме тепловой энергии и приводит к убыткам предприятия.
Указанное решение установив необоснованные экономически нормативы потребления тепловой энергии приводят к не возмещению обществом затрат на ее производство и следовательно нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель муниципального образования в заседании против удовлетворения заявленных требований возражает, поддержал доводы, изложенные в отзыве, в котором просит производство по делу прекратить. Указывает, что основания для рассмотрения заявления общества отсутствуют в связи с тем, что решением Совета Муниципального образования Мостовской район от 22.04.2008 № 391 оспариваемое решение было отменено по протесту принесенному прокурором района в связи с превышением полномочий муниципального органа по принятию оспариваемого решения. Оспариваемое решение в части утверждения нормативов принято на основании расчетов представленных самим обществом. Органом местного самоуправления расчет нормативов не производился.
Заявитель является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.09.2008 № 06-61-5321. Осуществляет деятельность на основании Устава общества.
Из материалов дела видно, что общество является поставщиком коммунальных услуг по тепло и водоснабжению жилых домов Мостовского района.
Решением Совета Муниципального образования Мостовской район от 04.12.2007 № 335 были установлены нормативы потребления по тепловой энергии, в том числе: по отоплению в размере 0,0348 Гкал на 1 кв.м. общей площади, норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение для жилых домов Гкал на 1 человека – 0,1875, и на горячее водоснабжение для общежитий Гкал на 1 человека – 0,098.
Указанное решение является нормативным правовым актом обязательным для исполнения на территории Мостовского района.
Общество с решением органа местного самоуправления от 04.12.2007 № 335 не согласилось, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд о признании его недействующим.
При рассмотрении заявленных требований суд руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон) для целей настоящего Федерального закона используются следующие основное понятие муниципального правового акта – это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Статьей 4 данного Закона установлена правовая основа местного самоуправления. Так правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Структуру органов местного самоуправления согласно пункту 1 статьи 34 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» составляют, в том числе представительные органы муниципального образования.
Следовательно, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 12.1 Закона Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» от 07.06.2004 № 717-КЗ перечень вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в частности организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Следовательно, нормативы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом могут принимать организации в границах поселения, а муниципальное образование.
Таким образом, оспариваемое решение было принято Советом Муниципального образования Мостовской район с превышением своих полномочий установленных законодательством.
Как видно из материалов дела, оспариваемое решение Совета Муниципального образования Мостовской район от 04.12.2007 № 335 было отменено решением Совета Муниципального образования Мостовской район № 391 от 22.04.2008, о чем заявителю было сообщено 01.10.2008 письмом Совета № 91.
Согласно рекомендациям, изложенным в пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать. Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.07.2006 № 182-О «По жалобам гражданина ФИО4, Открытого акционерного общества «Кузбасэнерго», общества с ограниченной ответственностью «Деловой центр «Гагаринский» и Закрытого акционерного общества «Инновационно-финансовый центр «Гагаринский» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 части 1 статьи 150, статьи 192 и части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» указал, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
В пункте 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.
Согласно пункту 19 указанных Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам, то есть расчетным путем исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. При этом 1 раз в год производится корректировка размеров платы за коммунальные услуги в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе горячее водоснабжение, отопление и требования к их формированию установлены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Пунктом 8, 9 правил установлено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В соответствии с пунктом 10 правил, нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Как видно из приложения к оспариваемому решению норматив потребления тепловой энергии на отопление по Мостовскому району на 2008 год составляет в том числе: по отоплению в размере 0,0348 Гкал на 1 кв.м. общей площади, норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение для жилых домов Гкал на 1 человека – 0,1875, и на горячее водоснабжение для общежитий Гкал на 1 человека – 0,098.
Советом в материалы дела представлен расчет нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения Мостовского района на 2008г., который поименован как Приложение №1 к решению Совета подписанный гл. экономистом ФИО5. Указанный расчет составлен на основании расчета нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения по Мостовскому району на 2008 год предоставленного самим обществом, произведенный его работником ФИО6 и подписанный директором филиала ОАО «ТЭПЕК».
Согласно указанного расчета норматив потребления тепловой энергии на отопление по Мостовскому району на 2008 год составляет по отоплению в размере 0,0348 Гкал на 1 кв.м. общей площади, норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение для жилых домов Гкал на 1 человека – 0,1875, на горячее водоснабжение для общежитий Гкал на 1 человека – 0,098 и расчет произведен по новой методике расчетов согласно постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Следовательно, оспариваемое решение принято органом местного самоуправления на основании расчета произведенного самим обществом нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения по Мостовскому району на 2008 год, что также подтверждается письмом общества своему филиалу в Мостовском районе от 11.01.2008 № 34 10/2 о необходимости применять нормативы потребления, которые утверждены оспариваемым решением.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы общества.
Судом не могут быть приняты доводы общества, изложенные им в заявлении, как не основанные на фактических обстоятельствах установленных судом по настоящему делу в части нарушения прав и законных интересов общества при установлении нормативов.
Таким образом, в случае, когда на момент рассмотрения арбитражным судом заявления об оспаривании нормативного правового акта, который не нарушает права и законные интересы заявителя и данный акт признан утратившим силу, производство по делу подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, а основания для отказа в удовлетворении заявления отсутствуют.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 ствтатьи150, статьями 184,185 АПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу - прекратить.
Определение может быть обжаловано в течении месяца с момента его вынесения в пятнадцатый апелляционный суд.
Председательствующий Д.М. Шкира
Судьи: С.Р. Мицкевич
Л.В. Буренков